Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


                      Историческая живопись конца XVIII - начала XIX века.
                                                         Григорий Иванович Угрюмов
В живописи конца ХVIII века трактовка национальных исторических тем была еще в достаточной мере условной: сюжеты картин часто были связаны с биографиями тех или иных князей, а народ был представлен в виде фигур второстепенного значения и не играл крупной роли в изображениях. Академическая эстетика заставляла компоновать сцены большей частью однообразно, используя готовые типы героев, героинь и т. д.
    Ряд условностей сохранился и в творчестве выдающегося мастера исторической живописи на рубеже ХVIII—XIX веков — Григория Ивановича Угрюмова (1764—1823), окончившего Академию художеств в 1787 году и с начала 90-х годов преподававшего в ней историческую живопись; однако даже при наличии этих условностей Угрюмов сумел наметить в своих произведениях 90-х годов новое понимание национальной исторической темы.
    Угрюмов писал картины, посвященные, как правило, крупным событиям русской государственной жизни. Он обращался к темам победоносной борьбы русского народа с немецкими рыцарями («Торжественный въезд в город Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы», 90-е гг., Русский музей), борьбы Киевской Руси с кочевниками («Испытание силы Яна Усмаря», 1797, Русский музей), борьбы Московской Руси за безопасность своих рубежей («Взятие Казани», 1797—1798, Русский музей). В картинах Угрюмова появляется, хотя и в неглубокой еще трактовке, образ народа, принимающего участие в событиях. Новые черты получает образ героя. Героем в произведениях Угрюмова мог быть и человек из народа (киевский кожемяка Ян Усмарь).
Г.И.Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. (1797)

    Картины Угрюмова не только значительны по содержанию, но и весьма эмоциональны. Своими произведениями художник способствовал развитию героического характера русской исторической живописи и живой воодушевленности ее персонажей. Прямым примером реалистических исканий Угрюмова служит взволнованность ряда образов его исторических картин. Воплощению эмоциональных   начал    в    его    картинах     способствует    их   живописность — насыщенность цвета, игра светотени, ритмическая напряженность, смелая,   выразительная композиция.
    Эти особенности своих картин Угрюмов передал своим многочисленным ученикам. Не сковывая их индивидуальности, он воспитал таких мастеров, как О. А. Кипренский, В, К. Шебуев, А. И. Иванов, А. Е. Егоров.
    Угрюмов преподавал в Академии свыше двадцати лет, внеся ряд изменений в установившуюся систему академического художественного воспитания. Он был превосходным рисовальщиком (как об этом свидетельствует, например, его композиционный эскиз «Муций Сцевола» в Русском музее) и в Академии ввел «образ рисования более свободный, более решительный и более полезный для художника», предлагая «советоваться всегда с натурой» и предоставляя ученикам некоторую самостоятельность. Иногда он прибегал к наглядному примеру, садясь рисовать с учениками. Великолепное мастерство рисунка, достигнутое русским искусством в XIX веке, многим обязано трудам как самого Угрюмова, так и прошедших его школу Андрея Иванова, Егорова, Шебуева. Угрюмов пользовался большим авторитетом и уважением. В 1805 году он был избран вместе с И. П. Мартосом почетным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.
    В начале XIX века в связи с развитием освободительных идей и общим подъемом национального самосознания, связанным с крупнейшими политическими событиями того времени, проблемы исторической живописи стали особенно живо интересовать общественную мысль. Появились статьи и книги, в которых авторы их ставили историческим живописцам определенные требования. В формулировке этих требований большую роль сыграло Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Так, один из членов Общества, А. А. Писарев, критикуя произведение живописца Ф. Ф. Репнина на сюжет из истории Новгорода, главный недостаток его картины видел в том, что художник, увлекшись изображением основных действующих лиц, недостаточно изобразил народ — «многолюдное, шумное, можно сказать, буйное вече новгородское». Другой видный член Общества, поэт Востоков, в программном стихотворении «История и басня» (1804) проводя резкую грань между «баснословием» (к которому относил и Гомера) и исторической действительностью, призывал исторического живописца быть «философом», явить «добро и зло в разительных контрастах», изобразить великих людей прошлого, отдавших жизнь за благо народа, и так, чтобы «в страдальцах истины прекрасная душа сквозь всякую б черту наружу проницала». Подобные идеи и высказывания были характерны для данного времени. Призыв к исторической достоверности, к тому, чтобы связать прошлое с задачами современности и найти в истории высокие примеры героизма и гражданского долга, — вот к чему сводились, в конечном итоге, требования прогрессивных деятелей русского общества. Сама Академия художеств в первом десятилетии XIX века содействовала внедрению национальной тематики, задавая программы на такие темы, как «Призвание Пожарского», «Дмитрий Донской на Куликовом поле» и т. д. Идя навстречу общественным требованиям, Кипренский (в картине «Дмитрий Донской», 1805, Русский музей), Андрей Иванов,   Дмитрий  Иванов,   Василий   Шебуев и другие создают ряд произведений, исполненных, несмотря на недостаток исторической конкретности, живого чувства героики и патриотизма. Правительственная реакция после 1815 года на время замедлила развитие русской исторической живописи.
Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

 


В избранное