Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Живопись и графика 30-50-х гг.XVIII века

Алексей Петрович Антропов (1716—1795), Иван Петрович Аргунов (1727-1802)

 Ряд выразительных и реалистически значительных портретов был в середине XVIII века создан А. П. Антроповым, крупнейшим мастером русской портретной живописи этой поры.
    Алексей Петрович Антропов (1716—1795) был сыном солдата. В нем рано проявились художественные наклонности, и он начал заниматься у А. Матвеева (приходившегося ему родственником). В скором времени Антропов стал работать в Живописной «команде» . Канцелярии от строений, вначале под руководством Матвеева, а позднее — Вишнякова. Он участвовал в работах Живописной «команды» сперва как подмастерье, затем как мастер. В первой половине 50-х годов Антропов работал в Киеве над росписями только что построенной Андреевской церкви.
    В 40—50-х годах А. П. Антропов работал преимущественно над декоративными росписями, по-видимому, лишь в редких случаях обращаясь к портретам. Однако рост русской национальной культуры и связанное с ним усиление интереса к человеческой личности повлекли за собой развитие (помимо официальных парадных портретов) портретов более интимного и реалистического характера. Именно к таким портретам обратился Антропов в середине 50-х годов.
К 1754 году относится одно из лучших его произведений — портрет А. М. Измайловой (Третьяковская галерея), статс-дамы при дворе Елизаветы Петровны. В нем в высокой степени выражены стремления художника к созданию реалистического образа.
    Антропов показал Измайлову правдиво, позволив зрителям воспринять существенные особенности изображаемого человека. В этом относительно раннем своем произведении Антропов уже прибегает к своему излюбленному композиционному приему — дает поясное изображение, как бы приближая портретируемого к зрителю; лицо изображено крупно, что сразу же обращает на него внимание.
    В отличие от иностранных художников, работавших при царском дворе и нередко льстиво изображавших придворных дам, Антропов показал Измайлову прежде всего как характерную представительницу помещичьего сословия. Жизненная убедительность портрета достигается доступными Антропову средствами художественного выражения. В его четко и подчас сухо написанных произведениях господствуют сильные цветовые пятна, насыщенные красочные тона; резкие контрасты света и теней помогают с полной ясностью выявить индивидуальные особенности облика изображаемых людей.

А.П. Антропов. Портрет А.М. Измайловой (1754г.)
А.П. Антропов. Портрет А.В. Бутурлиной (1763г.)



    Характерными произведениями Антропова являются портреты М. А. Румянцевой   (1764,  Русский музей),   А. В.   Бутурлиной   (1763,   Третьяковская галерея) и Т. А. Трубецкой (1761, Третьяковская галерея). Он показывает в них придворных дам, помещиц, представительниц привилегированного, но духовно невысоко стоявшего слоя русского общества середины XVIII столетия; в портретах переданы многие типические черты придворной знати того времени.
    Суровая точность отличает Антропова даже в официальных и парадных портретах 60-х годов. В портрете епископа Сильвестра Кулябки (1760, Русский музей) Антропов создал образ властного, самоуверенного, грубого «князя церкви» и вместе с тем болезненного человека. В парадном портрете Петра Ш (1762, Третьяковская галерея и Русский музей) Антропов показал императора-дегенерата во всем его неприглядном виде, ярко свидетельствующем об умственном ничтожестве изображенного.
    Создавая в своих портретах правдивые образы, подчас весьма социально выразительные, Антропов не углублялся в психологическую характеристику изображаемых им людей. Прежде всего он точно передавал внешние черты человека. Однако художник вовсе не стремился лишь к их иллюзорной передаче: его интересовали существенные особенности строения лиц, основное в их выражении, и поэтому каждое из них в портретах Антропова отличается жизненностью.
    Нельзя, однако, не отметить, что Антропов не избежал в своих работах некоторой условности, ведшей начало от традиций парсуны. Композиция портретов Антропова однообразна и не подчинена выявлению индивидуальности изображаемых людей; некоторые детали распластываются в плоскости холста. В ряде случаев работы Антропова мало живописны, лишены подлинного света и воздушной среды. Но это наследие парсуны Антропов настойчиво стремился преодолеть. Серьезное, реалистическое в своей основе творчество Антропова занимает видное место в русском искусстве.
    Ряд деятелей русской культуры середины XVIII века ценил Антропова; И. И. Шувалов — основатель Московского университета — предполагал сделать его профессором факультета искусств (который так и не удалось осуществить). Антропов имел в Петербурге школу, в которой было много учеников. Из школы Антропова вышло несколько видных мастеров русского искусства; в ней учился Д.Г. Левицкий.

