Про це стало в╕домо з листування представник╕в рос╕йсько╖ митниц╕ з кл╕╓нтами, пов╕домляють литовськ╕ ЗМ╤.
"Товари, кра╖ною походження яких ╓ Литва, а також товари, як╕ ввозяться в Литву, ╕ товари, що перевозяться литовськими транспортними компан╕ями, не пропускатимуть, поки не
буде спец╕альних вказ╕вок", - йдеться в одному з таких лист╕в, який циту╓ видання Delfi.
Видання циту╓ представника прикордонно╖ служби Г╕╓др╕са М╕шут╕са, який запевнив, що обмеження з рос╕йсько╖ сторони, як╕ було введено наприк╕нц╕ минулого тижня, в у понед╕лок вранц╕ продовжували д╕яти.
Водночас машини з рос╕йськими номерами перетинають кордон без проблем - ╖х не затримують на рос╕йському боц╕, п╕дкреслюють у
В╕льнюс╕.
Як в╕домо, Рос╕я межу╓ з Литвою виключно на кордон╕ Кал╕н╕нградсько╖ област╕. Ця проблема ╕сну╓ на вс╕х чотирьох пропускних пунктах, стверджу╓ литовська влада.
Водночас частина джерел спростову╓ пов╕домлення про масштабн╕ обмеження. Асоц╕ац╕я перев╕зник╕в Литви каже, що не в╕дчува╓ сутт╓вих проблем у перетин кордону. За верс╕╓ю прикордонно╖ служби, в понед╕лок черга зменшилася, оск╕льки литовськ╕ вод╕╖ були
пов╕домлен╕ про проблеми.
Джерела агенц╕╖ не вказали, чому заборонено перевезення вантаж╕в. У прес-служб╕ Федерально╖ митно╖ служби РФ заявили, що нема╓ ╕нформац╕╖ з цього питання.
Нагада╓мо, у вих╕дн╕ на литовсько-рос╕йському кордон╕ утворилася черга з автомоб╕л╕в з литовськими номерами. ╥х п╕ддавали ретельному обшуку, при цьому автомоб╕л╕ з рос╕йськими номерами перетинали кордон
безперешкодно.
Кр╕м того, як пов╕домля╓ BNS, в МЗС Литви викликали посла РФ Олександра Удальцова для надання роз'яснень з приводу ситуац╕╖, що склалася.
Хит недели ... Закарпатскую таможню официально возглавил Вадим Симчера (ФОТО)
Отныне Вадим Симчера - начальник Закарпатской таможни ДФС
Об этом сообщает Информационно-коммуникационный отдел Главного управления Миндоходов в Закарпатской области.
"Приказом фискальной службы Украины от 26 ноября 2014 года начальником Закарпатской таможни ГФС назначен Симчера Вадим Васильевич", - говорится в сообщении.
Биография главного и весьма молодого таможенника Закарпатья полна
приключений:
Родился 30 июня 1980 года в г. Ужгород, Закарпатская область. В 2002 году окончил Ужгородский национальный университет, специальность - правоведение, квалификация - юрист. За период работы в таможенных органах неоднократно был поощрен: Благодарность от имени начальника Чопской таможни (приказ Чопской таможни от 23.06.2005 № 363-к); Почетная грамота Чопской таможни (приказ Чопской таможни от 22.08.2006 № 446-к); Почетная грамота Чопской таможни (приказ Чопской
таможни от 22.12.2006 № 643-к); Благодарность от имени начальника Чопской таможни (приказ Чопской таможни от 23.04.2007 № 164-к); Благодарность от имени начальника Чопской таможни (приказ Чопской таможни от 04.06.2007 № 256-к); досрочное звание (приказ Гостаможслужбы Украины от 17.08.2007 № 826-к). С января 2004 года начал работать в таможенной службе на должности инспектора грузового отдела таможенного поста «Чоп-железнодорожный» Чопской таможни. С января 2006 года - старший инспектор отдела
таможенного оформления № 2 таможенного поста «Чоп-железнодорожный». С марта 2007 года - старший инспектор отдела таможенного оформления 4 таможенного поста «Тиса» Чопской таможни. С апреля 2008 года - главный инспектор сектора таможенного оформления 1 отдела таможенного оформления 4 таможенного поста «Тиса» Чопской таможни. С сентября 2008 года - главный инспектор отдела таможенного оформления 8 таможенного поста «Тиса» Чопской таможни. С марта 2010 года - главный инспектор отдела таможенного
оформления 6 таможенного поста «Тиса» Чопской таможни. С мая 2010 года - главный инспектор отдела таможенного оформления № 3 таможенного поста «Тиса» Чопской таможни. С июня 2010 года - главный инспектор сектора таможенного оформления № 2 отдела таможенного оформления № 1 таможенного поста «Тиса» Чопской таможни. С сентября 2010 года - главный инспектор сектора по вопросам предотвращения коррупции отдела кадрового обеспечения и по вопросам предотвращения коррупции Чопской таможни. С февраля 2011
года - главный инспектор отдела кадрового обеспечения и по вопросам предотвращения коррупции Чопской таможни. С марта 2011 года - заместитель начальника отдела кадрового обеспечения и по вопросам предотвращения коррупции Чопской таможни. С сентября 2011 года - заместитель начальника отдела кадровой работы Чопской таможни. С ноября 2011 года - начальник отдела кадровой работы Чопской таможни. С мая 2013 года - начальник отдела персонала Чопской таможни Миндоходив. С ноября 2013 года - главный
государственный инспектор отдела организации таможенного контроля Чопской таможни Миндоходив. С августа 2014 года - начальник отдела персонала Чопской таможни Миндоходив. С октября 2014 года - и.о. начальника Чопской таможни Миндоходив. Приказом от 26 ноября 2014 назначен на должность начальника Закарпатской таможни ДФС.
Хит недели ... ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ УКРАИНСКОГО ЭКСПОРТА
Деятельность внешнеэкономического сектора Украины в этом году претерпела определенные изменения. Текущий год характеризуется новой структурой и переориентацией экспорта. На результатах работы данного сектора не могут не сказываться общее снижение показателей народного хозяйства страны, стремительное падение нацвалюты, а также продолжение военных действий на Донбассе. Эти факторы обусловливают общее снижение эффективности внешнеэкономической деятельности, сокращение как экспорта товаров и
услуг, так и их импорта.
