Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Портрет второй половины XVIII века

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Величайшим мастером русской портретной живописи XVIII века был Дмитрий Григорьевич  Левицкий (1735—1822). В своих произведениях он с наибольшей полнотой и художественной выразительностью воплотил многогранное понимание человеческой  личности  и  создал  глубокие образы  представителей разных  слоев русского общества 70—80-х годов XVIII века.
    Левицкий родился на Украине. Его отец, выдающийся украинский гравер, был — по семейному преданию — справщиком (то есть редактором) изданий Киево-Печерской лавры. Вероятно, в доме Левицких бывали деятели искусств Украины. Когда в 50-х годах в Киеве работал Антропов, молодой Левидкий познакомился с ним, а затем и последовал за ним в Петербург. В школе Антропова Левицкий должен был усвоить строгое, вдумчивое отношение к искусству, понимание его патриотического значения.
Произведения и обстоятельства жизни Левицкого 60-х годов остаются невыясненными. Во всяком случае, первые известные нам портреты художника уже изображают видных представителей русской жизни конца 60-х годов — директора Академии А. Ф. Кокоринова, откупщика Н. А. Сеземова, профессора исторической живописи Г. И. Козлова, мецената А. С. Строганова и других.
    В этих относительно ранних портретах Левицкий уже значительно превзошел своего учителя Антропова.
Становившаяся все более интенсивной общественная жизнь второй половины XVIII века давала богатый материал для создания разнообразных по содержанию портретов, а достижения русского искусства XVIII века позволяли искать все более выразительные средства для художественного воплощения этого содержания.
    В портрете архитектора и директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова (1769, Русский музей) Левицкий еще несколько односторонне характеризует человека, отмечая в нем — в лице, в повороте головы, в позе — главным образом чувство собственного достоинства. Черты лица Кокоринова переданы внимательно и точно. С исключительным мастерством написан праздничный костюм Кокоринова. Левицкий изобразил ткани, шитье, мех костюма в их материальности и в тончайших отношениях тонов: серебристо-белых, золотистых, фиолетово-коричневатых.

Д.Г. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова (1769г.)

    В отличие от Антропова, Аргунова и некоторых других современников Левицкий не пользуется в портрете Кокоринова ни большими пятнами открыто показанного цвета, ни приемом равномерного сильного освещения только лица и фигуры  портретируемого.   В   световоздушной   среде   портрета   тонко сгармонированы живописные тона; свет то ярок, то погасает, оставляя предметы второго плана в рассеянном, сумеречном освещении.
    Средства, которыми владеет Левицкий на рубеже 60—70-х годов, позволяют ему достичь впечатления большой жизненности даже при внешней близости портрета к типу парадных изображений. Эти черты присущи и другим произведениям Левицкого того же периода. Так, в портрете Н. А. Сеземова (1770, Третьяковская галерея) художник в поисках правды изображения смело показал хитрое бородатое лицо, плотную коренастую фигуру, «простонародное» платье, подчеркнул энергичное выражение портретируемого.
    В ранних портретах Левицкого уже было выражено стремление к полноте раскрытия характера человека, к наибольшей конкретности и материальности изображения. Ясность образного языка художника не оставляет места для каких-либо недоговоренностей, которыми так увлекательно и умело пользовался Рокотов. Лучшие особенности творчества Левицкого нашли свое дальнейшее развитие в многочисленных произведениях 70-х годов.
    К высшим достижениям живописи всего XVIII века принадлежит известная сюита из семи портретов Левицкого — «Смолянки» (1773—1776, Русский музей). В них изображены воспитанницы Смольного института «благородных девиц».
    Смолянки воспитывались, не получая никакого представления о реальной действительности, готовясь прежде всего к положению придворных дам. Тем не менее Левицкий заметил в них и показал живые и подлинно человеческие черты: привлекательность юности, природную одаренность, непосредственность переживаний. Он написал молодых девушек демонстрирующими зрителям свои художественные дарования: они танцуют, разыгрывают театральные сценки; Алымова, прекрасная арфистка, играет на арфе. Девушки не позируют, а живут. Портреты их превращены Левицким в большие картины, повествующие о прелести и привлекательности человеческой юности.
    Какие-либо сложные атрибуты в портретах отсутствуют. Девушки показаны на темном фоне, иногда с едва намеченным парковым пейзажем. В отличие от многих парадных и обстановочных портретов иностранных мастеров (часто превращавших свои произведения в декоративные полотна) в этих больших картинах Левицкого главенствует портретная тема, господствует образ человека. Реалистической выразительностью образов и живописной красотой их воплощения Левицкий равен лучшим мастерам XVIII века.
    В четырнадцати-шестнадцатилетних девушках он стремился отметить неповторимые личные черты, делающие их образы особенно живыми. Он показал не только различие внешних черт Хованской и Хрущевой, разыгрывающих театральную сценку, но и внутреннее различие между ними: смущенность и застенчивость первой из них, бойкость второй. С несомненным интересом он передал увлечение музыкой у Алымовой, чувство достоинства у Левшиной, интеллектуальность Молчановой, грациозную кокетливость Нелидовой. Левицкий не прикрашивал, не «исправлял» черт смолянок. Он показал очарование неправильного, широкоскулого лица   Борщовой.

