Дмитрий Григорьевич Левицкий. Женские образы. Парадные портреты
Своеобразны и значительны женские образы Левицкого. Художник и в женских портретах остается мастером точных и острых характеристик. Он умеет выделить индивидуальные внутренние различия в портретах представительниц русской аристократии. Он показывает П. Н. Голицыну (1781, Русский музей) в блеске ее красоты и молодости, подчеркивая аристократическое высокомерие модели холодным блеском серебристо-синих, сине-зеленых и сиреневых тонов.
В портрете П. Ф. Воронцовой (80-е гг., Русский музей) зрители узнают человека совсем иного склада, чем Голицына. Воронцова привлекательна скромностью и легкой насмешливостью, светящимся в ее чертах умом. Влияние русского просветительства XVIII века сказывается в творчестве Левицкого именно в этом внимании к разумности и к внутренней значительности человека. Тот же высокий гуманизм воплощен Левицким и в двух портретах М. А. Львовой (урожденной Дьяковой) 1778 —1781 годов (оба в Третьяковской галерее). Художник
вполне четко отметил разницу, наметившуюся во внутреннем мире Львовой, одной из просвещенных женщин XVIII века, даже за тот короткий срок (три года), который отделяет второй портрет от первого. Во втором портрете ее образ стал более сложным, обогатился новыми чертами.
Д.Г. Левицкий. Портрет М.А. Дьяковой (1778г.)
Жизненно выразительная характеристика человека неизменно присутствует и в других многочисленных портретах Левицкого. Наряду с тонкой одухотворенностью некоторых своих моделей Левицкий был способен правдиво отметить и менее глубокое увлечение радостью существования. Таков, например, портрет Бакуниной (1782, Третьяковская галерея), по-видимому, добродушной и жизнерадостной женщины, образ которой привлекает воплощенным в нем чувством бодрости, здоровья, простой и искренней
веселости. К числу лучших произведений Левицкого принадлежат портреты двух резко различных между собой, но по-своему типичных представительниц жизни XVIII века — гр.Урсулы Мнишек и Анны Давиа (1782, оба в Третьяковской галерее). Урсула Мнишек изображена преуспевающей в свете молодой женщиной, полной сознания своей обаятельности. Ясные, как бы светящиеся тона этого портрета отвечают беззаботности двадцатидвухлетней
светской красавицы. В изысканности облика и элегантности костюма Мнишек Левицкий отметил ее вкус и такт. В портрете авантюристки, итальянской певицы Анны Давиа прихотливость движений сочетается со сложным ритмом форм, с резкими цветовыми контрастами. Все это вместе усиливает характеристику, даваемую изображением хитрого лица Давиа. Глубоко выразительны мужские портреты кисти Левицкого тех же 80-х годов. Левицкий
точно и остро индивидуализировал создаваемые образы. Он писал легкомысленного, пустого А. Д. Ланского, фаворита Екатерины II (1782), любезного и умного придворного А. В. Храповицкого (1782), хмурого М.Ф.Полторацкого, директора Певческой капеллы (1780, все три в Русском музее). С особым вниманием Левицкий изобразил своего друга — архитектора, рисовальщика и поэта Н. А. Львова. Как в портрете, находящемся в Третьяковской галлерее, так и особенно в небольшом полуминиатюрном портрете Литературного музея (Москва)
запечатлен сложный и глубоко привлекательный образ этого широко одаренного и умного человека, видного деятеля русской культуры ХVIII века. Работая в 80-х годах над большими парадными портретами, Левицкий также вносил в них качественно новые элементы, менявшие содержание этих официальных произведений. В этом находили своеобразное отражение новые общественные и эстетические взгляды последней четверти столетия. В портрете Екатерины II — законодательницы (1783, Русский
музей) Левицкий внешне следовал обычному канону парадного портрета. Екатерина изображена стройной и моложавой, несмотря на свои пятьдесят четыре года, низкий рост и полноту; за ней — колонны, драпировки, море с кораблями, статуи. Однако, в отличие от прежних парадных портретов, Левицкий изобразил Екатерину не как самодержицу, а как первую гражданку в отечестве, служительницу законов и «общего покоя». Разумеется, в этом отношении портрет совсем не соответствовал подлинному образу Екатерины, представительницы
дворянской реакции и интересов крупного поместного дворянства. Она менее всего думала об «общем покое», но готова была демагогически использовать разговоры о нем. Екатерина одобрила портрет, и он не раз повторялся как самим Левицким, так и другими художниками. Портрет был описан Г. Р. Державиным в оде «Видение Мурзы». Это произведение, однако, не было рождено придворной льстивостью. Левицкий дал в нем идеальный, желаемый образ просвещенного монарха, подобно тому как в одах Ломоносова
и Державина под видом изображения заслуг и добродетелей Елизаветы и Екатерины выражались надежды на просвещенное и законосообразное управление. Портрет был своего рода «рассуждением о государе-гражданине», утопическом в условиях феодально-крепостнической монархии. Левицкий не останавливался на однажды найденных приемах. В его более поздних произведениях заметны искания новой трактовки человеческой личности. В конце 80-х годов в портрете мужа и жены Митрофановых (Русский музей) с особой
наглядностью проявился обостренный интерес художника к характерности образа, к неповторимой индивидуальности человека, вообще типичный для русской художественной культуры конца столетия. Сопоставляя в одном портрете двух людей, Левицкий резко подчеркнул не только внешние черты их облика, но и внутреннее различие между ними: энергию и насмешливость жены и застенчивость скромно улыбающегося мужа. Творчество Левицкого было тесно связано с современностью. Левицкий, многогранный и тонкий художник,
создавал полные жизненной выразительности, убедительные в своей конкретности образы людей своей эпохи. С рядом ее видных передовых представителей он был близок. Он был знаком с кружком Державина, с Н. А. Львовым, работал над портретами не только вельмож, но и писателей и общественных деятелей. Левицкий написал портрет Н. И. Новикова, с которым находился в близких дружеских отношениях (известно несколько вариантов этого портрета).
Д.Г. Левицкий. Портрет Н.И. Новикова (1790-е гг.)
Реализм и гуманистический характер передового русского искусства XVIII века нашли в творчестве Левицкого высокое выражение; портреты художника проникнуты жизнеутверждающим духом, радостным и полнокровным восприятием реальной действительности. Свежесть и красочность живописи Левицкого роднят ее с поэзией Державина, с ее любовным и колоритным изображением действительности.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
Поздравь Гоголя!
С 18 по 31 марта на сайте проходит конкурс на лучшую шутку над нашим замечательным и уважаемым Николаем Васильевичем. Принимаем любые плоды вашей фантазии:стихи, анекдоты, шаржи, отфотошопленные изображения…
Итоги будут подводиться 1 апреля, в день рождения писателя. Ждем ваши находки или творения. А также комментарии к ним. Призы тоже ждут.