Данные официальной статистики (без показателей по временно оккупированной территории АРК и г Севастополя) свидетельствуют: за январь-сентябрь внешнеторговый баланс Украины сведен с профицитом в размере 4,25 млрд дол против дефицита в сумме 5,94 млрд дол за соответствующий период прошлого года. Объемы экспорта упали на 9,1%, не превысив 49,65 млрд дол. Импорт сократился еще больше – на 25,1%, составив 45,4 млрд дол. При этом поставки товаров за рубеж снижены
на 7,7%. Данный показатель в стоимостном выражении находился на уровне 41,98 млрд дол. Импортировано товаров на 41,18 млрд дол (-25,4%).
В сегменте экспорта услуг за указанный период зафиксировано снижение на 16,5%, объем их экспорта составил 8,69 млрд дол. Импорт услуг снизился на 20,7% — до 4,26 млрд дол.
Экспорт из Украины в государства Содружества по итогам трех кварталов текущего года сокращен на 26% — в страны СНГ поставлено товаров и услуг на 15,24
млрд дол. Наряду с этим экспорт в другие страны мира возрос на 1,1%, достигнув 34,41 млрд дол, в том числе в ЕС поставлено товаров и услуг на 15,9 млрд дол (+10,1%).
Коэффициент покрытия экспортом импорта находился на уровне 1,02 (за соответствующий период 2013 г. — 0,82). Внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из 213 государств мира.
В сентябре текущего года в Украине зафиксировано негативное сальдо внешней торговли в размере 337,4 млн дол в
сопоставлении с положительным сальдо в объеме 299,3 млн дол по итогам августа. Следует отметить, что дефицит внешнеторгового баланса страны характерен для всех последних девяти лет, начиная с 2005 г. При этом в среднем он увеличивался ежегодно на 11 млрд дол, а на протяжении трех прошлых лет темпы роста данного показателя достигали в среднем 18% по итогам года.
В первом месяце осени прошлого года дефицит внешнеторгового баланса составлял 2,4 млрд дол.
В то
же время по результатам нынешнего сентября экспорт товаров увеличен против предыдущего месяца на 1,3%, импорт – на 17,5%.
Отрицательное торговое сальдо этого месяца обусловлено, прежде всего, значительным снижением поставок за рубеж в сопоставлении с сентябрем 2013 г продукции металлургического и машиностроительного комплексов Украины, что связано с оккупацией боевиками части Донбасса и ведением в этом регионе военных действий.
Важнейшей тенденцией текущего
года в работе внешнеэкономического сектора Украины стала также переориентация экспортно-импортных потоков с РФ на страны ЕС. Как известно, все предыдущие годы главным торговым партнером республики была Россия. Украина поставляла в РФ, главным образом, продукцию аграрного сектора и машиностроительного комплекса. Теперь же в связи с эскалацией Россией конфликта на Донбассе и непосредственным участием российских войск в военных действиях на востоке двусторонние отношения крайне обострились и торговые контакты
фактически почти заморожены. По оценке украинского Минфина, резкое значительное сокращение товарооборота с РФ уже обошлось Украине в 3,5 млрд дол убытков. В начале ноября финансовое ведомство озвучило свой прогноз, в соответствии которым данная цифра возрастет еще на 5 млрд дол.
Исполнительный директор фонда Блейзера Олег Устенко заявил в интервью ИА «Главком», что по итогам текущего года его организация ожидает снижение экспортных поставок Украины в РФ в пределах 30-40%. Это
объясняется войной на Донбассе и падением макроэкономических показателей российской экономики, обвалом рубля по отношению к доллару. На торговых контактах республики с РФ также негативно сказываются многочисленные ограничения, введенные за последний год российскими властями. В итоге доля РФ в экспорте Украины может сократиться до 20%, констатировал О.Устенко.
В этих условиях национальные производители занялись поиском новых рынков сбыта с целью компенсации потерь от сокращения
экспорта в РФ. Происходит наращивание поставок, прежде всего, в страны ЕС. Речь идет, в основном, о продукции украинского АПК, которая уже успешно экспортируется не только в Объединенную Европу, но и в другие страны мира. По оценке Минагропрода Украины, в 2014-2015 гг экспорт зерновых достигнет рекордных цифр. В настоящее время данный показатель уже на 2,4 млн т превышает прошлогодние поставки зерна за рубеж, находившиеся на уровне 33 млн т, проинформировал глава ведомства Игорь Швайка, сообщив также что
урожай пшеницы в текущем году находится на уровне 24 млн т, а всего зерновых будет собрано 60-63 млн т.
В настоящее время в страны ЕС поставляется 35,3% всей продукции украинского АПК, идущей за рубеж. Рынок РФ успешно заменен, кроме того, ближневосточными государствами и государствами Северной Африки, а также поставками в регионы юго-восточной Азии. Это обеспечило профицит внешнеторгового баланса аграриев Украины в размере 5,3 млрд дол.
Вместе с тем в целом
для товарного экспорта в ЕС за последнее время характерно некоторое снижение: после мая (+15,3%) в июне рост составил уже только 14,9%, в июле – 14,7%, в августе — 14,3%, в сентябре — 12,3%. Причины такой тенденции – существенное ослабление курса евро по отношению к доллару. Если в мае текущего года данный показатель составлял 1,39 дол/евро, то на данный момент – не более 1,24 дол/евро. Это, в свою очередь, обусловливает падение цен на продукцию ЕС в долларах и тем самым оказывает отрицательное влияние на
экспортные поставки Украины в Европу и положительно сказывается на украинском импорте из ЕС.
В комментариях ИА ForUm директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров объяснил возвращение внешнеторгового баланса к дефициту в сентябре действием множества факторов – девальвацией, ростом цен, снижением ВВП и промпроизводства, а также недостаточным расширением рынков сбыта. По мнению эксперта, наращиванием экспорта в стране должна заниматься специальная структура –
экспортно-кредитное агентство или корпорация развития экспорта. Об этом свидетельствует опыт ведущих стран мира.
u-news24.com
Хит недели ... Таможенный союз попал под санкции
Ни один килограмм мяса и ни одно яблоко не должны поступать в РФ через Казахстан или Белоруссию без проверки. Вся импортная продовольственная продукция должна проходить через российские пограничные пункты и подвергаться досмотру, распорядился Россельхознадзор. В ведомстве считают, что обязаны пресекать пищевую контрабанду. Эксперты говорят о развале Евразийского союза под давлением санкций.
Россельхознадзор подготовил распоряжение о запрете транзита импортных
продуктов из Белоруссии и Казахстана без российского досмотра.
«Допускается транзит через Российскую Федерацию только продукции, которая прошла через пункты пропуска на российской границе», — заявил в пятницу глава службы Сергей Данкверт. Соответствующее распоряжение ведомство обнародует в ближайшее время, подтвердили «Газете.Ru» в Россельхознадзоре.
