Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847) был первым русским живописцем, сознательно избравшим бытовой жанр основной областью своего творчества. Именно ему принадлежит заслуга утверждения в русском искусстве бытового жанра как самостоятельного и полноправного вида живописи. Тематика жанровой живописи Венецианова национальна и демократична. Художник посвятил свое творчество изображению жизни и типов русского крестьянства. Венецианов
обратился к бытовой теме одновременно с Тропининым. В отличие от Тропинина, сосредоточившего внимание главным образом на изображении отдельных народных типов, Венецианов пишет крестьян в их обычном окружении, за повседневным трудом, вырабатывая для этого форму многофигурной жанровой картины, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер.
Венецианов родился в Москве в небогатой купеческой семье. Приехав в первых годах XIX века в Петербург, он учился некоторое
время у Боровиковского, а также копировал в течение ряда дет в Эрмитаже картины старых мастеров, преимущественно итальянцев XVIII века и испанца Мурильо.
До 20-х годов Венецианов работая главным образом в области портрета, а также сатирической графики («Журнал карикатур», 1808; сатирические листы, высмеивающие французоманию русского дворянства). Венецианов-портретист в это время близок отчасти Кипренскому своей поэтизацией мира чувств человека, мягким лиризмом в обрисовке характеров. Таковы ранний портрет А. И. Бибикова (1800-е гг., Русский музей), портреты П. А. и Е. Т. Вороновых (пастель, около 1820 г., Русский музей), Н. П. Строгановой (?) (пастель, 1810-е гг., Русский музей), будущего декабриста М. А. Фонвизина (пастель, 1812, музей Революции, Ленинград), а также более поздние: дочери художника Александры (1825 —1826), В. С. Путятиной (20-е гг., Третьяковская галерея, ), дочерей художника Александры и Фелицаты (30-е гг., Русский музей).
Центральной работой среди ранних портретов мастера является его «Авто-портрет» (1811, Русский музей). Он характерен непредвзятостью восприятия художником собственного облика, непосредственностью его передачи. Венецианов изобразил себя за работой, с палитрой и кистью в руках; он как бы поставил своей задачей передать внутреннюю сосредоточенность художника, его увлечение своей работой.
А.Г.Венецианов. Портрет В.С.Путятиной (1820-е гг)
А.Г.Венецианов. Автопортрет (1811)
За «Автопортрет» Венецианов был признан Академией художеств «назначенным в академики», а за написанный в том же 1811 году большой портрет инспектора Академии художеств К. И. Головачевского с тремя учениками (Русский музей) избран академиком. В конце 10-х — начале 20-х годов реалистическая основа портретного творчества художника крепнет, его реалистические искания принимают осознанный, глубоко принципиальный характер. Как показывают
документальные источники, у Венецианова складывается в это время понимание задач искусства как непосредственного, строго следующего натуре воспроизведения окружающей действительности и прежде всего человека в его бытовом окружении. В представлении художника его дальнейший творческий путь должен был быть основан именно на таком серьезном и тщательном изучении и воспроизведении окружающей жизни. Переход на эти творческие позиции явился у Венецианова результатом глубокого осмысления собственного многолетнего творческого
опыта и наблюдений над развитием современного художнику изобразительного искусства. Отказавшись на время от писания портретов, Венецианов решительно обратился к бытовому жанру. Желая проверить на практике свои творческие принципы, художник покинул Петербург и поселился в принадлежавшей ему деревне Сафонково (ныне Калининской области). Здесь в 20-х — начале 30-х годов он и создал свои лучшие произведения.
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
Новый www.gogol.ru
позволяет самим пользователям стать соавторами проекта, он задуман как открытая площадка для творчества, а также для обсуждения самого широкого спектра вопросов культурной жизни. На сайте, любой посетитель получает право на размещение своих работ – стихов или прозы, живописи, рисунков, музыкальных треков в формате mp 3, статей и рецензий на книги, фильмы и спектакли, интервью, очерков и других работ, посвящённых вопросам культуры. Ждем Вас на нашем
сайте.