Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Живопись и графика 30-50-х гг. XVIII века

Большие успехи, достигнутые русскими художниками в портретной живописи, сопровождались значительным развитием и других жанров искусства.
    На протяжении всего XVIII века в русском искусстве происходило постепенное формирование   пейзажногo жанра, начавшего   свое   развитие   с  городскогопейзажа (гравюры А.Ф.Зубова в начале XVIII в.) В середине XVIII века новые достижения русского пейзажного жанра принадлежали также графике и были связаны с созданием образа быстро расцветавшей столицы.
    Особенно большая работа в этом отношении была выполнена в середине столетия выдающимся русским рисовальщиком и «мастером ландкартного дела» Академии наук Михаилом Ивановичем Махаевым (1716—1770), рисовавшим в большом количестве «проспекты» Петербурга, виды пригородных дворцов и парков, виды Москвы.
    Петербург 50-х годов был запечатлен Махаевым более эмоционально и с большей художественной выразительностью, чем это делали мастера начала столетия. Изменился самый образ города: Махаев изображал не город-крепость, а город красивых дворцов, жилых домов, оживленных улиц, каналов, набережных. Махаев свободно передавал глубокое пространство в своих городских видах, охотно пользовался построением перспективы зданий по диагонали, подчеркивая реальную глубину изображения. В его видах большую роль играют и другие подлинно пейзажные мотивы (освещенность, воздушная среда, облака, деревья и т. д.), придающие рисункам лирическую окраску. Жизненная выразительность свойственна и многочисленным фигурам людей, изображенных на улицах города. По некоторым рисункам Махаева (или, что более вероятно, по гравюрам с них) были исполнены в те же годы неизвестными нам живописцами картины маслом.
    Двенадцать «знатнейших перспектив» Петербурга, рисованных Махаевым, были в 1753 году гравированы талантливыми граверами Академии наук — Е. Г. Виноградовым, А. А. Грековым и другими «под смотрением» главного гравера Ивана Алексеевича Соколова (1717—1757). Эта сюита приобрела большую известность как в России, так и за границей.
       И. А. Соколов, в 1745 году заменивший в Академии наук в должности преподавателя гравирования посредственного немецкого гравера Хр. А. Вортмана, в течение двенадцати лет являлся руководителем молодых русских граверов.
    Рано умерший Соколов является одним из крупнейших мастеров русской резцовой гравюры. Он гравировал с необычайной тонкостью, красотой и силой, умело применяя различные приемы. Его блестящее мастерство в полной мере сказалось в двух капитальных листах «шествий» (интересных и бытовыми деталями), награвированных им для вышедшего в 1745 году «Описания коронации Елизаветы Петровны» (остальные листы гравировали ученики Соколова). Превосходен также исполненный Соколовым портрет Петра  III (с оригинала Г. X. Гроота).

        Великим представителем нового подъема русской культуры в середине XVIII века был М. В. Ломоносов. По выражению А. С. Пушкина, Ломоносов «обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». В многосторонней гениальной деятельности Ломоносова нашли свое выражение могучие силы и талантливость русского народа. С неисчерпаемой энергией боролся Ломоносов за развитие национальной культуры.
Полная патриотического воодушевления деятельность Ломоносова касалась также и изобразительного искусства. Обладая художественным дарованием, великий русский ученый живо интересовался развитием русского искусства своего времени.
    Он способствовал его успехам обращением к новой для XVIII века области — мозаике   (некогда в Киевской Руси достигшей высокого совершенства).
    Возрождая искусство мозаики в России, Ломоносов создал ряд замечательных произведений. Они отличаются свободным, смелым набором смальт, блеском и силой колорита, монументальностью.
Секреты изготовления смальт — цветных стекловидных масс разнообразных оттенков — сохранялись в Западной Европе в строгой тайне. Чтобы получить смальты, необходимые для набора из них мозаичных изображений, Ломоносов должен был разработать технологию и технику их производства. Богатейшая «палитра»   окрасок   стекла,   превосходящих   силой   и   красотой   цвета   знаменитые в XVIII веке итальянские смальты, была получена Ломоносовым на специальной фабрике в Усть-Рудицах под Петербургом после проведения более чем четырех тысяч опытных плавок. Работа по изготовлению смальт, а затем над самим набором мозаичных изображений велась Ломоносовым совместно с его учениками. Он участвовал в наборе мозаик и лично как мастер-мозаичист и как руководитель молодых художников (Матвея Васильева, Ефима Мельникова). Вместе с ними он создал за восемнадцать лет — с 1751 по 1769 год — сорок мозаик, и в их числе портрет Петра I (1754, Эрмитаж), большой, исключительный по мастерству исполнения портрет Елизаветы Петровны (1758—1760, Русский музей) и грандиозную мозаичную картину «Полтавская баталия» (1762—1764, Академия наук СССР, Ленинград).                    
    В портрете Елизаветы Петровны Ломоносову удалось достичь редкостного сочетания монументального характера мозаики с тонкой живописностью и красотой колорита. Из мозаичных смальт он создал набор, передающий легкое мерцание света на напудренных волосах и плечах императрицы, ломкие кружева ее платья, тяжелую парчу.
    Благородное патриотическое чувство художника-гражданина позволяло Ломоносову поставить перед собой задачу, невиданную по своей широте. В 1758 году он внес в сенат «Проект памятника Петра Великого», предлагая оформить мозаичными картинами Петропавловский собор. На его внутренних стенах должны были быть выложены мозаикой монументальные картины, изображающие наиболее существенные эпизоды из государственной жизни Петра 1 вместе с аллегорическими сценами. Картины должны были завершаться сценой погребения Петра, исключительной по оригинальности замысла. Ломоносов писал о ней: «Картина сия будет чрезвычайна. По Неве-реке, льдом покрытой, церемония в черных платьях, факелы, балдахин, блистание от пальбы пушек, все сие видно сквозь падающий густой снег...».
Подобный необычайный для этого времени замысел свидетельствует не только о силе творческой фантазии Ломоносова, но и о смелости задач, уже доступных русскому искусству.
    Из грандиозного проекта создания «монумента» — мозаического памятника Петру I Ломоносову удалось осуществить в мозаике только две большие картины: «Полтавскую   баталию»   и   «Взятие   Азова»   (вторая из них погибла).
    В «Полтавской баталии» создан величественный образ смелого полководца, ведущего русские войска в бой. Ломоносов писал о содержании мозаичной картины: «Представлен Петр Великий в немалой опасности, когда он в последний раз выехал к сражению при наклонении в бегстве Карла Второго на десять (то есть двенадцатого. — Ред.), напереди и назади генералы и солдаты, охраняя государя, колют и стреляют неприятелей. Близко впереди гранодер с штыком, направленным в неприятеля, оглянулся на монарха, якобы негодуя, что так далече отваживается».
    Ломоносов стремился к тому, чтобы передать грандиозность происходившей битвы и тем самым дать ясно почувствовать ее важное значение для судьбы родины.
    Работа Ломоносова в области мозаики свидетельствует о понимании им искусства не как средства украшения и развлечения, но как средства монументальной пропаганды высоких патриотических идей.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

 


В избранное