В первой трети XIX столетия были достигнуты определенные успехи на пути к дальнейшему развитию реализма в русской графике, особенно в период Отечественной войны 1812 года и в годы, последовавшие непосредственно за ее окончанием. Большие успехи были достигнуты резцовой гравюрой, в лице главным образом замечательного гравера-портретиста Н. И. Уткина ; совершенно новое содержание получила старая (ею пользовались еще преимущественно граверы петровского времени) техника офорта, и, наконец, в
начале 1816 года у нас возникла и быстро развилась новая техника — литография. Одним из новых явлений в искусстве было широкое распространение в период Отечественной войны политической карикатуры или, точнее, политической графики, так как в ней наряду с метким, убийственно злым разоблачением врага большое место уделялось прославлению народного героизма и подвигов русской армии. Известно, что эти «карикатуры», или «лубки», нередко выполняли и в прямом смысле слова роль плакатов, расклеивались в период Отечественной
войны на стенах зданий. Таким образом, не только литература, но и искусство включилось в это время в общую борьбу с врагом. Изобразительный язык карикатур был и меток и доступен; остроумие замысла сочеталось с умелым использованием жизненной выразительности бытовых деталей. Ведущими мастерами политической графики был скульптор И. И. Теребенев (автор листов «Русская баня», «Наполеонова пляска», «Русский Сцевола», «Геркулес деревни Сычевки» и др.) и А. Г. Венецианов (серия листов, осмеивающих французоманию).
Теребенев и Венецианов исполняли свои листы в относительно легко доступной технике контурно-линейного иглового офорта с последующей раскраской от руки.
И.И.Теребенев. Русский Сцевола. Офорт (1810-е гг.)
А.Г.Венецианов. Французский парикмахер. Офорт (1808)
Литография—плоская печать с камня, допускавшая массовый тираж, привлекавшая доступностью своих приемов и дешевизной, нашла в России самое широкое применение в художественной области. «Первым русским литографом» считается А. О. Орловский ; именно ему принадлежит самая ранняя русская художественная литография— «Всадники», датированная мартом 1816 года. Крупный вклад в развитие русской художественной литографии сделали также А. Г. Венецианов
и О. А. Кипренский. Выдающимся художником-графиком первой трети XIX века был Александр Осипович Орловский (1770—1832), известный также своими живописными работами. Свободно владея всевозможными приемами рисунка, различными графическими техниками — литографией,
карандашом, пастелью, акварелью, гуашью,— Орловский Создал в графике многочисленные станковые сюжетные композиции. Часть их была исполнена «по воображению», часть отражала непосредственные наблюдения художника над окружающей жизнью. Орловский по происхождению поляк. В возрасте тридцати двух лет (в 1802 году) приехал он из Польши в Петербург, где и остался навсегда, тесно связав свою художественную деятельность с русской культурой. В первые годы пребывания в России Орловский разрабатывал
по преимуществу романтические сюжеты, изображал «бури», «кораблекрушения», «ночь и сечу». Эти сюжеты пользовались большим успехом у современников. Однако Орловский сравнительно быстро перешел от романтически-бравурных композиций к правдивому воспроизведению сцен и типов из повседневной русской жизни, то есть, иными словами, к бытовому жанру. Значительное место в творчестве Орловского принадлежало портретным работам, среди которых выделяется большой «Автопортрет» 1809 года (Третьяковская
галерея). Художник в нем ярко раскрывает индивидуальность человека со страстным, необузданным темпераментом, с «душой, кипучею, как лава»; резкие контрасты света и тени усиливают подвижность и выразительность черт некрасивого лица, — очень индивидуального, своеобразного, живого и изменчивого. Умение остро уловить индивидуальность человека, а подчас дать и меткую уничтожающую характеристику проявилось также в многочисленных портретах-шаржах Орловского, среди которых выделяются портреты-шаржи
