Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Венецианов и венециановцы

Школа Венецианова

В работах учеников Венецианова и мастеров его круга значительное место занимает портрет.                                                                        
        В тесной связи с творчеством Венецианова находятся произведения Петра Ефимовича Заболотского, одним из основных произведений которого является портрет М. Ю. Лермонтова в гусарской форме (1837, Третьяковская галерея).
        Картина Заболотского «Ветеран 1812 года», или «Унтер-офицер лейб-гвардии Московского полка» (1836, Русский музей), представляет собой типичный образчик характерного для венециановцев смешения портретного и бытового жанров; это — произведение, в котором художник подчеркивает социально-типические особенности человека, сохраняя в то же время его индивидуальные черты.
Помимо Заболотского в области портрета много поработали ученики Венецианова А. В. Тыранов, С. К. Зарянко.
        Алексей Васильевич Тыранов, один из первых и наиболее любимых учеников Венецианова, начал, как и большинство венециановцов, с писания интерьеров, портретов в интерьере, крестьянских жанров. Типична в этом отношении уже упоминавшаяся картина «В мастерской братьев Чернецовых». Примерами зрелых работ Тыранова могут служить портрет писателя И. И. Лажечникова (1837, Музей А. С. Пушкина в Ленинграде) и «Автопортрет» художника (40-е гг., Русский музей), развивающие венециановские принципы добросовестного изучения натуры и непосредственного ее изображения. Со второй половины 30-х годов Тыранов-портретист испытал влияние блестящего искусства К. П. Брюллова, под воздействием которого его портретное мастерство получило завершенность; однако вследствие того, что творчество Брюллова было воспринято Тырановым несколько поверхностно (что сказалось и в жанровых работах Тыранова), на ого портретах появился налет внешней импозантности и самодовлеющей профессиональной виртуозности. Примером может служить портрет И.К.Айвазовского (1841, Третьяковская галерея).                   
    Ученик Венецианова Сергей Константинович Зарянко, впоследствии академик, преподавал в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, сыграв большую роль в воспитании целого  поколения художников-реалистов.
        Как и Тыранов, он в ранних своих произведениях отдал дань типичным для всех венециановцев жанрам — интерьеру, групповому портрету в интерьере. Примером может служить уже упоминавшийся выше «Вид зала Училища Правоведения с группами учителей и воспитанников». Одно из лучших произведений художника— портрет скульптора Ф.П.Толстого (1850, Русский музей). Это произведение характеризует дальнейшее развитие тех принципов, на которых зиждилась педагогика Венецианова, то есть принципов непосредственного воспроизведения натуры. Мастерство передачи всех характерных особенностей внешнего облика человека и материальности аксессуаров доведено в этом портрете до виртуозности. В то же время здесь есть и умение обобщить индивидуальные особенности модели и ее образ, имеющий определенное социально-историческое содержание. Здесь создан тип человека первой четверти XIX столетия, современника 1812 года и восстания декабристов, представителя лучшей части дворянского общества этих лет с ее утонченной духовной культурой и гуманностью социальных воззрений. Этот характерный тип эпохи дан таким, каким он предстал глазам разночинца, современника общественного подъема, конца 40-х   годов, представителя другого поколения.
        Портрет Толстого принадлежит наряду с поздними портретами Тропинина и Брюллова к числу лучших произведений русской реалистической портретной живописи середины XIX столетия.
Однако в портретах, Зарянко последующих лет эти достижения в большой мере утрачиваются. Венециановско-тропининские принципы вдумчивого анализа натуры перерождаются у Зарянко в натуралистическое, сухое копирование внешнего облика изображаемых лиц. Художник все более и более увлекается тщательной разделкой аксессуаров, заслоняющих собой образ самого человека. Примером подобных портретов Зарянко могут служить портреты Н.В.Сокуровой (1854, Русский музей) и А.П. Лесниковой (50-е гг., Русский музей).
        Значение венециановцев в историй русской живописи определяется прежде всего тем, что их искусство, подобно творчеству самого Венецианова, творчеству Тропинина, явилось примером (хотя и не столь ярким) принципиального, последовательного обращения к непосредственному изображению окружающей действительности во всей ее индивидуальной характерности, вопреки эстетическим канонам академического искусства.