При новом порядке досмотру будет подвергаться весь продуктовый транзит из Белоруссии. Как утверждают в
федеральной службе, в этом случае под контролем будет все: и вход, и выход продукции.
Повод для введения жестких мер — вал контрабанды продуктов, попавших под санкции Запада и ответное эмбарго России. Больше всего претензий у Данкверта к белорусским партнерам. Он считает, что под видом продукции для Казахстана из Белоруссии в Россию завозится продовольствие, которое заявленных пунктов назначения не достигает, и есть основания предполагать, что абсолютное большинство грузов
реализуется на территории РФ.
Введение запрета не означает полного контроля за транзитом из Белоруссии в Казахстан по российской территории. «Если на Казахстан идут яблоки, они должны пройти через пункты пропуска на российской границе, например в Брянске или Пскове», — уточнил Данкверт.
В ведомстве пояснили, что располагают многочисленными фактами, свидетельствующими о нелегальных поставках продукции в Россию через Белоруссию в обход введенного Москвой
эмбарго. Так, в ноябре выявлено более 7,5 тыс. т нелегально завезенных мясных изделий.
Самый популярный сейчас у контрабандистов продукт — сало из Польши и Германии, поясняют в Россельхознадзоре. Сало используется при изготовлении колбасных изделий. Попав под санкции, оно стало дефицитом на российских мясокомбинатах, резко выросло в цене до уровня мяса, а иногда и выше, и теперь чаще других продуктов фигурирует в нелегальных поставках.
Кроме того,
Россельхознадзор выявил 11 тыс. т контрабандных продуктов растительного происхождения — яблоки, груши, баклажаны. Это примерно 10% всей продукции, поступающей в Россию с территории Белоруссии.
Продукты питания, проникающие в Россию контрабандно, поставляются едва ли не из всех стран Евросоюза, а также из США и Канады, утверждают в федеральной службе. На этой неделе была задержана партия из 20 т мяса птицы из США, перевозившегося из Казахстана в Омск, сообщала пресс-служба
Россельхознадзора.
Решение о запрете белорусского транзита было принято по результатам масштабного мониторинга готовой продукции, поступающей из Белоруссии в Россию. «Месяц назад эти результаты мы уже отправляли белорусским коллегам», — подчеркнул Сергей Данкверт, дав понять, что недоволен реакцией белорусских коллег.
В августе Минск гарантировал Москве, что не допустит реэкспорта запрещенной европейской продукции. Президент Александр Лукашенко утверждал,
что проблема реэкспорта европейских товаров «не стоит выеденного яйца». Реэкспорт в Белоруссии не санкционируют и не поддерживают, говорил Лукашенко.
При этом он пообещал не давать в обиду белорусских производителей, которые работают на импортном мясном и молочном сырье. «Реэкспорт, он невозможен. Он отслеживается. Возможно купить эту норвежскую рыбу, которая запрещена к поставке в Россию, или плодоовощную продукцию в Германии или в Польше, ввезти в Белоруссию, переработать,
получить соки и прочее, прочее — это уже будет белорусская продукция, и продать ее на российском рынке — это не запрещено. Эмбарго вашим это не запрещено», — предупреждал Лукашенко.
Иная позиция у казахстанских властей. Еще в октябре они заявляли, что не готовы сотрудничать с российской стороной по проблеме реэкспорта. «О введении какого-либо запрета на транзит товаров, которые импортирует Казахстан из Европейского союза, речи быть не может», — сообщала вице-министр национальной
экономики республики Мадина Абылкасымова. Чиновница указала, что взаимные санкции России и ЕС не имеют никакого отношения к Казахстану.
«Мы проводим свою независимую экспортную и импортную политику. И в этой связи никаких ограничений на Казахстан не может быть распространено», — заявила Абылкасымова.
США и ЕС ввели экономические санкции против РФ после референдума о присоединении Крыма к России. А 7 августа указом президента Москва ввела запрет на поставки
пищевой продукции, в том числе мяса птицы, из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии.
Проблема в том, что Россельхознадзор не всегда в состоянии отличить запрещенный импорт от переработанной белорусской продукции. К выявлению контрабандистов подключилась Федеральная таможенная служба. В сентябре глава российской таможни Андрей Бельянинов, выступая на «правительственном часе» в Госдуме, предложил организовать мобильные группы для противодействия реэкспорту запрещенных товаров в РФ из
Белоруссии и Казахстана. Теперь фуры с продуктами питания, которые вызывают сомнение, направляются на склады временного хранения, находящиеся в Смоленской области, и там специалисты оценивают подлинность документов и продуктов, которые заявляются в таможенной декларации.
Как пояснили «Газете. Ru» в Россельхознадзоре, ведомство вводит запрет на транзит на основании Международной конвенции по защите растений (IPPC). Документ был принят в 1952 году с целью соблюдения участниками
внешнеторговой деятельности международных санитарных и фитосанитарных стандартов.
Конвенция обязывает страны принимать меры, гарантирующие безопасность экспорта и импорта растений или растительных продуктов, потенциально содержащих пестициды или зараженных микробами. В настоящее время участниками конвенции являются 110 государств, в том числе Россия.
Тем не менее запрет на транзит не имеет юридической силы, уверен директор Центра исследований международной
торговли ИПЭИ РАНХиГС Александр Кнобель. Решения о том, какие товары могут пересекать внешнюю границу Евразийского союза, принимаются президентами трех стран — членов ЕАЭС, то есть России, Казахстана и Белоруссии. Исполнение же такого рода решений контролируется Евразийской комиссией, то есть наднациональным органом трех стран. По этой причине партнеры России по ЕАЭС могут проигнорировать призыв российского ведомства, считает эксперт.
Решение российского ведомства подрывает базовые
основы функционирования ЕАЭС — свободное перемещение товаров и услуг, отмечают наблюдатели. Конфликт интересов может оказаться нерешаемым.
«Но с другой стороны, российское эмбарго оказалось выгодным для Белоруссии и Казахстана, так как оно позволяет им расширять фактическое присутствие на рынке, против чего как раз и выступает Россельхознадзор», — говорит первый вице-президент российского Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Хит недели ... ГФС и активисты создали рабочую группу для расследования фактов взяточничества на украинских таможнях
Антикоррупционный комитет Майдана, волонтеры и Государственная фискальная служба (ГФС) Украины договорились создать совместную рабочую группу для расследования фактов взяточничества на украинских таможнях.
Как сообщил директор информационно-коммуникационного департамента ГФС Виктор Косарчук в комментарии агентству "Интерфакс-Украина", во вторник активисты провели пикет у здания Центрального офиса ГФС в Киеве, в ходе которого бросили несколько взрыв пакетов.
Причиной для возмущения активистов послужили действия таможенников в Винницкой области, которые открыто требовали взятку за растаможевание партии орехов.