на управляющего имением Томилова Сидорова и на тупого солдафона павловских времен Брызгалова. В них Орловский, утрируя смешные и уродливые черты внешности человека, смело выявляет отрицательные стороны характера. Характер человека прекрасно передан Орловским и в таких работах, как «Автопортрет в черкеске» (10-е гг., масло, Русский музей), карандашные портреты «Неизвестного военного» (1812, Русский музей) и офицера А. П. Ланского (1813, Третьяковская галерея). В этих портретах, близких
по характеру одновременным работам О. А. Кипренского, Орловский отказывается от внешне броских эффектов, от несколько гиперболизированной эмоциональности. Люди в этих портретах изображены в непритязательном, а порой и некрасивом облике; однако художник умеет раскрыть привлекательные черты их внутреннего мира. Внимание к человеку, к жизни простых людей, народа проявилось у Орловского в его работах бытового характера. С большим интересом изображал Орловский в многочисленных рисунках, акварелях,
литографиях типы различных народностей, населяющих Россию, — башкир, киргизов, — точно передавая их национально-этнографическое своеобразие, особенности костюма, вооружения, помещая их фигуры на фоне характерного местного пейзажа. Живой интерес художника вызывала уличная жизнь столицы. Особенно известна хранящаяся в Третьяковской галерее серия зарисовок Орловского, где изображены уличные типы — рабочий люд современного художнику Петербурга: разносчики, извозчики, каменщики, стекольщики
и т. д.. На каждом рисунке на первом плане изображены одна-две фигуры, нередко в движении, в процессе работы и в обстановке, характерной для тех или иных занятий; во многих случаях мы имеем перед собой в этих зарисовках как бы небольшие жанровые сценки, предвещающие работы И. С. Щедровского, более поздние по времени.
А.О.Орловский. Плотники
А.О.Орловский. «Бега на Неве» (1820-е гг.)
В своих рисунках и литографиях 20-х годов Орловский переходит к более сложным сюжетам, широко показывающим различные стороны жизни Петербурга. Таковы, например, празднично-нарядные «Бега на Неве» (акварель — в Русском музее и гуашь — в Музее коневодства, в Москве), где художник прекрасно передал бег рысаков, не преминув изобразить на первом плане и толпу, любующуюся красивым зрелищем. Превосходный анималист, безупречный знаток лошади, Орловский
часто выбирал такие сюжеты для своих работ, где он мог блеснуть своим превосходным знанием лошадей, показать кровных рысаков, извозчичьих трудовых лошадок, низкорослых киргизских лошадей. Будничную жизнь столицы запечатлел Орловский в литографиях, изображающих «извозчичьи дворы» (биржи) и многолюдные базары с пестрой людской сутолокой. Иногда художник обращался к сельским сценам (литография 1826 г. «Пляска крестьян на деревенской улице»).
Для своего времени Орловский безусловно достаточно широко сумел показать жизнь и быт трудового народа; сумел подчеркнуть в отдельных случаях и присущие эпохе социальные контрасты. Таковы рисунки Орловского: «Каторжане, просящие милостыню» и «Возвращение тройки» (оба в Русском музее). На последнем рисунке изображены нищие крестьяне на перекрестке дорог, пропускающие карету, несущуюся во весь опор. В связи с общим интересом Орловского к социальной теме стоит и внимание художника к революционному
движению в Польше. Большой интерес в этом смысле представляет его акварель «Польские повстанцы ночью у костра в лесу» (Третьяковская галерея), передающая атмосферу чуткой тишины ночного леса, настороженность людей, их готовность действовать в любую минуту. Рисунки, гуаши, акварели и литографии на бытовые темы, исполненные Орловским, представляют собой значительное явление в общей картине сложения русского жанра в первой трети XIX столетия. Орловский-рисовальщик сумел схватить в них, по
выражению поэта Вяземского, «под народный карандаш» многие существенные стороны русской жизни этого времени.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте на нашем сайте www.gogol.ru новые рецензии: "Реализм в степени N", "Художники Владимира на Чистых прудах", "Иванов вышел на финишную прямую".
Узнавайте новости культурной жизни, пишите, рисуйте, критикуйте.