Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Историческая живопись конца XVIII - начала XIX века

А.И. Иванов, Д.И.Иванов

  Одним из первых живописцев, ответивших на запросы своего времени, был Андрей Иванович Иванов (1775 —1848), учившийся в Академии художеств у Г. И. Угрюмова и окончивший ее курс в 1797 году.
Вскоре после окончания Академии Иванова назначили преподавать в ней рисунок. С 1803 по 1831 год он занимал в Академии должность сперва адъюнкт-профессора, а затем и профессора исторической живописи. В 1831 году Андрей Иванов был уволен из профессоров Академии, так как его картина «Смерть генерала Кульнева» (1830) вызвала недовольство Николая I.
    Лучшими произведениями Андрея Иванова являются картины «Смерть Пелопида» (Третьяковская галерея), «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (1810, Русский музей) и «Единоборство князя Мстислава Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году при Переяславле» (1812, Русский музей).
                       А.И.Иванов. Смерть Пелопида (1800-е гг.)

Сюжетом картины «Смерть Пелопида» послужила судьба греческого героя Пелопида, отстаивавшего независимость своего родного города и павшего в борьбе с деспотизмом Александра Македонского. Умирающий Пелопид изображен в кругу оплакивающих его друзей. В выборе сюжета и в его трактовке явно сказались вольнолюбивые, тираноборческие идеи Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, деятельным участником которого был Андрей Иванов. В картине много искренней патетики.
    Содержание картин «Подвиг молодого киевлянина» и «Единоборство Мстислава Удалого с Редедей» тесно связано с патриотическим подъемом, который переживало все русское общество в годы борьбы с Наполеоном. Обе картины прославляют ратные подвиги русских людей. Обращение к теме национальной героики было и закономерным и нужным. Подобно «Яну Усмарю» Угрюмова, молодой киевлянин, пробегающий печенежский стан с тем, чтобы, переплыв Днепр, вызвать помощь осажденному Киеву, представляет собой яркий пример народного героизма. Картину «Единоборство Мстислава Удалого с Редедей» Иванов заканчивает в дни, когда Москва была занята Наполеоном. Картина, хотя и в иносказательной форме, выражала патриотические идеи русского народа в тяжелый и славный период его борьбы с чужеземными захватчиками.
    В характере исполнения, в приемах живописи, в трактовке сюжетов можно усмотреть немало условного, связывающего картины Андрея Иванова с искусством XVIII века. Так, например, в картине «Единоборство Мстислава Удалого с Редедей» художник ввел элемент аллегории, изобразив, как это часто делали в XVIII веке, «Победу», венчающую лаврами Мстислава. Композиция и характер образов этой картины к тому же очень напоминают традиционную схему единоборства Давида с Голиафом. В известной мере новым является стремление художника ограничить композицию двумя - тремя фигурами, а также заменить многоцветность и сложную «переливчатость» тонов, характерную для живописи XVIII века, сравнительно немногими тонами, позволяющими четко  построить объем центральных фигур.
    После 1812 года деятельность Андрея Иванова свелась главным образом: к преподаванию и выполнению многочисленных заказов для Казанского собора и других церквей.
Одаренным художником был Дмитрий Иванович Иванов (род. 1782 г.— ум. после 1812 г.) — автор картины «Марфа-посадница» (1808, Русский музей), изображающей пустынника Феодосия Борецкого, вручающего меч сыну Марфы Мирославу для борьбы за независимость Новгорода. И на самой картине, и на эскизе к ней (Третьяковская галерея) художник в центре композиции изобразил Марфу, величественную женщину, героиню одной из неоконченных «дум» Рылеева, возглавлявшую борьбу Новгорода с Иваном Ш. Картина и эскиз отличаются почти геометрически правильной композицией, скульптурной трактовкой фигур, полным отсутствием лишних аксессуаров, удовлетворяя в этом отношении самым строгим требованиям классического стиля.
    Следуя распространенным историческим взглядам своего времени, Иванов идеализировал «республиканский» Новгород — «свободы колыбель» (забывая о прогрессивной политике Москвы, ставившей целью объединение всего Русского государства).
    Особое место в исторической живописи начала XIX века занимает картина неизвестного художника «школы Угрюмова» «Первая встреча Игоря с Ольгой» (Третьяковская галерея,), отличающаяся своим лирическим характером, бытовыми деталями, красивым насыщенным колоритом и в особенности демократической трактовкой образа Ольги, изображенной «перевозчицей   на   Днепре».


Неизвестныйо художник школы Угрюмова. Первая встреча Игоря с Ольгой (1800-е гг.)

    Возможно, автором этой картины был рано умерший талантливый живописец и иллюстратор Афиноген Логгинович Шустов (1786—1813). Особенности композиции и образ Ольги в картине близки к превосходному рисунку Шустова (Третьяковская галерея) — иллюстрации к трагедии Озерова «Поликсена».

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

На нашем сайте www.gogol.ru открыты конкурсы в разделе ЛИТЕРАТУРА на лучшую рецензию и "Угадай звезду" в разделе КИНО. Также проходит художественная выставка наших пользователей "Православная Россия".

 


В избранное