"По словам активистов, таможенники потребовали с предприятия ООО "64Экспорт", которое ввозило на территорию Украины орехи для дальнейшей перепродажи, по $10 тыс. с каждой фуры", - сообщил он.
По его словам, активисты и волонтеры при этом заверили, что заявления представителей компании, что средства,
вырученные от продажи, пойдут на нужды АТО, не возымели никакого действия на сотрудников таможни. В результате конфликта товар пролежал нерастаможенным почти месяц и уже начал подгнивать. Активисты заявляют, что подобные случаи вымогательства присутствует на других территориальных подразделениях таможен ГФС.
Для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации была созвана экстренная встреча с участием активистов, первого заместителя главы ГФС, генерал-полковника милиции (куратора
налоговой милиции) Владимира Хоменка и заместителя главы ГФС (куратора таможенного направления) Анатолия Макаренко.
По результатам встречи было принято решение создать соответствующую рабочую группу для расследования фактов взяточничества на украинских таможнях, первое заседание которой запланировано на 25 ноября 2014 года.
Хит недели ... Предпринимателям не нужно получать экологическое заключение об озоноразрушающих веществах
Подтверждение наличия озоноразрушающих веществ при импорте или экспорте товаров теперь не требуется
Госпредпринимательство сообщает об отмене процедуры предоставления Минприроды утверждения о наличии озоноразрушающих веществ и целесообразности их ввоза или вывоза. Такая процедура была предусмотрена приказом Минприроды № 8, который Госпредпринимательство дважды за последний год пыталось отменить.
Поскольку Минприроды не выполнило принятое
ведомством решение в установленный срок, действие приказа № 8 останавливается с 23 ноября 2014 года.
Первое решение Госпредпринимательства об отмене процедуры было обжаловано в Минэкономразвития и отменено. Поэтому ведомство выдало повторное решение от 22 сентября 2014 года №36, с которым Минэкономразвития в этот раз согласилось. Подробнее читайте: Предприниматели не должны подтверждать наличие озоноразрушающих веществ при импорте/экспорте.
Таким образом,
предприниматели не должны предоставлять подтверждение наличия озоноразрушающих веществ при импорте или экспорте товаров.
Хит недели ... Европейская таможня в украинских реалиях
Как известно, 16 сентября 2014 года Верховная Рада синхронно с Европарламентом ратифицировали многострадальное Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Это действительно исторический шаг, который призван превратить нашу страну в истинно европейское государство. Каким оно будет в сфере таможенного регулирования? Что ждет украинских субъектов внешнеэкономической деятельности в обозримом будущем? Попробуем разобраться.
Следует отметить, что при подготовке
Таможенного кодекса Украины в 2012 году были учтены много европейских практик и рекомендаций. Здесь и активизация электронного декларирования, и усовершенствование механизмов постаудита, и введение понятия уполномоченного экономического оператора. Правда, как у нас часто бывает, далеко не все нормы кодекса реализуются на практике. Тем не менее работы на законодательном поле еще более чем достаточно.
Текст пятой главы Соглашения об ассоциации, которая посвящена таможенным вопросам и
содействию торговли, пестрит общими фразами и декларативными тезисами. Основные выводы из него можно сделать те, что наше таможенное законодательство должно стать более простым, прозрачным и приближенным к требованиям бизнеса. Украина берет на себя обязательства улучшить таможенные процедуры, сократить, упростить и стандартизировать данные и документы, требуемые таможенными органами. Также описываются сферы сотрудничества Украины и ЕС в таможенной деятельности с акцентом на обмен информацией и лучшими
практиками, а также координацию работы соответствующих ведомств. С целью создания всеобъемлющей зоны свободной торговли наше законодательство должно быть максимально унифицировано с европейским.
Гораздо больше интересной информации находится не в тексте самого Соглашения, а в дополнениях к нему, где расписаны механизмы приближения законодательства Украины к таможенному праву ЕС. Здесь уже больше конкретики, с указанием норм и сроков их имплементации.
Первое,
что должна сделать Украина в рамках унификации таможенного законодательства – это изменить правила транзита товаров. В течение первого года с момента вступления в силу Соглашения в украинское законодательство должны быть внедрены положения Конвенций об упрощении формальностей в торговле и о едином режиме транзита. По сути, это даст возможность транзита товаров через нашу страну по европейским транзитным документам (Т1 и Т2), которые сейчас используются Евросоюзе, в странах Европейской ассоциации свободной
торговли и действуют только до границы с Украиной. Этот шаг упростит процедуру транзита европейских товаров через нашу страну.
Что касается такого больного для всех импортеров вопроса, как определение таможенной стоимости товаров, то в Соглашении ему уделена одна короткая статья, в которой говорится, что регулировка таможенной оценки будет проводиться согласно Соглашению о применении статьи VII ГАТТ-1994. Учитывая то, что нормы этой статьи были взяты за основу еще при разработке
последней редакции Таможенного кодекса, а их практическое применение сегодня оставляет желать лучшего, то изменений в таможенной оценке от Соглашения об ассоциации ждать не приходится. Здесь пока не поменяется отношение таможенных органов и государства, мы будем иметь определение таможенной стоимости в большинстве случаев на основании данных с таможенной базы, которая удивительным образом может со временем меняться, и верховенство писем и разъяснений таможни над нормами Таможенного
кодекса.
Примечательным является также факт приближения украинского законодательства по защите прав интеллектуальной собственности к европейским нормам, что уже само по себе имеет большое значение для всей экономики страны. Ведь для иностранного инвестора, который хочет вложить деньги в украинский бизнес, очень важно иметь развитые механизмы этой защиты, а в Украине они очень слабые. У нас есть три года для того, чтобы их усовершенствовать и унифицировать с нормами европейского
законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. И одну из ключевых ролей в этом вопросе должны играть именно таможенные органы.
Как известно, в Европе действует единый Таможенный кодекс Содружества, так называемый Модернизированный таможенный кодекс (МТК). Украина обязалась внедрить некоторые его положения в свое законодательство на протяжении трех лет с момента вступления в силу Соглашения. Начнем с того, что нормы МТК делятся на три группы: те, которые
применяются исключительно к государствам-членам Евросоюза и не учувствуют в гармонизации; положения для гармонизации на основании принципа наилучших усилий и положения, которые должны быть внедрены. Если отбросить первую группу и взять за основу третью, среди множества других можно выделить наиболее важные грядущие изменения.
