Значение Венецианова в русском искусстве определяется и его ролью как педагога и родоначальника целого художественного направления в русской живописи второй четверти XIX века. В 20-х годах Венецианов стремился стать преподавателем Академии художеств, но потерпел неудачу и сам организовал художественную школу, еще существовавшую в 40-х годах. За это время школу Венецианова прошло около семидесяти учеников, в большинстве своем крепостных, ремесленников, мещан. Школа содержалась Венециановым
на свой счет; к ученикам он относился с необыкновенной заботливостью, доходившей до самоотверженности. Для Венецианова педагогическая практика, как и собственное творчество, были средством проверки, утверждения и развития его новых творческих принципов. Педагогический метод Венецианова отрицал академическую систему, согласно которой рисование сперва с «оригиналов» (главным образом с резцовых гравюр), а в дальнейшем с памятников античной скульптуры предшествовало работе с натуры. У Венецианова, наоборот, первым
этапом обучения молодого художника была работа с натуры: писание натюрмортов и интерьеров. Ученик Венецианова Мокрицкий писал: «Он начинал учение прямо с гипсов и других предметов, каковы коробочки, яйцо, стул, фуражка, корзина, находя, что ученики этим способом вместе с линиями привыкают и к осязанию форм... составлялись небольшие группы из разных мелочей: кабинетных вещиц, дамского туалета или цветов и фруктов... ученик приучал свой глаз различать не только цвета, но вещественную разницу: лента атласная, кусок
бархата, белый холстяной платок... Ученика, ознакомившегося таким образом с красками, сажал Алексей Гаврилович в Эрмитаже или во дворце для написания перспективы». Последним этапом изучения натуры была работа над портретным этюдом. Школа Венецианова была первым художественным учебным заведением в России, поставившим основой образования работу с натуры, изучение реальной действительности. К наиболее талантливым ученикам Венецианова относятся: Н. С. Крылов (1802—1831), А. В.Тыранов
(1808—1859), А. А. Алексеев (1811—1878), Е. Ф. Крендовский (род. 1810 г. — ум, после 1853 г.), А. Г. Денисов (род. 1811 г. —.ум. после 1834 г.), Л. К. Плахов (1811—1881), С. К. Зарянко (1818-1870), Г., В. Сорока (1823—1864). Ряд художников, не являющихся прямыми учениками Венецианова, были тем не менее близки к нему и к его ученикам по характеру творчества. Среди них наиболее интересны: К. А. Зеленцов (1790—1845), П. Е. Заболотский (1803—1866)
и И. С. Щедровский (1815—1870). Вместе с непосредственными учениками Венецианова они объединяются в истории русского искусства под общим именем «венециановцев». Творчество венециановцев развивается в основном в 20—40-х годах XIX века. Круг тем и художественных проблем, затрагиваемых венециановцами, представляет собой в основном разработку творческих идей, лежащих в основе искусства самого Венецианова и являющихся отправными пунктами его педагогического метода. Основным содержанием живописи венециановцев
является внимательное, любовное и большей частью очень поэтическое изображение современной им русской жизни и русской природы. Одним из наиболее распространенных жанров в творчестве Венецианова является своеобразный тип картины, соединяющий особенности портретной и интерьерной, а иногда и жанровой живописи. В этих произведениях люди, чаще всего члены одной семьи, товарищи или сослуживцы, изображались в домашней обстановке мирно беседующими или занятыми чаепитием, слушающими музыку
или наблюдающими за играми детей. Обычно взаимоотношения изображенных лиц полны дружественности и теплоты. Таковы «Мастерская художников Чернецовых» Тыранова (1828, Русский музей), «Сборы на охоту» Крендовского (1836, Третьяковская галерея). Встречается также групповой портрет в интерьере и менее интимного характера, как, например: «Мастерская П. В. Басина» Зеленцова (1833, Русский музей) или «Зал Училища Правоведения с группами учителей и воспитанников» Зарянко (около 1840 г.,
Русский музей). Не только люди, но и интерьер носит здесь конкретный характер — это всегда точное изображение той реальной жизненной обстановки, в которой живут представленные на картине люди. Очень часто венециановцы обращались к изображению интерьера в собственном смысле слова. Чаще всего это были залы и парадные комнаты петербургских дворцов, Публичной библиотеки, Эрмитажа. Характерным примером могут служить исполненные венециановцами многочисленные виды «Галереи 1812 года» в Зимнем
дворце. В других случаях интерьер носил более интимный характер и оживлялся человеческими фигурами часто портретного характера. Примеры: «В комнатах» (гостиная на антресолях) Зеленцова (Третьяковская галерея), «Мастерская Венецианова» Алексеева (1827, Русский музей), «Кабинет в Островках» Сороки (1844, Русский музей).
