Крупнейшим представителем русской академической шкоды XVIII века основоположником исторической живописи в Академии художеств был Антон Павлович Лосенко (1737—1773). Лосенко был сыном крестьянина, рано осиротевшим. Его детские годы прошли на Украине. Мальчиком он был завербован
в придворный певческий хор. Юношей Лосенко учился у И. П. Аргунова, а затем был направлен в Академию художеств, где сразу же обнаружилась его хорошая подготовка и выдающееся дарование. В Академии и при двукратном пребывании в Париже, а затем в Риме (в 1760-х гг.) Лосенко настойчиво стремился к овладению мастерством, показав себя весьма самостоятельным художником. Много внимания Лосенко уделял изучению художественных произведений, рассеянных по разным собраниям, дворцам, дерквам. Свои
суждения о памятниках искусства художник записывал в «Журнал примеченых мною знатных работ живописи и скульптуры, позволяющий убедиться в широте взглядов и вдумчивости русского мастера. Лосенко денил произведения «высокого искусства» и «большого стиля», но рядом с ними отмечал и произведения, поразившие его своей жизненностью и правдой («композидия верная против сюжету... натурально изображены воздух и вода... деревенский старик читает»). С уважением указывал Лосенко на произведения классиков мирового искусства
— Рембрандта, Рубенса, Тициана, Пуссена, высоко деня ясность композиции, живописность колорита, правильность рисунка и выразительность характеристик. В начале 60-х годов в Париже Лосенко были написаны картины «Чудесный улов рыбы» и «Жертвоприношение Авраамово» (обе в Русском музее), получившие положительную оценку и французских и русских художников. Часть 1763 года Лосенко провел в России. В этом году весной в Москве он написал известный портрет выдающегося деятеля
русского театра Федора Волкова (Русский музей и Третьяковская галлерея), в котором показал себя крупным портретистом, с подлинным воодушевлением и правдой охарактеризовав незаурядную личность Волкова — умного и талантливого, деятельного и смелого человека. Характерно, что другие портреты, написанные Лосенко, также изображают в основном крупных деятелей русской культуры: А. П. Сумарокова, И. И. Шувалова, актера Я. Шуйского.
Из Москвы Лосенко вновь уехал в Париж, а оттуда в 1765 году отправился в Италию, где работал, не имея «особливого себе учителя». Он изучал памятники античности и искал путей к строгому и ясному стилю, способному с наибольшей силой выражать значительные идеи. В творчестве Лосенко сказались прогрессивные элементы классицизма, содержавшего в себе во второй половине XVIII века сильные тенденции реалистического характера. Логически четкий классицизм успешно вступил
в борьбу с декоративностью и усложненным аллегоризмом картин работавших в России 60-х годов С. Торелли, Ф. Фонтебассо и других. Черты классицизма были впервые выражены Лосенко в картине «Зевс и Фетида» (1768—1769, Русский музей) и в двух больших работах 1768 года — «академических фигурах в величину ординарного человека» (натурщиков): двух штудиях обнаженного тела, лишь условно наименованных «Каином» (Русский музей) и «Авелем» (Харьковский музей изобразительного искусства. Они обратили на себя особое внимание
на выставке в Академии художеств в 1769 году.
А.П. Лосенко. Авель (1768г.)
При работе над этими натурщиками Лосенко стремился не к одной только передаче видимого, но и к уяснению логики построения человеческого тела. Он ясно показывает связь между отдельными частями тела, последовательность сочетания сухожилий, мускулов, проступающих под кожей кровеносных сосудов. При этом Лосенко ничуть не поступался художественной, живописной выразительностью. Несмотря на специфический характер (штудии обнаженного тела), картины свидетельствовали
своей зрелостью, ясностью, высоким мастерством о новом крупном и принципиально важном явлении в истории русской культуры. В пору преклонения дворянской правящей верхушки перед всем заграничным и пренебрежения русским эти картины ярко свидетельствовали об успехах национальной живописи. Патриоты русского искусства опирались в это время именно на деятельность Лосенко. Один из них (статья подписана инициалом «С»), укоряя неверящих в талантливость родного народа, писал: «Стыдитесь, несмысленные подражатели иностранных,
смотря на сего художника: никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди.. . Такое предрасположение не только что не похвально, но еще некоторым образом изъявляет подлость души» (журнал «Смесь», 1769). Таким образом, Лосенко показывал своими работами, что в его лице Академия художеств может противопоставить иностранным мастерам русского художника, способного создавать произведения, значительные по идейному содержанию и совершенные по выполнению. В 1770 году Лосенко
выставил в Академии художеств картину «Владимир и Рогнеда» (Русский музей).
А.П. Лосенко. Владимир и Рогнеда (1770г.)
Ее сюжет был хорошо понятен образованным кругам общества XVIII века. Владимир, князь Новгородский, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, вторгся в Полоцк, разгромил его, убил отца и братьев Рогнеды и взял ее в жены. В картине выражено осуждение деспотического произвола, вносящего горе в жизнь людей; Владимир и сам кажется смущенным своей преступной жестокостью. Сложность содержания требовала ясной и выразительной трактовки. Взволнованность главных персонажей передана
Лосенко сильными движениями, напряженностью и динамикой форм. Патетика главных персонажей оттенена сдержанной трактовкой глубоких переживаний прислужниц Рогнеды. Несмотря на свой несколько театрально-условный характер, картина «Владимир и Рогнеда» имела большое значение в развитии исторической живописи XVIII века. Взамен постоянного обращения мастеров всех академий к античным или мифологическим темам Лосенко обращается в этой картине к национальной русской истории, тем самым устанавливая ее
равноправие с прославленной историей античного мира. Прогрессивный характер картины был порожден высоким национальным подъемом в начале второй половины XVIII столетия. Вслед за «Владимиром и Рогнедой» Лосенко начал работать над картиной «Прощание Гектора с Андромахой» (Третьяковская галлерея).
А.П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой (1773г.)
Обращение к сюжету из «Илиады» не означало измены Лосенко основным принципам его творчества. В новой картине художник изобразил высокий пример служения отечеству. Гектор — один из героев древней Трои — прощается с семьей, уходя сражаться за родной город. Содержанием картины является величие патриотического подвига, который приносит бессмертие герою. Работа не была совсем закончена художником, но в ней вполне сказалось умение Лосенко создать
возвышенное, величавое художественное произведение, полное искреннего волнения, поэтичности и метких жизненных наблюдений; создавая картину, художник свободно владел многофигурной композицией, сложными светотеневыми приемами и умел создать торжественную архитектурную декорацию. Глубина идейного содержания произведений, их увлекательность, мастерство исполнения сделали Лосенко авторитетнейшей фигурой среди профессоров Академии художеств.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
Поздравь Гоголя!
С 18 по 31 марта на сайте www.gogol.ruпроходит конкурс на лучший прикол о замечательном и уважаемом нами Николае Васильевиче. Принимаем любые плоды вашей фантазии: стихи, анекдоты, шаржи, отфошопленные изображения… Итоги будут проводиться 1 апреля, в день рождения писателя. Призы тоже ждут.