Новые задачи таможенных органов. В Европе таможня осуществляет не только надзор за международной торговлей Сообщества и защиту его финансовых интересов, но и
обеспечивает охрану и безопасность государств Евросоюза и его жителей. Такими функциями планируется наделить и нашу таможню, что, по сути, должно дать ей полномочия правоохранительных органов. Хоть этот пункт МТК не есть обязательным и будет внедряться в наше законодательство по принципу наибольших усилий, но учитывая давнее желание таможни получить вышеупомянутые полномочия, можно с уверенностью говорить о его внедрении.
Уполномоченный экономический оператор. Это еще один пример
плохого воплощения на практике норм Таможенного кодекса Украины. В нем детально описаны условия получения такого статуса и все его выгоды. Но отсутствие нормативов Кабинета министров, которые должны регламентировать применения соответствующих статей кодекса, так и не дало возможность полностью реализовать этот механизм. Со вступлением в силу Соглашения об ассоциации появилась надежда не только на то, что в Украине много "белых" компаний получат такой статус и соответствующие преференции, но и что этот их
статус может быть признан в Европе.
Решения таможенных органов. По нормам МТК при вынесении негативного для субъекта внешнеэкономической деятельности решения таможня должна не только заранее, до его вынесения, уведомить об этом субъекта, но и дать ему возможность высказать свое мнение на этот счет. Очень важно еще то, что при обжаловании такого решения субъектом есть возможность приостановить его действие, чего нет сейчас у нас. Украина должна внедрить эти нормы в обязательном
порядке.
Отсрочка уплаты таможенных платежей. Для нашей страны это пока звучит дико, но в Европе такой механизм уже действует. В МТК прописаны возможности отсрочки уплаты таможенных платежей сроком до 30 дней. Опять-таки у нас эта норма должна быть имплементирована по принципу наибольших усилий, и очень интересно будет посмотреть на эти усилия со стороны таможни.
Декларант. Таможенное законодательство Украины должно предусмотреть возможность выступать
декларантом товаров нерезиденту в случае, если оформления проводятся не систематически, а также для оформления транзита или временного ввоза. Сейчас же это может делать только резидент Украины. Учитывая то, что согласно нашему таможенному законодательству декларант также может осуществлять оплату таможенных платежей от имени получателя, введение этой нормы теоретически даст возможность осуществлять международные поставки на условиях DDP, чего не было ранее.
Изменение сроков некоторых операций. И сроки эти будут меняться по-разному. Например, период временного ввоза товаров уменьшится на 12 месяцев и составит два года, а вот время от даты экспорта, на протяжении которого можно проводить реимпорт, увеличится до 3 лет. Хранение товаров на таможенных складах, за
исключением некоторых случаев, вообще должно стать бессрочным.
Нет сомнений, что эти нормы европейского законодательства будут имплементированы в Украине. Но есть большие сомнения в их правильной практической реализации. Ведь многие законы у нас принимаются только для галочки, а их тексты все равно оставляют пространство для маневра. Принятие европейского законодательства не должно становиться самоцелью. Главная задача Украины – стать стабильно развивающейся, цивилизованной страной
с развитыми демократическими институтами, а для этого недостаточно просто принять нужные законы. Необходимы радикальные структурные изменения самой системы государственного управления, которые дадут возможность эффективно применять новое законодательство и поменяют ментальность людей, которые его исполняют. Да, это длинный и тяжелый путь, но первые шаги на нем надо делать уже сейчас.
В последнее время все больше украинских правообладателей вносят объекты интеллектуальной собственности в таможенный реестр. Как правило, цель такого внесения - блокировка импорта и экспорта продукции с нарушением прав интеллектуальной собственности, иными словами - выявление контрафакта и борьба с ним.
Одним из ключевых вопросов, возникающим при контроле границы на предмет нарушения прав интеллектуальной собственности, является законность так называемого
параллельного, или «серого» импорта. Параллельный импорт - это ввоз продукции, правомерно купленной в другой стране, без согласия владельца прав интеллектуальной собственности. Такой импорт процветает в автомобильной индустрии, электронике, парфюмерии, фармацевтике, а также во многих других сферах.
Почему владельцы прав ИС пытаются запретить «серый» импорт? Сразу отмечу, что далеко не все производители заинтересованы в борьбе с ним, ведь товар правомерно введен в гражданский оборот,
не является контрафактным, с его реализации получен доход. Обычно запрет такого импорта связан с:
- работой дистрибьюторской сети. Конечно же, официальные дистрибьюторы заинтересованы в монополии рынка и борьбе с «серой» продукцией, которая достаточно часто является более дешевой. Или они связаны обязательствами по соблюдению плана продаж. Поэтому и обращаются к производителю - владельцу торговой марки - с требованием запрещать «серый» импорт;
- тем, что
качество продукции в одной стране может существенно отличаться от ее качества в другой стране. Например, автомобили, изготовленные для рынка Ближнего Востока, отличаются от автомобилей, произведенных для рынка СНГ;
- различиями стандартов, разрешений в различных странах;
- невозможностью выполнения гарантийных обязательств, поскольку, как правило, именно на официального импортера возложена эта функция.
Запрещать «серый» импорт или
нет - вопрос риторический и, наверное, каждый производитель должен дать на него свой ответ, как и каждый покупатель, который может купить более дешевую продукцию или с другими характеристиками, но, например, лишиться гарантийного обслуживания, либо покупать оригинальную продукцию, разработанную для его рынка и продаваемую официальным дистрибьютором. Так как я занимаюсь защитой прав интеллектуальной собственности, в данной статье хочу затронуть вопросы торговых войн против «серого» импорта, способов борьбы с
ним, а также борьбы «серых» импортеров за место под солнцем на рынке.
О правомерности...
Правомерность «параллельного импорта» прямо зависит от подхода к принципу исчерпания прав, установленного в законодательстве той или иной страны. Согласно данному принципу права на товар, правомерно введенный в гражданский оборот правообладателем или с его согласия, исчерпываются. Иными словами, если Вы купили оригинальную косметическую и парфюмерную продукцию, Вы
имеете право ее продавать - в свою очередь, Ваш покупатель также имеет это право продажи. Таким образом, строится цепочка от производителя к оптовому продавцу, от оптового продавца - к розничному. Существует три подхода к данному принципу:
- международный - исчерпание прав происходит после продажи товара в любой из стран. Согласно данному подходу ни производители, ни официальные дистрибьюторы не могут запретить продажу «серой» продукции;
- национальный -
поскольку права на объекты промышленной собственности имеют территориальный характер, то и исчерпываются для каждой страны отдельно. Согласно данному подходу параллельный импорт запрещен;
- региональный - действует в странах ЕС. Согласно этому принципу права считаются исчерпанными для территории всего ЕС.
Исчерпания прав в Украине: неопределенность определена?