        Венециановцы вместе с Венециановым и Тропининым, хотя и в меньшей степени, сыграли свою роль в развитии русского реалистического искусства еще и тем, что привлекли внимание художников и публики к бытовым темам, связанным с изображением труда и частной, интимной жизни человека, и завоевали этим темам права гражданства в русской живописи.
        Творчество венециановцев расширило само понятие о жанрах живописи. Вместе с Венециановым и Тропининым венециановцы создали жанр портрета — социального типа, расширили рамки портретного искусства обращением к групповому портрету в интерьере, близкому к бытовой картине, внесли свой вклад в развитие картины на бытовую тему.
Помимо школы Венецианова в первой половине XIX века в России возник еще целый ряд очагов художественного образования. Крупнейшим и интереснейшим из них была художественная школа в Арзамасе (ныне Горьковской области), основанная художником А. В. Ступиным в 1802 году.
        Александр Васильевич Ступин (1776—1861) окончил Академию художеств, где учился (всего два года) под руководством И. А. Акимова. Педагог по призванию» Энтузиаст своего дела, Ступив собрал для своей школы в качестве учебных пособий большое количество слепков с античной скульптуры, гравюр, картин и эскизов русских и иностранных художников, архитектурных чертежей, рисунков и книг по вопросам искусства. В собрании школы находились произведения Левицкого, Акимова, Шебуева, Егорова, Варнека, Угрюмова. В помощь ученикам сыном и помощником Ступина Рафаилом Ступиным было написано руководство, представляющее собой своеобразное изложение основ художественного образования. Школа просуществовала до 1862 года. Ежегодно в ней занималось около двадцати человек. Учениками были крепостные, бывшие крепостные («вольноотпущенные»), а также мещане. Крепостных, особенно в начале работы школы, было большинство. Школа находилась под покровительством Академии художеств. Педагогическая система в основном соответствовала академической. Ступин представлял Академии отчеты о работе школы, а Академия награждала отличившихся учеников медалями и нередко снабжала школу учебными пособиями. Некоторые ученики Ступина по окончании школы поступали в Академию и в ней завершали свое художественное образование.
        Художник-энтузиаст Ступин умел создать в школе атмосферу непринужденности и дружественности и не стеснял творческой свободы своих учеников. Такая постановка преподавания несомненно способствовала развитию реалистических тенденций в творчестве художников-арзамасцев.
Арзамасская художественная школа сделала ценный вклад в развитие реалистического портрета в русской живописи первой половины XIX века, воспитав к 30—40-м годам нескольких портретистов, из которых наиболее талантливым был Николай Михайлович Алексеев - Сыромянский (1813—1880). Самая крупная работа Алексеева — групповой портрет А. В. Ступина с учениками, за который он получил звание академика (1838, Русский музей). Портрет отличается вдумчивой характеристикой изображенных лиц, естественностью поз и движений, высоким уровнем художественного мастерства; по своему характеру он, как и большинство портретов арзамасской школы 30—50-х годов, ближе всего к портретным работам школы Венецианова. К произведениям венециановцев близки и семейные портреты в интерьере, встречающиеся у того же Алексеева- Сыромянского в ранние годы его деятельности, а также интерьеры другого художника-арзамасца Павла Петровича Веденецкого (ум. 1847 г.).
Портретам Н. М. Алексеева конца 40—50-х годов присущи черты романтизма. Таков, например, «Автопортрет» 1859 года («Алеко», Третьяковская галерея).
        Из Арзамасской школы вышел пейзажист Василий Егорович Раев (1808—1871), чье творчество близко произведениям братьев Чернецовых.
        Арзамасская школа, несмотря на свою формальную зависимость от Академии, сыграла определенную роль в развитии реалистического бытового жанра в русской живописи. В 40— 50-х годах бытовой жанр представлен здесь творчеством довольно известного в будущем жанриста Николая  Ефимовича  Рачкова (1825—1895) и молодого В.Г.Перова.
        Таким образом, творчество художников Арзамасской школы органически сливается с реалистическим направлением русского искусства первой половины и середины XIX века.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.



В избранное