Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Академия художеств и историческая живопись

второй половины XVIIIвека

Антон Павлович Лосенко и его преемники

Лосенко занимает почетное место в истории русской графики, являясь одним из крупнейших мастеров рисунка своего времени. Его работы в этой области выделяются проникновенной жизненной выразительностью. К лучшим его рисункам относится лист, изображающий группу молодых людей, изучающих руины классической архитектуры («Путешествующие», 60-е гг., Русский музей), поэтически отразивший повышенный интерес эпохи к художественной культуре античного мира. В рисунке правдиво переданы живая воодушевленность юношей, своеобразная индивидуальность каждого из них. В этюдах для картин «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с Андромахой» (головы воинов, фигура и отдельно голова служанки, юноша со щитом и др.) Лосенко с замечательной непосредственностью воплотил то лирическое, то мужественно-суровое чувство. Он передавал изображаемое точными и тонкими линиями с легкой штриховкой в тенях, безошибочно находя главное в реальной форме, творчески решая каждую задачу. «Натурщики» — штудии обнаженной мужской фигуры — позволяют судить не об одной лишь точности анатомических представлений Лосенко, но прежде всего о глубоком восприятии им красоты живого человеческого тела; эти рисунки до сих пор поучительны также широтой и свободой графических приемов, создающих впечатление большой живописности изображения.

А.П. Лосенко. Голова воина. Рисунок.



    На рисунках Лосенко учились многие воспитанники Академии: его "оригиналы» служили им образцами и неоднократно копировались во второй  половине века.

    Лосенко никогда не замыкался в своей мастерской. Все свои знания он стремился передать ученикам. Он написал «Изъяснение краткой пропорции человека... для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное...». Этим первым русским пособием по художественной анатомии пользовались в Академии в течение нескольких десятилетий.
    Преждевременная кончина Лосенко лишила Академию талантливого художника, вдумчивого руководителя. Эта ранняя смерть вызвала глубокое огорчение: «В нем потеряли Ломоносова русской живописи»,—писал Реймерс, один из первых историков Академии художеств. «То, что порт создал для своей нации, Лосенко создал для живописи».
    Лосенко имел преемников и продолжателей, которые своей творческой и педагогической работой помогли дальнейшему развитию академического искусства конца XVIII века. Особенно значительны были успехи в области исторической живописи.
    К числу видных мастеров Академии конца XVIII века принадлежит Иван Акимович Акимов (1754—1814), ученик Лосенко. К работам Лосенко близка ранняя картина Акимова «Возвращение Святослава с Дуная» (1773, Третьяковская галерея), изображающая радостную встречу князя-воина с семьей после похода. Тема защиты отечества сочетается в картине с темой семейного счастья героя, возвращающегося с победой.
    Эта работа девятнадцатилетнего художника свидетельствует о его весьма уверенном владении многофигурной композицией, а тем самым и об успехах русской академической школы XVIII века.
Позднейшие произведения Акимова, посвященные преимущественно мифологическим темам, были далеки от русской действительности («Самосожжение Геркулеса», 1782, Третьяковская галлерея). Акимов был видным педагогом и одно время директором Академии. Ему же принадлежит один из первых историко-художественных очерков по русскому искусству: «Краткое историческое известие о некоторых российских художниках» (1804).
    Под давлением реакции, усилившейся после подавления крестьянской войны, в Академии художеств в конце 70-х и в 80-х годах выдвинулись вперед мифологические темы в ущерб темам из отечественной истории. Однако прогрессивное направление) полученное Академией в предшествующий период, обусловило то, что лучшие произведения мифологического характера продолжали, хотя и в опосредствованной форме, нести значительное жизненное содержание.          Петр  Иванович   Соколов    (1753 —1791) создал  несколько произведений на темы античной мифологии: «Меркурий и Аргус» (1776, Русский музей), «Дедал, привязывающий крылья Икару» (1777, Третьяковская галерея). Драматическое содержание первой картины Соколов передал без каких-либо внешних эффектов. Выразительность картины основана на противопоставлении двух фигур: неудержимо засыпающего могучего Аргуса и осторожно и вкрадчиво склоняющегося к нему Меркурия, готовящегося поразить его тайно принесенным мечом. Хороший рисунок и красивый мягкий колорит заслуживают тем большего внимания, что картина была первым опытом Соколова в том, чтобы «произвесть толь большой препорции картину и о искании щасливых положений фигур и этюдов» (как писал сам художник в Академию).
    Картина «Дедал, привязывающий крылья Икару» возрождала в ясной и внешне простой, четкой форме один из широко известных во все времена греческих мифов, воплотивший тему человеческого дерзания, смелую мечту людей о свободном полете в небо.
    Соколов является одним из блестящих мастеров русского рисунка. Изображения натурщиков (итальянский карандаш и мел на тонированной бумаге; Русский музей), исполненные им в пору его творческого расцвета, по реалистической выразительности и красоте рисунка принадлежат к высшим достижениям русского графического искусства XVIII века.
    Академия художеств второй половины XVIII века имеет большие заслуги в истории русского искусства. Она осуществила поставленные перед ней задачи, воспитав серьезное, глубокое отношение к искусству у своих мастеров, дав обществу ряд значительных, прогрессивных по содержанию произведений и вооружив широкий круг художественной молодежи солидным профессиональным мастерством.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева  (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

На сайте www.gogol.ru работает раздел КИНО. Здесь каждый может опубликовать свою рецензию на любой фильм, а также прокомментировать и оценить рецензии других пользователей. Будьте готовы, что и вашу работу тоже будут оценивать.

Последние опубликованные рецензии:

- Рецензия на фильм «Ведьма»: ..."Ведьма" не обнаруживает ни одной оригинальной находки по части устрашения зрителей, и это самое ужасное, что может быть в ужастике... (текущая оценка этой рецензии - 8,5 из 10)

- Рецензия на фильм «Апокалипсис»: ...А потом произошел «Апокалипто». Фильм, который безо всякого пафоса следует называть шедевром... (текущая оценка этой рецензии – 9 из 10)

Ждем вас на http://cinema.gogol.ru/!


В избранное