Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Историческая живопись конца XVIII - начала XIX  века

Алексей Егорович Егоров (1776 - 1851)

Виднейшими деятелями академического искусства начала XIX века были А. Е. Егоров и В. К. Шебуев, замечательные мастера рисунка. Классическая строгость стиля нашла в рисунках Егорова, так же как и в некоторых произведениях Шебуева, свое наиболее полное выражение.
    Алексей Егорович Егоров (1776 — 1851) был учеником И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова и еще в Академии прославился как первоклассный рисовальщик.
    Совершенное знание анатомии, исключительная зрительная память и постоянная тренировка руки и глаза позволили Егорову с необычайной уверенностью рисовать человеческое тело в любых ракурсах. Егоров настолько владел техникой рисунка, что мог одним очерком, безотрывно ведя линию, точно, без малейшей ошибки воспроизвести вею человеческую фигуру, начав рисовать ее е большого пальца ноги.
В 1803 году Егоров был отправлен пенсионером в Италию, в Рим. В годы пенсионерства Егоров больше всего изучал творчество Рафаэля, стремясь постичь ясность и величие его образов, изучить и усвоить приемы его мастерства. Чистота и благородство чувства, свойственные великим произведениям классического искусства Возрождения, являются положительным качеством небольших картин Егорова, таких, как «Сусанна» (1813, Третьяковская галерея) или «Отдых  на  пути  в  Египет»  (30-е гг., Русский музей).
    В полном блеске проявилось дарование Егорова в рисунке. Многочисленные карандашные эскизы на религиозные и античные темы, создавшие славу Егорову-рисовальщику, исполнялись им чаще всего в контурной манере, легко и свободно. Художник сразу и безошибочно определял объем тел, четко строил пространственные планы, неизменно подчинял композицию строгому и мерному ритму. Он почти отказывался от применения светотени, достигая выразительности образа и пластической ясности в изображении человеческого тела с помощью линии, гибкой и свободной, утолщениями которой передавал объем. Прекрасными назвал рисунки Егорова Т. Г. Шевченко. К лучшим рисункам художника принадлежат «Рождение Иоанна» (Третьяковская галлерея), «Иоанн Креститель» (Русский музей), «Сусанна» (Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Из поздних рисунков особенно выделяется мощная штудия человеческого тела — «Андрей Первозванный» (Третьяковская галерея). Для рисунков художника на античные темы характерна мяукая, лирическая трактовка образов («Изобретение живописи» в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и др.)
    Наиболее значительная картина Егорова — «Истязание Спасителя» (1814, Русский музей, эскиз в Третьяковской галерее).
Г.И.Угрюмов. Муций Сцевола (1780-е гг.)

 

А.Е.Егоров. Истязание Спасителя. (1814)
Картине этой предшествовали многочисленные подготовительные рисунки и этюды. Художник с большим упорством добивался предельного лаконизма в композиции, полагая тем самым сильнее выразить идею произведения, заключающуюся в противопоставлении духовной силы Христа, стоически выносящего страдания, глумящимся над ним палачам. Егоров ограничил композицию фигурами Христа и трех палачей, выдвинув всю группу на первый план и придав ей как бы барельефный характер. Пропорции и формы фигур строго соответствуют академическим нормам идеальной красоты. Освещение четко выделяет идеально-прекрасное тело Христа, фигуры палачей сознательно затенены, но колорит в целом вял и бесцветен.
    Ложный, надуманный характер носят по большей части те произведения Егорова, в которых он пытался в аллегорической форме отразить современные события. Примером может служить плафон «Благоденствие мира», заказанный художнику Александром I для Царскосельского дворца. Значительно удачнее применил Егоров аллегорические приемы в иллюстрациях к произведениям Державина, исполненных по желанию поэта.
    Более всего непосредственное и внимательное наблюдение натуры сказалось в портретах художника. Особенно выразителен, тонок по живописи и поэтичен «Портрет юноши» молодого живописца В. П. Суханова, ученика Егорова (1812, Третьяковская галерея). Выделяются также точной характеристикой и мастерством живописных приемов портреты М. П. Буяльской и А. Р. Томилова (оба в Русском музее). Однако сухим и холодным является «классицизирующий» портрет Е. И. Голицыной в образе весталки (Третьяковская галерея), явно не соответствующий подлинному облику Голицыной, проявлявшей интерес к политической и общественной жизни и одной из первых оценившей талант   молодого Пушкина (поднесшего ей оду «Вольность»).
    Большой заслугой Егорова была его длительная педагогическая деятельность в Академии художеств.
Егоров был одновременно и строг в своих требованиях к ученикам и необыкновенно ласков и доступен с ними. Увлекаясь преподаванием, он умел добиться прекрасного усвоения основ рисунка учениками и безупречного знания анатомии, умел привить им и горячую любовь к искусству.
    Карл Брюллов и многие другие ученики Егорова, хотя бы и шедшие иным путем в искусстве (как, например, жанрист и офортист Лев Жемчужников, оставивший о Егорове яркие воспоминания), всю жизнь чтили заветы Егорова. Плодотворная сорокадвухлетняя педагогическая деятельность Егорова не помешала, однако, Николаю I в 1840 году, вопреки мнению всего академического совета, в котором главный голос принадлежал Брюллову, уволить Егорова.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Ждем Вас на нашем сайте www.gogol.ru.


В избранное