Среди живописцев, вызванных Петром I из-за границы, наиболее видное место занимали Иоганн Готфрид Таннауер (1680—1737), Луи Каравакк (ум. 1754 г.). Таннауер, саксонец родом, учившийся в Венеции, был вызван в Россию в 1709 году, прожил здесь до самой смерти и исполнил многочисленные портреты: самого Петра, царевича Алексея, Меншикова и других лиц. Одним из лучших произведений в очень неровном по своему качеству наследии
Таннауера является портрет дипломата П. А. Толстого (1719, частное собрание), выгодно отличающийся от других работ художника цельностью живописного решения и острой индивидуальной характеристикой модели. Каравакк (в России с 1716 по 1754 г.) был занят самой разнообразной работой — от писания портретов и создания эскизов настенных росписей вплоть до художественной экспертизы тканей, закупаемых для потребностей дворца императрицы. При вступлении па русскую службу Каравакк обязался работать
«в живописи на масле для исторических картин, портретов, баталий, лесов, деревьев и цветов, зверей как в больших, так и в малых размерах, также в самой малгой субтильной живописи (то есть миниатюре. — Ред.) для портретов и исторических картин». Каравакк написал несколько изображений Петра I, а также портреты его дочерей Анны и Елизаветы в саду, с цветами (1717, Русский музей), и позднее императриц Анны Иоанновны (Третьяковская галерея) и Елизаветы Петровны (Русский музей).
Портреты
Каравакка в большинстве носят парадный характер. Неподвижные фигуры Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны в пышных одеждах, мантиях, с атрибутами императорской власти, заполняют всю плоскость изображения. Портреты эти являются идеализированными изображениями, назначение которых — создать величественный образ «самодержицы»; они далеки от правды и не отличаются высокими качествами живописи. Разнообразной и богатой является область портретной миниатюры, в которой в начале XVIII века продолжалось
развитие традиций миниатюр рукописей и книг Древней Руси и росписей на финифти (эмали). Крупными мастерами портретной миниатюры начала XVIII века были Андрей Григорьевич Овсов (род. 1678 г. — ум. в 40-х гг. XVIII в.) и Григорий Семенович Myсикийский (1670—1737). Овсов блестяще владел техникой эмали и создал ряд миниатюрных портретов, которые (как и работы Мусикийского) дарились Петром в знак милости своим приближенным. Григорий Мусикийский создал в технике эмали не только ряд отдельных портретов, но и несколько миниатюрных портретных композиций, изображавших Петра с его семьей. Очень показателен для эпохи портрет Петра I, стоящего, опираясь на пушку, на фоне Невы с кораблями и Петропавловской крепости (Эрмитаж). Чистые, яркие краски этой миниатюры, четкий и ясный рисунок хорошо передают жизнеутверждающее чувство, с которым Мусикийский обращается к образу Петра и молодой столицы. Миниатюра эта, написанная
в 1723 году, была создана, по-видимому, в ознаменование двадцатилетия основания Петербурга.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Поздравляем всех наших читателей с началом весны! И приглашаем на вновь открывшийся сайт www.gogol.ru. Будем соавторами!