Широкие возможности применения своих сил в Петербурге или Москве привлекали в Россию многочисленных иностранных художников. Стремительный рост русской культуры обусловил то, что в Россию приезжали все более и более значительные мастера зарубежного искусства, многие из которых вошли в тесное соприкосновение с русской художественной культурой. В середине столетия к числу подобных художников принадлежали братья Грооты, приехавшие в Петербург в 1743 году
и создавшие в России почти все свои произведения, а также портретист Пьетро Ротари (в России с 1756 по 1762 г.). Георг Христофор Гроот (1716—1749) — старший из братьев — создал ряд жизненно выразительных портретов, которые созвучны позднейшим произведениям Антропова и Аргунова стремлением к верней передаче изображаемых людей, но уступают им в силе характеристик. Декоративные тенденции, свойственные творчеству Г. X. Гроота, проявились в таких его произведениях, как портрет
Елизаветы Петровны верхом в сопровождении арапчонка, конные портреты Петра III и Екатерины II и другие. Младший брат Г. X. Гроота — Иоганн- Фридрих (Иван Федорович) Гроот (1717—1801) прожил в России долгие годы, вплоть до смерти. Он работал в области изображения животных и птиц. И. Ф. Гроот изучал облик и повадки хищных и домашних животных, различных птиц и подчас насекомых. Несмотря на надуманность некоторых композиций и их чрезмерную детальность
и суховатость, Гроот был наблюдателен и точен в излюбленной им области. Живописец-портретист Пьетро Ротари (1707—1762), по национальности итальянец, написал в России помимо портретов сотни женских головок, собрание которых в Петергофском дворце образовало особый Кабинет мод и граций. При всей своей поверхностности они характеризуют Ротари как художника, способного найти индивидуальные оттенки в характеристиках.
Более значительны и глубоки портреты Ротари, особенно портрет знаменитого мастера русской архитектуры XVIII столетия В. В. Растрелли (Русский музей), прекрасно передающий воодушевленность, высокомерие и некоторую утомленность модели. В России работали, кроме того, еще художники-декораторы Джузеппе Валериани (1702—1761) и Стефано Торелли (1712—1784). Торелли написал много картин и плафонов по заказам двора, Валерианы
работал над созданием театральных декораций, над убранством дворцов и преподавал перспективу. Деятельность Валериани почти целиком связана с Россией; в Петербурге он проработал (с 1743 г.) около двадцати лет; особенно существенный вклад внес он в развитие русской театрально-декорационной живописи. В 1756—1758 годах в Петербурге работал крупный французский портретист Луи Токе, а позднее—в 1775 — 1777 годах — не менее известный портретист швед Александр
Рослин; деятельность обоих в России носила кратковременный характер и сколько-нибудь прочной связи с русской художественной средой у них не было. Русское искусство в силу тесной связи с жизнью находившейся на подъеме страны прошло огромный путь развития всего лишь за одно полустолетие. Об органическом характере и о зрелости русского искусства первой половины XVIII века свидетельствуют широкий размах городского строительства, реализм портретной живописи, успехи скульптуры, насыщенность
гравюры злободневным содержанием. Очень важно и показательно то, что первенствующее место в русском изобразительном искусстве занял портрет; правда, образ человека оставался раскрытым еще далеко не во всем своем жизненном содержании и разнообразии и страдал некоторой, большей или меньшей, односторонностью трактовки у всех мастеров. Но даже при этих условиях художники первой половины века, и особенно Никитин и К. Б. Растрелли, сумели воплотить образ своих современников в
содержательных и выразительных произведениях. Вишняков, Антропов, Аргунов, хотя и уступающие им в мастерстве и творческой воодушевленности, создали ряд портретов, строго и внимательно передающих индивидуальный облик людей своего времени. Трудами мастеров русского искусства первой половины XVIII века была заложена здоровая традиция реализма в национальной художественной культуре и подготовлена почва для высокого расцвета искусства второй половины века.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.