Согласно части 6 статьи 16 Закона «Об охране прав на знаки для
товаров и услуг» исключительное право собственника свидетельства запрещать использовать знак без его согласия не распространяется на случаи использования знака для товара, введенного в гражданский оборот именно под этим знаком собственником свидетельства или с его согласия, при условии, что собственник свидетельства не имеет веских оснований запрещать такое использование в связи с дальнейшей продажей товара (в частности, в случае изменения или ухудшения состояния товара после введения его в гражданский
оборот). Как видим, в Украине нет однозначного понимания принципа исчерпания прав. С одной стороны, поскольку закон регулирует отношения в Украине, права на торговую марку действуют в Украине, то и применяться должен принцип национального исчерпания. С другой стороны, в данной норме Закона не указаны ограничения по введению в гражданский оборот в Украине, поэтому следует говорить и о международном принципе.
Что же говорит по этому поводу Фемида? Судебная практика в Украине
представлена всего несколькими решениями, которые в основном применяют международный подход к принципу исчерпания. Так, постановлением Малиновского районного суда г. Одессы № 521/6940/14-п от 30 мая 2014 года закрыто производство по административному делу и возложено обязательство на Южную таможню Миндоходов вернуть декларанту товар, который был изъят в связи с нарушением прав интеллектуальной собственности. По данному административному делу Южной таможней было приостановлено декларирование товара, а именно
мобильных телефонов, планшетов торговых марок Sony, LG, Samsung, Apple, HTC, Nokia. Согласно постановлению суда законодательством Украины определен принцип исчерпания прав интеллектуальной собственности. Суть указанного принципа сводится к тому, что после правомерного совершения первой продажи товара под торговой маркой правообладатель теряет право на запрет использования торговой марки для данного конкретного товара, в том числе и в случае дальнейшего коммерческого использования такого товара третьими
лицами в любой форме. В таком случае речь идет не о нарушении прав интеллектуальной собственности правообладателя, а о потере им контроля над каналами распределения товаров и возможности разделить рынки. Действующее законодательство Украины по вопросам интеллектуальной собственности не содержит положений относительно запрета или ограничения параллельного импорта и не возлагает обязательства по борьбе с ним на органы доходов и сборов.
По моему мнению, для правильного и однозначного
понимания подхода к принципу исчерпания прав необходимо законодательное урегулирование данного вопроса, как это сделано в других странах. Для законодательного урегулирования данного вопроса владельцу прав на торговую марку при желании все же запретить «серый» импорт продукции остается единственный выход - ссылаться на ту же ч. 6 ст. 16 вышеуказанного Закона, а именно апеллировать к изменению или ухудшению состояния товара после его введения в гражданский оборот. Например, для автомобилей - топливная система
автомобиля, произведенного для рынка США, рассчитана на другое качество топлива, нежели в Украине; или в состав пищевого продукта входит запрещенный ингредиент. К сожалению, судебная практика по защите от такого импорта в связи с изменением или ухудшением товара мне не известна, но для лучшего понимания данной части положения обратимся к опыту США.
Параллельный импорт в США: найдите отличия
С 1993 года в США применяется так называемое LEVER-правило,
согласно которому параллельный импорт запрещен только в случае наличия физической и материальной разницы между продуктом, произведенным для рынка США, и так называемым «серым» продуктом. Следует отметить, что до указанной даты параллельный импорт в США был разрешен, и действовал международный принцип исчерпания. Но в деле Lever Bros. Co. v. United States было определено, что физическая и материальная разница в продукте может ввести потребителя в заблуждение. Так, американская компания Lever Brothers Company
и ее британская дочерняя компания Lever Brothers Limited производили парфюмерное мыло под ТМ Shield и жидкость для мытья посуды под ТМ Sunlight. Торговые марки были зарегистрированы как в США, так и в Великобритании. При обосновании запрета параллельного импорта Lever Brothers Company ссылалась на различия в продукции в связи с различными предпочтениями потребителей, а также на то, что американская версия Shield была сертифицирована FDA и содержала бактериостат, который усиливал свойства мыла. Британская
версия Sunlight меньше пенилась, а также была предназначена для работы с более жесткой водой, чем ее аналог в США. В качестве доказательства введения в заблуждение потребителей Lever ссылалась на численные жалобы американцев, которые купили британский продукт и были разочарованы.
На сегодняшний день данное правило достаточно широко применяется в США. Анализ практики показывает, что практически в любом случае можно найти «материальную и физическую» (material and physical) разницу
продуктов. Так, например, был запрещен «серый» импорт продукции, маркированной ТМ COLGATE, так как были установлены следующие факты:
- разница в маркировке;
- различия в требованиях FDA к описанию DRUG FACTS;
- «серая» продукция была сертифицирована не американской, а другой стоматологической ассоциацией;
- «серая» продукция содержала маркировку на другом языке.
Анализируя практику
запрета параллельного импорта в пищевой промышленности, следует обратить внимание на дело касательно продукции RED BULL, запрет которой был связан с:
- разными языками маркировки, отличиями в фразах, словах на банках;
- отличием в информации на банках;
- отсутствием на продукции информации о контроле качества в США.
Отдельного анализа заслуживает и дело Societe Des Produits Nestle, S.A. v. Casa Helvetia. Компания Nestle зарегистировала ТМ PERUGINA для шоколада. Для большинства рынков данный товар производился в Италии, и потребитель воспринимал его как итальянский продукт. На протяжении многих лет ответчик по делу Casa Helvetia была дистрибьютором данного шоколада в Пуэрто-Рико, но вскоре Nestle предоставила экслюзивные
права своей дочерней компании Nestle Puerto Rico, Inc. (Nestle P.R.).
С разрешения правообладателя шоколад под ТМ PERUGINA производился и продавался в Венесуэле другой компанией - Distribuidora Nacional de Alimentos La Universal S.A. Как утверждала Nestle, венесуэльский шоколад отличался от итальянского способом презентации, составом и ценой. Casa Helvetia начала без разрешения Nestle завозить венесуэльский шоколад и импортировать его в Пуэрто-Рико.
Решением
апелляционного суда по делу было определено, что существование любой разницы между продукцией владельца ТМ и продукцией, обвиняемой в «сером» импорте, создает презумпцию заблуждения потребителя. Как видим, производителю, ввозящему продукцию в США для борьбы с «серым» импортом, достаточно минимально сделать отличия в упаковке, в составе продукта или суметь показать любую другую разницу в продуктах, изготовленных для разных рынков.
Работая с таможенным реестром США, важно понимать,
что если Вы планируете запретить параллельный импорт в США, то, кроме основного заявления о внесении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр, необходимо будет еще написать дополнительное заявление о применении LEVER-правила, в котором уже необходимо будет указать возможную разницу между оригинальными продуктами для рынка США и продуктами, изготавливаемыми для других рынков.
