В годы, когда Антропов еще создавал свои портреты — точные, несколько сухие и тяжеловатые по живописи, — уже выступила, решительно утверждая новое понимание образа человека и живописных средств его воплощения, целая плеяда молодых мастеров второй половины XVIII века. В короткий срок эти мастера выдвинули русскую портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями современного им западноевропейского искусства. Во главе
этой плеяды стояли Рокотов и Левицкий. Федор Степанович Рокотов (1735/36—1808/09) принадлежит к числу замечательнейших мастеров русского портрета XVIII столетия. Своеобразие его творчества уже вполне сказалось в 60-х годах, отмеченных появлением ряда лучших произведений Антропова. Однако сравнение даже ранних произведений Рокотова со зрелыми произведениями Антропова совершенно ясно свидетельствует о наступлений нового периода в развитии русского искусства, нового этапа в представлениях
о человеческой личности. Портреты Рокотова отличаются такой человечностью и лирической глубиной, которые до того не были свойственны русской портретной живописи. О жизни Рокотова в условиях его творческого развития известно очень мало. Он происходил из семьи крепостных крестьян. Получив освобождение от крепостной зависимости, он стал в конце 50-х годов достаточно известен, чтобы писать парадный портрет вел, кн. Петра Федоровича (Русский музей и Третьяковская галлерея). В дальнейшем Рокотов
редко пользуется этой формой портрета. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» — едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. Оставаясь
документально точным, молодой художник сумел передать атмосферу духовных интересов и культурных запросов широко образованного человека середины XVIII столетия. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. Некоторое время он находился на службе в Академии художеств, выполняя в ней работу административного характера. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов имел много заказов: Так, в 1764 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых были окончены
одни головы». Вероятно, в работе принимали участие ученики молодого мастера, выполняя в портретах менее ответственные детали. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора. — Ред.) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася...» — так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), созданном
всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. Новаторский характер творчества Рокотова может быть уяснен из сопоставления одновременных произведений его и Антропова. Так, небольшой портрет вел. кн. Павла Петровича (Русский музей, вариант-повторение — Ярославский художественный музей) написан Рокотовым в 1761 году, то есть приблизительно в то же время, что и антроповские портреты Сильвестра Кулябки (1760) или М. А. Румянцевой (1764). Работа Рокотова исполнена легко, «почти
играя». Рокотов не подчеркивает мелких деталей наружности Павла: непоседливый и капризный мальчик кажется не позирующим, а живущим перед зрителем. Живопись портрета построена на гармоническом сопоставлении близких один к другому золотистых тонов в лице, красных — в одежде. Тона объединены в спокойной гармонии. Своей жизненной непосредственностью портрет резко отличается от работ Антропова. Портреты Рокотова, написанные в 60-х годах, показывают с полной ясностью, что новые особенности
трактовки человеческой личности вели ко все большей правде портретных образов. К середине того же десятилетия относится рокотов-ский портрет поэта В. И. Майкова (около 1766 г., Третьяковская галерея). Определенность и сила характеристики, родственная лучшим достижениям Антропова, сочетается здесь у Рокотова с исключительной экспрессивностью. Жизнерадостный, энергичный и насмешливый Майков изображен со всей полнотой реалистической убедительности. Насыщенные и одновременно мягкие краски портрета образуют единство,
подчиненное главной цели — передать реальный, жизненно-полнокровный образ.
Ф.С. Рокотов. Портрет В.И. Майкова (ок. 1766г.)
Портрет Майкова свидетельствует о творческой зрелости его автора. Он предельно прост внешне, всецело сосредоточивает внимание на сильно вылепленном лице. Живописные приемы Рокотова смелы, полны энергии, послушно служат замыслу художника. В середине 60-х годов, в период работы над портретом В.
