Желая проверить на практике свои творческие принципы, художник покинул Петербург и поселился в принадлежавшей ему деревне Сафонково (ныне Калининской области). Здесь в 20-х — начале 30-х годов он и создал свои лучшие произведения. Первым шагом на новом пути была картина «Гумно» (около 1821 г., Русский музей), явившаяся, по словам мастера, результатом «безусловного внимания природы», то есть пристального, непосредственного
изучения натуры. В картине изображен внутренний вид деревенского гумна с фигурами работающих и отдыхающих крестьян, с лошадьми, повозками, различными земледельческими орудиями. Целью Венецианова в данном случае было правдивое изображение внешнего облика крестьян, орудий их труда, особенностей устройства гумна. Художник в точности соблюдает законы линейной перспективы, тщательно следит за естественным распределением света и тени. В картине «Гумно» он еще только осваивает новую тему, вырабатывая
новые художественные приемы, позволяющие более объективно отразить натуру, нежели это было возможно с помощью профессиональных навыков, приобретенных недолгим ученичеством у Боровиковского и многолетним копированием в Эрмитаже. Однако задачи, поставленные и решенные в этой картине Венециановым, выходят за пределы простого воспроизведения натуры, как склонен был оценивать ее сам художник. В обрисовке образов крестьян, всей рабочей обстановки гумна чувствуется уважение к человеку, к его труду. В качестве примера
можно привести фигуру переобувающейся крестьянки с ее усталым лицом и натруженными рабочими руками. Следующие за «Гумном» картины ярко раскрывают сущность творческих достижений художника, явившихся результатом его обращения к реальной действительности. Лучшие из этих картин: «Утро помещицы», «Чистка свеклы», «Спящий пастушок», «Захарка», «Жнецы», «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето», «Крестьянка с васильками», «Девушка с теленком».
В работах этого круга Венецианов создает обобщающий образ русского крестьянина. Отличительными чертами этого венециановского образа являются чувство большого человеческого достоинства, моральная чистота и тот мягкий лиризм, который был присущ и Венецианову-портретисту. Примером могут служить картины «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето» (20-е гг. или начало 30-х гг.; обе в Третьяковской галерее).
А.Г.Венецианов. На пашне. Весна. Фрагмент
А.Г.Венецианов. На пашне. Весна. (1820-е или начало 1830-х гг.)
А.Г.Венецианов. На жатве. Лето. (1820-е или начало 1830-х гг.)
В первой картине молодая стройная женщина в длинном розовом сарафане и алом повойнике, красиво обрамляющем ее высокий лоб, плавно, легко и величаво ступает по вспаханному полю, ведя двух запряженных в борону лошадей. С заботливой нежностью оглядывается она на играющего у края пашни ребенка. Во второй картине отдыхающая крестьянка с ребенком на руках сидит на краю деревянного помоста; на втором плане — часть еще несжатого поля с мелькающими тут и там фигурами жниц.
В спокойной и естественной позе сидящей крестьянки, в свободно ниспадающих складках ее сарафана, в четких линиях ее повойника есть та величавость, которая свойственна и фигуре женщины на первой картине. Крестьянка мать и вместе с тем работница — таков центральный образ обеих картин. Трудолюбие, большие чувства, наконец, физическая красота являются здесь для художника мерилом благородства человека. Красота и поэтичность венециановских крестьянок более всего близка женским образам русских
народных песен и произведений Кольцова: величавой гармоничностью своих пропорций их фигуры напоминают и женский тип, сложившийся в живописи русского классицизма. В обоих произведениях большую роль играет пейзаж: темная пашня, голубое небо с легкими облаками, тонкие, нежно-зеленые деревца в картине «На пашне. Весна»; неровный край желтого поля спелой ржи, высокое, чистое небо, волнистая линия зеленых, по-летнему поблекших холмов на горизонте в картине «На жатве.
Лето». Пейзаж, как самостоятельный вид живописи, у Венецианова отсутствует; однако в картинах он не просто служит фоном развертывающегося действия. Пейзаж у Венецианова — это среда, в которой существуют и работают люди; он органически связан с этими людьми, играет большую роль в создании человеческого образа и сообщает картине в целом единство настроения. Природа в картинах Венецианова национальна. В его искусстве впервые в русской живописи появилось правдивое изображение характерных
мотивов среднерусского сельского пейзажа — золотых полей ржи, мягких, густых трав, ельника, деревенских изгородей, потемневших, крытых соломой сараев. Художник изображает Эти мотивы с большой любовью, интимной теплотой, пристальным вниманием» Особенности изображения природы у Венецианова делают художника родоначальником русского лирического пейзажа. Лучшими примерами последнего могут служить пейзажи в упомянутых уже картинах: «Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». В этих картинах имеются уже
элементы разработки световоздушной перспективы. Так, можно указать на тонкую градацию света в разработке отдельных пространственных планов в картине «На жатве. Лето». Пленэрные наблюдения художника явились здесь результатом его постоянной работы с натуры.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
На нашем сайте открыта выставка "Православная Россия", составленная из работ наших пользователей. Приглашаем всех желающих принять участие. Ждем ваших работ.