Япония: «серый» импорт под запретом?
Более 50 лет назад в
Японии параллельный импорт был запрещен, но на сегодняшний день он не только разрешен (так как действует принцип международного исчерпания прав), но и попытки правообладателей и официальных импортеров по борьбе с ним могут расцениваться как нарушение антимонопольного законодательства. Так, согласно руководству по дистрибьюторским системам и практикам бизнеса параллельный импорт должен стимулировать ценовую конкуренцию на рынке Японии и, соответственно, препятствование параллельному импорту при установлении
завышенных цен может считаться нарушением антимонопольного акта. В данном случае нарушением законодательства считаются не только ограничение дистрибьюторов по продаже «серой» продукции, но и действия официальных импортеров по необоснованному отказу от ремонта или продажи «серой» продукции.
ВЫВОД:
Как видим, для решения вопроса борьбы с «серым» импортом разные страны используют разные подходы. Каждый из представителей бизнеса и потребителей должен сам
определить свою политику принятия или непринятия данного явления. Однако совершенно очевидно, что добросовестные производители всеми доступными методами борются с тем, чтобы защитить свою продукцию. Благо, для этого в разных странах мира, в том числе и Украине, существует масса законных способов.
Мария Ортинская,
патентный поверенный Украины, директор патентно-юридической компании IPStyle
Хит недели ... Митне оформлення товар╕в при в╕дсутност╕ озоноруйн╕вних речовин проводиться без подання листа п╕дтвердження М╕нприроди та без л╕ценз╕╖.
Митне оформлення товар╕в при в╕дсутност╕ озоноруйн╕вних речовин у товарах, наведених у перел╕ку додатка 4 проводиться без подання листа п╕дтвердження М╕нприроди та без л╕ценз╕╖.
Лиценз╕╖ на товари, ╕мпорт яких п╕дляга╓ л╕цензуванню у 2014 роц╕ (╤нсектициди, фунг╕циди, герб╕циди, засоби, що запоб╕гають проростанню паростк╕в, та регулятори росту рослин, родентициди , а також аналог╕чн╕ ╖м засоби видаються без погодження з
Держветф╕тослужбою.
Див. Текст документа:“Про внесення зм╕н у додатки 4 ╕ 5 до постанови Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 25 грудня 2013 р. № 950 ” № 629 — редакц╕я в╕д 19.11.2014
КАБ╤НЕТ М╤Н╤СТР╤В УКРА╥НИ ПОСТАНОВА в╕д 19 листопада 2014 р. № 629 Ки╖в Про внесення зм╕н у додатки 4 ╕ 5 до постанови Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 25 грудня 2013 р. № 950
Каб╕нет М╕н╕стр╕в Укра╖ни
постановля╓:
1. Внести у додатки 4 ╕ 5 до постанови Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 25 грудня 2013 р. № 950 “Про затвердження перел╕к╕в товар╕в, експорт та ╕мпорт яких п╕дляга╓ л╕цензуванню, та квот на 2014 р╕к” (Оф╕ц╕йний в╕сник Укра╖ни, 2014 р., № 3, ст. 67) так╕ зм╕ни:
1) друге речення пункту 1 прим╕ток до додатка 4 викласти в так╕й редакц╕╖: “За в╕дсутност╕ озоноруйн╕вних речовин у товарах, наведених у перел╕ку, митне оформлення зд╕йсню╓ться без
л╕ценз╕╖.”;
2) перше речення виноски “*” до додатка 5 виключити.
2. Ця постанова набира╓ чинност╕ з дня ╖╖ опубл╕кування.
Набув чинност╕ Закон Укра╖ни «Про внесення зм╕н до деяких законодавчих акт╕в Укра╖ни щодо спрощення порядку в╕дкриття б╕знесу».
Одним ╕з ключових положень вказаного Закону ╓ скасування обов'язковост╕ застосування печаток для юридичних ос╕б приватного права. В пояснювальн╕й записц╕ до законопроекту необх╕дн╕сть скасування обов'язковост╕ застосування печаток для суб'╓кт╕в приватного права об╜рунтову╓ться тим, що печатка все легше та част╕ше п╕дробля╓ться, а ╖╖
ф╕зичне захоплення при рейдерств╕ блоку╓ роботу п╕дпри╓мства.
В багатьох кра╖нах використання печаток вже давно вважа╓ться пережитком минулого ╕ не ╓ обов’язковою умовою посв╕дчення документ╕в. Проте в укра╖нських реал╕ях в╕дм╕на печаток все-таки ма╓ б╕льше м╕нус╕в н╕ж плюс╕в.
Тому укра╖нський б╕знес ма╓ бути готовий до такого переходу, а кожна компан╕я повинна ╕ндив╕дуально п╕дходити до питання в╕дсутност╕ печатки на п╕дпри╓мств. Найб╕льш ймов╕рн╕ проблеми
можуть виникнути на таких етапах:
П╕дписання контракт╕в
Зараз п╕дписання договор╕в, контракт╕в, в╕дбува╓ться у досить зрозум╕лий спос╕б. Презюму╓ться, що якщо у особи ╓ печатка та дов╕рен╕сть, посв╕дчена кер╕вником п╕дпри╓мства та т╕╓ю ж печаткою, то ця особа уповноважена п╕дписувати договори та зд╕йснювати ╕нш╕ представницьк╕ функц╕╖ в╕д ╕мен╕ юридично╖ особи.
П╕сля в╕дм╕ни обов’язковост╕ печаток виникне б╕льше сумн╕в╕в щодо
повноважень ос╕б-п╕дписант╕в. Ця ж сама дов╕рен╕сть може бути п╕дписана будь-ким. ╤ переконатися в достов╕рност╕ такого документа «на м╕сц╕» буде практично неможливо. ╢диним вар╕антом вир╕шення проблеми в даному випадку може бути х╕ба що нотар╕ально посв╕дчена дов╕рен╕сть.
На нашу думку, в межах будь-яко╖ компан╕╖ практика застосування печаток в поточн╕й операц╕йн╕й д╕яльност╕ ма╓ бути продовжена. По-перше, це багато в чому спростить зд╕йснення б╕льшост╕ б╕знес процес╕в м╕н╕м╕зу╓
можлив╕ ризики. По-друге, варт╕сть виготовлення печаток ╓ не наст╕льки високою ╕ ╖х виготовлення не завда╓ значних збитк╕в компан╕╖. Кр╕м того, скор╕ше за все б╕льш╕сть компан╕й, як╕ довгий час працюють на ринку, будуть ╕ дал╕ використовувати печатки в поточн╕й д╕яльност╕.