К.А.Зеленцов. В комнатах. Фрагмент.
А.Алексеев. Мастерская Венецианова (1827)
Подобным работам венециановцев свойственны общие признаки: небольшие размеры картины, точное соблюдение линейной перспективы, тщательное выписывание всевозможных мелочей обстановки, стремление к правдивой передаче эффектов освещения и изменений цвета в зависимости от освещения и глубины изображаемого пространства. В колорите этих произведений отчетливо проявляется стремление быть как можно ближе к натуре. Бытовой жанр был также одной из основных
тем творчества венециановцев, в частности Плахова, Щедровского, Крендовского. Эти художники расширили круг тем, свойственных жанровой живописи самого Венецианова, обратившись к изображению жизни города. Талантливый, увлекающийся и экспансивный Лавр Кузьмич Плахов, занимавшийся помимо бытового жанра еще интерьером и пейзажем, в своих жанровых картинах изображал преимущественно городской люд различных профессий, стремясь передать своеобразие его типов, специфику внешнего облика, характер
труда. Таковы его картины «В кучерской Академии художеств» (Русский музей), «В столярной мастерской» (1845, Третьяковская галлерея), «Каменщик» (Русский музей), «В кузнице» (Русский музей). В жанрах Плахова нет обычного для большинства венециановцев внимания к мелочам, к деталям, его живописная манера отличается большей широтой и смелостью, а колорит — цельностью. Игнатий Степанович Щедровский, занимавшийся главным образом литографией , также изображал типы городского населения, выработав
при этом форму маленькой двух- или трехфигурной картины. Таковы: «Чтец на набережной и торговец лимонадом» (1839, Третьяковская галерея), «Продавец кваса» (Русский музей), «Плотники» (1839, Третьяковская галерея) и др. Типы, созданные Щедровским, необычайно характерны и правдивы. Так же как и произведения Плахова, жанры Щедровского носят бытописательский характер; и тот и другой художник лишь фиксируют характерные городские типы и сцены, не углубляясь при этом в противоречивую сущность
изображаемой действительности. Пейзаж нашел в искусстве венециановцев свое наиболее яркое выражение в творчестве Григория Васильевича Сороки,
В.Г.Сорока. Рыбаки (1840-е гг.)
талантливого крепостного художника, трагически кончившего жизнь самоубийством. Пейзажи Сороки, изображающие виды дворянских усадеб, оживленные фигурами («Рыбаки», 40-е гг., Русский музей; «Вид в Островках», Русский музей, и др.), правдиво передают национальные особенности русской природы и облик русского крестьянина. Лирическим восприятием природы пейзажи Сороки очень близки к пейзажам Венецианова, но отличаются от них большей конкретностью изображенных мотивов, большей
пластической ясностью и лаконичностью. В области пейзажа работали также Н. С. Крылов, Тыранов и Щедровский. «Русская зима» Н. С. Крылова (1827, Русский музей) — одна из первых «Зим» в русской живописи. Тщательно, с большой любовью передал художник характерные особенности сельского пейзажа зимней поры: реку, скованную льдом, низкую линию горизонта, заснеженные дали, поля и перелески. Из работ Тыранова прежде всего нужно назвать «Вид на реке Тосно» (1827, Русский музей),
отличающийся поэтической передачей мотивов национального русского пейзажа, наблюдательностью, умело переданными эффектами солнечного света.
Характерными образчиками творчества Щедровского как пейзажист являются два пейзажа в Русском музее («Пейзаж с охотниками», 1839. и «Пейзаж с охотником», около 1839 г.), отличающиеся большой тщательностью и скрупулезностью письма, четкостью объемной формы и деления на планы и вместе с тем некоторой примитивностью разработки цвета. Близок своим творчеством к живописи венециановцев (особенно своими интерьерами) Иван Трофимович Хруцкий (род. 1806 г. — ум. после 1855
г.). Наибольшей известностью пользуются его натюрморты, отличающиеся иллюзорностью в передаче материального различия изображаемых предметов. Картины эти, однако, большей частью однообразны по композиции. Известны также портреты Хруцкого, добросовестные, но суховатые.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
На нашем сайте открыта выставка "Православная Россия", составленная из работ наших пользователей. Приглашаем всех желающих принять участие. Ждем ваших работ.
На нашем сайте вы также можете подписаться на следующие интересные рассылки: "Интересно о Гоголе", "Лучшие рецензии на лучшие книги", "Кино дома", "Театральная страничка", "Театр-Гоголь", "Территория твоей музыки".