Академия художеств и историческая живопись второй половины XVIII века
Потребности передовой части русского общества середины XVIII века не могли быть удовлетворены достижениями только портретного жанра, как бы значительны они ни были в творчестве Антропова или Аргунова. В условиях непрекращающегося культурного роста страны были нужны сюжетные произведения, непосредственно и многосторонне воплощавшие передовые общественные идеи; нужны были высококвалифицированные художники, которые могли бы эти произведения
создавать. Живописная «команда» Канцелярии от строений имела слишком утилитарное назначение и не могла обеспечить ни планомерной подготовки художественных кадров высшей квалификации, ни идейного руководства ими в дальнейшей работе. Необходимо было также способствовать развитию скульптуры и архитектуры путем систематической, широко поставленной работы по воспитанию русских скульпторов и зодчих. В других областях культуры — в литературе, в драматургии — в середине XVIII века появился ряд
крупных произведений, утверждавших высокие нормы общественной морали. Так, например, в трагедиях А. П. Сумарокова ставились и решались вопросы общественного и личного поведения человека. Подобные же произведения должны были появиться и в искусстве. Непосредственное идейное руководство изобразительным искусством и профессиональное воспитание специалистов становилось, таким образом, задачей широкого государственного и общественного значения. Работа в этих областях должна была возглавляться
Академией художеств. Вопрос о создании Академии художеств возник еще в начале XVIII века, при Петре I. В 30-х годах вновь было выдвинуто предложение учредить «Академию Живописной науки, в которую вход всем не возбранен будет обучаться без платы». Подобные проекты не были, однако, осуществлены, и художественными делами ведали в первой половине века отчасти Канцелярия от строений, отчасти Академия наук, одно время даже называвшаяся «Академией наук и художеств». Окончательно
вопрос был решен лишь в 1757 году с учреждением Академии художеств. Многие особенности Академии были определены протекавшей внутри нее резкой идейной борьбой. В ней сталкивались идеи, выдвигаемые передовыми кругами общества, с идеями, которые стремились навязать искусству реакционные правящие круги. Положение Академии как официального учреждения на ряде этапов ее истории налагало на нее реакционный отпечаток, связывало и ограничивало деятельность ее мастеров. Это
дало повод представителям русской художественной жизни второй половины XIX века во главе с В. В. Стасовым не только решительно нападать на реакционную Академию того времени, но и полностью отрицать Академию художеств, игнорировать ее значение в прошлом. Такие нападки были несправедливыми. В периоды большого общественного подъема второй половины XVIII — начала XIX века мастера Академии художеств отражали в своем творчестве передовые идеи лучшей части общества своего времени. Академия
художеств в течение многих десятилетий являлась единственным в стране высшим художественным учебным заведением и сумела подготовить сильные художественные кадры, в том числе тех крупнейших мастеров, творческое наследие которых является гордостью нашей культуры. В Академии художеств получали профессиональную подготовку живописцы и скульпторы, архитекторы и граверы. В течение долгого времени Академия сосредоточивала наиболее авторитетные творческие силы страны, при участии которых решались многочисленные художественные
задачи, поставленные русской действительностью. В некоторых случаях Академия художеств оказывала влияние на постановку художественного образования и в различных местных центрах. Так, один из первых выучеников Академии И. С. Саблуков по поручению Академии организовал в 70-х годах XVIII века художественные классы в Харькове. Академия художеств была основана при непосредственном участии И. И. Шувалова (1727—1797) — деятеля русского просвещения, первого «куратора»
Московского университета. В основании Академии художеств была большая заслуга и М. В. Ломоносова, оказывавшего влияние на Шувалова и направлявшего «го на дела большого патриотического значения. В 1757 году Шувалов обратился в сенат с предложением о создании Академии художеств, указывая, что «молодые обучающиеся люди... теряя одно время только одной практикой делают то, что видят», а потому «необходимо установить Академию художеств, которой плоды... не только будут славой здешней
империи, но и великою пользою казенным и партикулярным работам». 6 (17) ноября 1757 года Академия была учрежлена, а в следующем году уже начала работать. В нее были командированы способные ученики Московского университета, которые и образовали собой первый состав академических учеников. Среди них находился В. И. Баженов — гениальный русский архитектор. К первым ученикам, приехавшим из Московского университета, вскоре присоединились молодые художники из числа учившихся и работавших в Петербурге.
В Академию принимали «без прошений», не усложняя формальностями прием талантливых юношей. Именно так были приняты Ф. Рокотов и И. Ерменев, был «истребован» в Академию Ф. Шубин. В числе первых учеников находились и три молодых художника, пять с половиной лет учившихся до того у И. Аргунова — А. Лосенко, И. Саблуков и К. Головачевский. Учась в Академии, они одновременно помогали преподавателям вести академические классы и одно время даже заведовали классами живописи. Среди профессоров Академии
в первые годы ее существования было немало иностранцев, роль которых чрезмерно преувеличивалась дореволюционными историками искусства. На самом деле их роль не могла быть большой не только потому, что они были загружены придворными заказами, но и потому, что в Академии они, как правило, служили очень недолго. Обычно срок пребывания иностранных мастеров в составе преподавателей Академии равнялся приблизительно голу. Только очень немногие, полностью отдавшиеся обучению русской художественной молодежи оставались
в ней годами (таков был скульптор Н.Ф.Жилле). Видная роль в подготовке художников принадлежала молодым русским живописцам — Лосенко и его друзьям Головачевскому н Саблукову, а также работавшему преимущественно в области декоративной и театрально-декорационной живописи Г. Козлову. Одним из виднейших преподавателей был архитектор А. Ф. Кокоринов.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.