Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Портрет второй половины XVIII века

К числу видных портретистов 70—80-х годов принадлежат также П. С. Дрождин,   Л. С.  Миропольский,  Е. Д.   Комеженков.
    Петр Семенович Дрождин (1745—1805) — ученик Антропова и Левицкого. В 1776 году он написал портрет Антропова с сыном перед портретом жены (Русский музей). В этом произведении Дрождин уже показал себя стоящим ближе к Левицкому, чем к Антропову. В сложной по замыслу картине Дрождин стремился выявить индивидуальный характер каждого образа, показать его в действии. В написанном в 1775 году портрете молодого человека в голубом кафтане (Третьяковская галерея) и особенно в относящемся к 1779 году портрете тверитянина (Калининская картинная галлерея) он дал выразительные и жизненные при всей своей внешней простоте образы.

П.С. Дрождин. Портрет А.П. Антропова с сыном перед портретом жены (1776г.)

    В творчестве Дрождина отразился расцвет русской портретной живописи XVIII века, сказавшийся в деятельности не только нескольких ведущих мастеров, но и широкого круга их современников-портретистов.
    Леонтий Семенович Миропольский (род. 1749 или 1754 г. — ум. 1819 г.) известен в настоящее время только по немногим сохранившимся произведениям. Портрет Г. И. Козлова (1794, Русский музей), выполненный для получения звания академика, внешне близок к некоторым работам Левицкого (портрету А. Ф. Кокоринова). Миропольский изобразил Козлова — хорошего художника-декоратора и популярного педагога — почти вроет, с папкой рисунков. Портрет отличается строгой и точной индивидуализадией образа немолодого, умного и сурового человека. Самобытным мастером представляется Миропольский в портрете Астафьевой (Русский музей), изображенной с собачкой на руках. Задушевность и непосредственность образа, несколько пестрые краски выделяют этот портрет среди других произведений.
К лучшим произведениям Ермолая Дементьевича Комеженкова (1760— 1829) относится портрет художника-анималиста И. Ф. Гроота (1788, Русский музей), интимные по настроению и непринужденные автопортрете с дочерью (Русский музей) и портрет  дочери  с  нянькой   (Калининская картинная галерея).
В 80—90-х годах создал в России свои лучшие портреты Жан Луи Вуаль (род. 1744 в Париже — ум. после 1803 г.; в России с 1770 г.), умевший сочетать, особенно в женских портретах, вдумчивую, выразительную характеристику с тонким   живописным  мастерством.  Неяркая   серо-голубая,   иногда   серо-зеленая гамма красок определяет обычно общий живописный тон его портретных работ (портреты С. В. и Н. П. Паниных, 1791—1792, Третьяковская галерея; портрет Е. П. Чичериной в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и др.). Вне России имя и работы Вуаля почти неизвестны.
Видное место среди портретистов XVIII века занял замечательный русский гравер Евграф Петрович Чемесов (1737—1765), создавший за свою недолгую жизнь ряд выдающихся произведений портретного характера. В начале 60-х годов он написал (маслом) автопортрет (Русский музей), с исключительной проникновенностью (при внешней простоте изображения) запечатлевший образ молодого человека со смелым и умным лицом, обострившиеся черты которого говорят о болезни художника.
    Чемесов был и питомцем и преподавателем Академии художеств в первые годы ее существования. Как гравер он исполнил ряд прекрасных произведений (большей частью в смешанной технике — резцом, офортом и сухой иглой). Его гравюры «Ф. Г. Волков» (с оригинала Лосенко), «И. И. Шувалов», «Елизавета Петровна в черной мантилье» и другие отличаются глубоким интересом к человеческой личности, высокими художественными достоинствами и блестящей техникой. Замечательный образ создал Чемесов в своей последней работе — автопортрете, награвированном с редкостным мастерством (рисунок для портрета сделал приятель Чемесова, живописец Ж.-Л. де Вельи). Это профильное изображение больного 28-летнего художника, пронизанное теплотой и грустью, принадлежит к лучшим, подлинно правдивым и волнующим произведениям русской гравюры XVIII века.

Е.П. Чемесов. Автопортрет (гравюра) (1760-е гг.)

    Стремительное развитие русской портретной живописи на протяжении 60—80-х годов XIX века было обусловлено близостью ее мастеров к передовым кругам русского общества, глубоким и серьезным пониманием задач искусства. Русские портретисты — прежде всего это были Рокотов и Левицкий — создали непреходящие ценности в своих лучших произведениях, сохраняющих вплоть до нашего времени свое высокое, проникнутое благородным гуманизмом очарование.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

Поздравь Гоголя!

С 18 по 31 марта на сайте проходит конкурс на лучшую шутку над нашим замечательным и уважаемым  Николаем Васильевичем. Принимаем любые плоды вашей фантазии:  стихи, анекдоты, шаржи, отфотошопленные изображения…

Итоги будут подводиться 1 апреля, в день рождения писателя. Ждем ваши находки или творения. А также комментарии к ним. Призы тоже ждут.


 


В избранное