Одним из выдающихся художников середины XVIII века, во многом близким Антропову, был Иван Петрович Аргунов (1727—1802), талантливый представитель семьи крепостных живописцев и архитекторов (принадлежавшей графам    Шереметевым).                                                                                            

    Крепостная неволя ограничивала творческую деятельность Аргунова; он должен был постоянно отклоняться от основной области своего творчества — портрета — то для копирования различных картин, то для управления домами Шереметевых.

    Уже ранние произведения Аргунова (50-е гг.) свидетельствуют о сложном пути его развития. В портретах, изображавших представителей знати и имевших официальный характер, сильно сказалось воздействие шедших от парсуны недвижности,   плоскостности,    живописной   сухости,   это   видно   в   портретах  князя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        и княгини Лобановых - Ростовских (1750 и 1754, Русский музей), генерал-адмирала князя М. М. Голицына (1750, Русский музей). Близки к ним также и написанные в 60-х годах портреты Шереметевых, Черкасского и других. Этим условным парадным портретам резко противостоят другие — лишенные официальности, воплощающие стремление Аргунова к правдивости, к внимательному изучению натуры. Таковы портреты мужа и жены Хрипуновых (1757, музей Останкино), замечательные непосредственностью и глубиной восприятия людей не родовитых, но внутренне значительных и достойных. Хрипуновы изображены без всякой идеализации, в простых позах, в обычной «домашней» одежде, просто и правдиво; их старые и некрасивые лица умны и привлекательны. Мягкая живописность портретов сообщает им особую жизненность. Десятилетием позднее был создан портрет Толстой (1768, Киевский музей русского искусства) — одна из наиболее совершенных работ Аргунова. Образ пожилой женщины, сметливой хозяйки и властной помещицы запечатлен в этом свободно написанном портрете с подлинно реалистической выразительностью.

    Хотя Аргунов умел создавать парадные композиции, не уступающие произведениям вызываемых ко двору иностранцев, с наибольшей заинтересованностью работал он над портретами людей, ему близких по своему положению или по занятиям. Мастерством изображения человека, непосредственностью, свободой живописного исполнения отличается портрет неизвестного скульптора, возможно, Федота Шубина (80-е гг., Русский музей). Портрет этот выделяется глубиной трактовки образа умного и одаренного человека. Заслуживают внимания портреты Анны Николаевны — воспитанницы Шереметевых (1767, музей Кусково) и крестьянки в русском костюме (1784, Третьяковская галерея). Первый портрет написан просто и скромно, второй — одно из наиболее поэтических произведений во всем творческом наследии художника. Милое лицо девушки сразу же привлекает к себе в портрете; в этом лице отражен чистый и значительный внутренний мир молодой крестьянки. Праздничный наряд девушки мастерски написан Аргуновым.

И.П. Аргунов. Портрет неизвестного скульптора
(1780-е гг.)
И.П. Аргунов. Портрет крестьянки в русском костюме (1784г.)

    Аргунов был не только известным живописцем, но и авторитетным педагогом. Он, в частности, руководил художественным образованием своего сына Николая Аргунова и, кроме того, А. П. Лосенко, К. И. Головачевского, И. С. Саблукова. Последние три художника, в будущем академики (Лосенко стал затем профессором и директором Академии художеств), учились у Аргунова более пяти лет и получили у него разностороннюю и серьезную подготовку.
   

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Обновлённый сайт www.gogol.ru поздравляет всех женщин с прекрасным весенним праздником! Желаем хорошего настроения и творческих успехов!   Мы ждем Вас, ваши работы, впечатления, новости на нашем сайте. Делайте сайт вместе с нами!


В избранное