Про обов’язков╕сть використання печаток на п╕дпри╓мств╕ ма╓ бути зазначено в статут╕ юридичних ос╕б з обов’язковою детал╕зац╕╓ю того, що документи (можна встановити невиключний перел╕к), зокрема, договори,
дов╕реност╕, мають п╕дписуватися уповноваженими особами та скр╕плюватися печатками. Закр╕плення в статутах положення про обов’язков╕сть використання печаток зменшить ризики можливого п╕дроблення таких документ╕в.
В╕дпуск товар╕в, надання роб╕т, послуг
При в╕дпуску товар╕в, наданн╕ роб╕т чи послуг можуть виникнути проблеми з╕ здачею-прийманням таких товар╕в-роб╕т послуг. Недобросов╕сн╕ контрагенти, прийнявши товари, можуть заперечувати факт ╖х прийняття чи
факт п╕дпису на актах приймання-передач╕, накладних, а в╕дпов╕дно ╕ не оплачувати так╕ товари, роботи, послуги. З ╕ншого боку, будь-яка особа, маючи дов╕рен╕сть, н╕бито посв╕дчену п╕дписом директора п╕дпри╓мства, зможе бути уповноваженим представником юридично╖ особи ╕ отримувати в╕дпов╕дн╕ матер╕альн╕ блага.
А тому при вибор╕ компан╕╖ контрагента питання про наявн╕сть печатки ма╓ бути вир╕шене першочергово. Якщо в юридично╖ особи нема╓ печатки, особи, в╕дпов╕дальн╕ за контакт з
представниками компан╕╖ контрагента, мають особисто переконуватися в д╕йсност╕ повноважень такого представника (перев╕ряти статутн╕ документи, документи, що посв╕дчують особу, пор╕внювати зразки п╕дпис╕в тощо). Для цього на кожному п╕дпри╓мств╕ сл╕д розробити ╕нструкц╕ю про порядок вчинення д╕й при вза╓мов╕дносинах з представниками контрагент╕в. П╕сля п╕дписання договору для подальшо╖ роботи доц╕льним було б також затвердження певно╖ форми, в як╕й будуть встановлен╕ зразки п╕дпис╕в ос╕б, уповноважених
п╕дписувати документи (акти, накладн╕), для того, щоб, скаж╕мо, в╕дпускаючи товар, прац╕вник м╕г пор╕вняти ц╕ зразки. Також доц╕льно передбачити диференц╕ювання вимог щодо р╕зних контрагент╕в (з печатками ╕ без печаток).
Корпоративн╕ в╕дносини
При в╕дм╕н╕ печаток, ус╕ статутн╕ документи, р╕шення юридичних ос╕б будуть посв╕дчуватися лише п╕дписам. Тобто будь-хто зможе п╕дписати протокол загальних збор╕в товариства, подати документи державному ре╓стратору, а
оск╕льки ре╓стратор не уповноважений перев╕ряти справжн╕сть п╕дпису, зм╕ни, прийнят╕ на таких «загальних зборах», будуть внесен╕ в ╢ДРПОУ. Таким чином, потенц╕йно зросте к╕льк╕сть судових спор╕в щодо визнання под╕бних документ╕в нед╕йсними, тод╕ як особи, в╕дпов╕дальн╕ за корпоративну д╕яльн╕сть компан╕╖, повинн╕ будуть пост╕йно тримати ситуац╕ю на контрол╕.
В контекст╕ корпоративних в╕дносин питання щодо внесення зм╕н в ╢ДРПОУ, подача сторонн╕ми особами документ╕в держре╓страторам
чи в ╕нш╕ структури, мають бути на пост╕йному контрол╕ для попередження випадк╕в п╕дроблення. Якщо ж такому випадку запоб╕гти не вдалося, компан╕╓ю ма╓ бути вироблена ефективна стратег╕я судового оскарження неправом╕рних р╕шень та п╕дроблених документ╕в.
Вир╕шення спор╕в
П╕сля п╕дписання договору сторонами та скр╕плення його печатками догов╕р апр╕ор╕ вважався укладеним. ╤ при виникненн╕ будь яких спор╕в стосовно виконання договору питання про неукладення
договору зазвичай не виникало.
Коли ж догов╕р буде п╕дписуватися сторонами та не скр╕плюватися печатками, сторони спору, як╕ порушили умови договору, будуть посилатися на той факт, що догов╕р взагал╕ не п╕дписувався, а це, в свою чергу, буде спричиняти додатков╕ матер╕альн╕ та часов╕ витрати при вир╕шенн╕ спору (призначення почеркознавчо╖ експертизи та ╕н.)
А тому в компан╕╖ ма╓ ╕снувати заздалег╕дь розроблена ефективна стратег╕я судового захисту в под╕бних
ситуац╕ях.
Застосування подв╕йного п╕дпису – альтернатива печаткам
Використання подв╕йного п╕дпису ╓ досить поширеним явищем в компан╕ях з ╕ноземними ╕нвестиц╕ями, а також в банк╕вському сектор╕. П╕дписання документ╕в двома особами зменшу╓ ризики п╕дроблення, водночас забезпечу╓ б╕льш квал╕ф╕кований п╕дх╕д до прийняття р╕шень.
Обов’язков╕сть п╕дписання документ╕в к╕лькома особами закр╕плю╓ться в статутах п╕дпри╓мств або у внутр╕шн╕х
положеннях чи ╕нструкц╕ях. Право представляти компан╕ю може бути надано зг╕дно з дов╕рен╕стю також двом особам, як╕ можуть д╕яти лише сп╕льно.
Запровадження процедури подв╕йного п╕дписання документ╕в (за в╕дсутност╕ печатки) м╕н╕м╕зу╓ випадки можливо╖ п╕дробки документ╕в. Оск╕льки н╕якого законодавчого регулювання застосування подв╕йного п╕дпису нема╓, то б╕льш╕сть компан╕й прописують процедуру його використання на власний розсуд. При можливому переход╕ компан╕╖ на процедуру
подв╕йного п╕дпису про це варто ╕нформувати публ╕чно, особливо в раз╕ сп╕впрац╕ з ╕ншими компан╕ями.
Таким чином в╕дм╕на можливо д╕йсно, ╓ умовою для спрощення ведення б╕знесу, проте укра╖нськ╕ компан╕╖ мають бути готовими до виникнення перел╕чених вище проблем, а кожне п╕дпри╓мство ма╓ ╕ндив╕дуально п╕дходити до питання в╕дм╕ни печаток, зважити вс╕ можлив╕ ризики та обрати для себе найб╕льш оптимальний вар╕ант роботи.