В первую четверть XVIII столетия русское искусство воплотило ряд существенных черт эпохи: в нем с большой силой и правдой был воплощен образ русских людей того времени, был создан ряд произведений батального жанра (в живописи и графике); широкое развитие получила гравюра, многие произведения которой способствовали популяризации в России и за ее рубежами достижений родной страны. Наступившая в 30-х годах мрачная
пора феодальной реакции, антинародная политика правящих кругов дворянства, грозили уничтожить лучшие достижения русской художественной культуры начала ХVШ века. Пенсионеры Петра были поставлены в трудные условия соперничества с покровительствуемыми придворной знатью иностранными живописцами и часто отстранялись от крупных работ. Тем не менее деятельность русских художников, выросших в начале ХVIII века, продолжалась и в этих труднейших условиях. До 1732 года работал Иван Никитин, на протяжении всех 30-х годов работал Матвеев. Развитие художественной культуры стало национальной необходимостью; остановить это развитие было невозможно. 40-е и особенно 50-е годы ознаменованы высоким национальным подъемом. Он проявился во всех областях общественной и культурной жизни страны. В 1755 году был учрежден Московский университет, в 1756 году создан национальный театр: в 1757 году была основана Академия художеств.
К 40-м годам относится начало работы ряда замечательных деятелей русской культуры, во главе которых стоял М. В. Ломоносов. Новые национальные художественные силы активизировались еще в преддверии этой эпохи. В 30-х, а затем еще более в 40-х годах стали выдвигаться молодые художники, которым предстояло продолжать и развивать дело, начатое незадолго до того выдающимися деятелями русского искусства 20-х годов. Большое значение для подготовки и творческого объединения русских художников
в 30—40-х годах имели Архитектурная и Живописная «команды» Канцелярии от строений в Петербурге, а с 1749 года — архитектурная школа-мастерская Д. В. Ухтомского в Москве. Центром гравирования и обучения рисунку служили преимущественно художественные классы Академии наук в Петербурге, с деятельностью которых связаны в 40—50-х годах и развитие русской пейзажной живописи («видописи») и крупные достижения в
области гравюры. В Живописной «команде» Канцелярии от строений в течение 30—50-х годов, а также и позднее работали многочисленные художники, выполнявшие непрерывные заказы по росписи дворцов, триумфальных ворот, церквей. Основная деятельность «команды» была сосредоточена в области декоративной живописи. Видными мастерами-декораторами были братья Алексей и Иван Вельские, Иван Фирсов, Борис Суходольский и другие.
Б. Суходольский. Декор панно (сер. XVIII в.)
Несмотря на известную ограниченность творческих возможностей при работе лишь в одной этой области, существование Живописной «команды» Канцелярии от строений было плодотворно для сохранения и развития национальных особенностей русского искусства. «Команда» объединяла художников на постоянной совместной работе, заставляла их чувствовать свою силу именно в сплоченности. В Живописной «команде» формировалось чувство сотрудничества
национальных художественных сил, вырабатывалось серьезное и трезвое отношение к художественному труду. Руководителем Живописной «команды» в 30-х годах был Андрей Матвеев. Под его руководством выполнялись большие ответственные росписи. Преемником Матвеева по Живописной «команде» стал Иван Яковлевич Вишняков (род. 1699— ум. после 1761 г.) — один из видных деятелей национальной художественной жизни середины XVIII
века. Вишняков не только руководил «командой», участвовал в экспертизах и т. п., но работал и как портретист. К произведениям Вишнякова принадлежат два портрета детей Фермор (около 1750 г.), из которых особенно замечателен портрет девочки Сарры Фермор. Он позволяет ясно представить ряд черт, характеризующих русскую портретную живопись середины XVIII века. Традиции парсуны здесь еще недостаточно преодолены; поэтому портрет кажется во многом уступающим произведениям и Никитина и Матвеева.
Сарра Фермор изображена неподвижно позирующей, ее платье кажется плоским, несмотря на тени, которые должны были бы указать на его округлую форму. Характерно, что орнаментация платья не следует за складками, сокращаясь перспективно, но как бы накладывается на его изображение.
И.Я. Вишняков. Портрет Сарры Фермор (ок. 1750г.)
Однако в живописи лица Сарры Фермор находят свое продолжение традиции Никитина и Матвеева. Вишняков внимательно и осторожно передает форму нежного, юного лица и тонкую гармонию серебристых и нежно-розовых тонов; особо подчеркиваются большие черные глаза, внимательно и доверчиво смотрящие на Зрителя. Интересным новшеством, впервые встречаемом в этом портрете, является изображение пейзажа за фигурой девочки — тонких стволов
деревьев с нежной листвой, слабо освещенных как бы светом зари. Портреты детей Фермор свидетельствуют о борьбе русского художника за реализм в искусстве этого времени и, что особенно важно, — о развитии поэтического восприятия художником человеческого образа. Творчество Вишнякова показывает, что, несмотря на крайне неблагоприятные условия развития русского искусства в этот период, реалистические начала не только сохранялись в национальной художественной культуре, но вскоре начали вновь
развиваться; они проникли даже в парадные изображения. В гораздо большей степени они сказались в тех портретах, которые воссоздавали жизненно конкретный образ человека.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru. Обновлённый сайт www.gogol.ruпозволяет самим пользователям стать соавторами проекта. Делайте сайт вместе с
нами! Мы ждем Вас, ваши работы, впечатления, новости.