Д.Г. Левицкий. Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущёвой (1773г.)

    Разнообразию характеристик отвечает живописное решение каждого портрета. Левицкий гармонически сочетает бледно-золотистые тона шелка с темно-коричневым или тускло-зеленым фоном, сопоставляет розовое и голубое или же воспроизводит переливы вишневого и мутно-зеленоватого тонов. В портрете Борщовой он блистательно решает задачу изображения фигуры в черном платье на темном, серо-зеленоватом фоне, чуть намеченными деталями сообщив ей объемность. Между тем прошли только два-три десятилетия с тех пор, как непреодоленные еще пережитки парсуны давали сильно о себе знать (хотя бы в портрете Сарры Фермор, исполненном И. Я . Вишняковым).
    Развитие творческих возможностей Левицкого было обусловлено высоким уровнем русской общественной мысли, распространением в ней благородных идей гуманизма, гражданственности. Портреты Левицкого воплотили представления передовых людей второй половины XVIII века о человеческой личности, ее отношениях к обществу, ее ценности и судьбе. Некоторая общность и «возвышенность» высказывания этих представлений не лишает их большого значения в истории русской художественной культуры. Все это позволило Левицкому создать в 1773 году одновременно с первыми портретами смолянок такие замечательные произведения, как портреты П. А. Демидова (Третьяковская галлерея и Дени Дидро (Публичная библиотека в Женеве).

Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова (1773г.)
Д.Г. Левицкий. Портрет Д. Дидро (1773г.)

    В портрете П. А. Демидова Левицкий использовал некоторые приемы парадного портрета, но придал им новый характер, совместив внешнюю торжественность изображения с реалистической трактовкой человека; он смело ввел в изображение совершенно необычные для парадного портрета бытовые мотивы. Страстный любитель цветов, Демидов стоит возле стола с лейкой, книгой и цветочными луковицами и указывает то ли на цветы в глубине, то ли на Московский воспитательный дом, на строительство которого он пожертвовал большие деньги. Левицкий показал Демидова в горделивой позе, на фоне колонн и драпировок, но в то же время в халате и домашних туфлях, в колпаке на бритой, без парика, голове. Выражение его самодовольного лица вполне соответствует представлению о человеке умном, способном и вместе с тем самодуре.
    Совершенно иначе Левицкий изобразил Д. Дидро (посетившего Петербург в 1773—1774 гг.). Философ-материалист, энциклопедист, писатель и критик, стоявший на позициях реализма, показан Левицким в очень простом, почти «прозаическом» портрете прежде всего как незаурядный человек. Дидро изображен без парика, лысым, со складками кожи под глазами, но на первый план выступает в портрете скрытая за внешними чертами сильная и сложная жизнь человека. Лицо свидетельствует о творческой одаренности, о смелости, о силе духа и пытливости ума. Левицкий продолжает в этом портрете приемы своего учителя Антропова, приближая крупно изображенное лицо модели к зрителю. Но портрет, отделенный лишь пятью-десятью годами от ряда известных работ Антропова, дает совершенно новое и неизмеримо более глубокое, а тем самым и более правдивое раскрытие человеческого образа.  

Д.Г. Левицкий. Портрет отца (1779г.)

    То же богатство реалистических черт определило и содержание так называемого     портрета     отца     художника     (1779,    Третьяковская    галерея). Произведение это — один из наиболее сильных «человеческих документов» в живописи XVIII века. Левицкий показал старика, по посадке головы которого, по линии плеч и грузной фигуре зритель может судить о его высоком росте и силе и в то же время о близкой дряхлости. Замечательна строгость и продуманность композиции портрета, смелость и красота его контрастного светотеневого решения. Левицкий создал произведение, в содержании которого как бы отражены размышления художника о духовной и физической мощи человека и о наступившей старости. Сложный образ не содержит, однако, каких-либо пессимистических мотивов. Он проникнут ощущением незаурядности человека, полноты прожитой им большой жизни. Сильный золотистый свет, сосредоточенный лишь на лице, сумрак, пронизанный трепетом потухающих лучей света, глубина пространства усиливают чувство реальности образа.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

Поздравь Гоголя!

С 18 по 31 марта на сайте проходит конкурс на лучшую шутку над нашим замечательным и уважаемым  Николаем Васильевичем. Принимаем любые плоды вашей фантазии:  стихи, анекдоты, шаржи, отфотошопленные изображения…

Итоги будут подводиться 1 апреля, в день рождения писателя. Ждем ваши находки или творения. А также комментарии к ним. Призы тоже ждут.


В избранное