И. Майкова, Рокотов написал портреты неизвестной из семьи Воронцовых и молодого неизвестного (оба в Русском музее). В них также ярко выражено стремление Рокотова к полнокровной материальности образа, к его убедительности вплоть до физической осязательности. Это было свойственно портретам Рокотова только в середине 60-х годов. В последующее -время он написал много тонко одухотворенных портретных изображений, в которых не подчеркивал так настойчиво физическую сторону облика; тогда приобрели у Рокотова большую
изощренность и средства художественного выражения. Около 1766 года Рокотов переехал в Москву, в которой особо широко и плодотворно развернулась его художественная деятельность. Он был занят не только творческой, но и педагогической работой. Среди его учеников находился и крепостной художник А. Зяблов (написавший в 1779 г. уже упомянутую копию «Кабинета И. И. Шувалова»). В Москве Рокотов создал в конце 60—80-х годах свои лучшие портретные произведения. Они отличаются
внутренней динамикой, повышенным вниманием к передаче душевного мира изображенных. В портретах Н. Е. Струйского (1772), неизвестного в треуголке, А. И. Воронцова), неизвестной в розовом платье, русского посла в Константинополе А. М. Обрескова и Квашниной-Самариной (все — Третьяковская галерея) воплощены тонкие наблюдения художника, с увлечением запечатлевшего неповторимые особенности внутреннего склада этих людей. Лиризм образа человека в рокотовских портретах всего лишь одним-двумя десятилетиями раньше был
почти незнаком русским портретистам — ближайшим предшественникам Рокотова.
Ф.С. Рокотов. Портрет А.И. Воронцова (1760 г.)
В 80-х годах Рокотов достиг особой поэтической одухотворенности своих портретных произведений; для их создания он использовал изощренные композиционно-ритмические и живописные средства. Его портреты В. Е. Новосильцевой (1780, Третьяковская галерея), П. Н. Ланской (80-е гг., Третьяковская галерея), Е. В. Санти (1785, Русский музей) захватывают увлекательностью внутреннего мира изображенных. Рокотов сильно освещает лица прямым
светом, подчеркивая на этой светлой маске лиц темные, чуть прикрытые глаза и резко очерченные уголки губ, как бы готовых слегка улыбнуться. Глаза и губы сосредоточивают в себе выражение душевного движения, впрочем, не раскрываемого до конца: персонажам Рокотова в 80-х годах свойственна некоторая интригующая «загадочность». Заставляя зрителей вглядываться в портрет, разгадывать его, Рокотов тем самым утверждал право портретного образа быть волнующим в самой своей внутренней сути, без богатых аксессуаров (бывших
неотъемлемой принадлежностью парадных портретов). Среди произведений Рокотова редко встречаются портреты представителей высшей знати, придворных. Часто и охотно он изображал людей, принадлежавших к рядовому московскому обществу (все же, разумеется, дворянскому) и интересных для художника особенностями своего внутреннего мира, его значительностью или своеобразием.
Ф.С. Рокотов. Портрет В.Е. Новосильцевой (1780 г.)
Ф.С. Рокотов. Портрет В.Н. Суворцевой (1780-е гг.)
Для своих портретов 80-х годов Рокотов часто использует трудную овальную форму, соответственно подчиняя ей ритмы произведения, находит сложные колористические сочетания и с замечательной верностью отношений гармонирует тона. Портреты В. Н. Суровцевой и Суровцева (конец 80-х гг., Русский музей), принадлежащие к поздним работам Рокотова, отличаются особенно сложной и глубокой психологичностью.
Она заключена не в одной общей одухотворенности образа, но и в воплощаемых им чертах интеллектуальности, вдумчивости. Зрелость и многосторонность внутренней жизни человека, воплощенная в портрете Суровцевой, свидетельствуют о высокогуманистическом понимании Рокотовым задач портретной живописи.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
Поздравь Гоголя!
С 18 по 31 марта на сайте проходит конкурс на лучшую шутку над нашим замечательным и уважаемым Николаем Васильевичем. Принимаем любые плоды вашей фантазии:стихи, анекдоты, шаржи, отфотошопленные изображения…
Итоги будут подводиться 1 апреля, в день рождения писателя. Ждем ваши находки или творения. А также комментарии к ним. Призы тоже ждут.