Эксклюзивное интервью «Тренда» c министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко
- Как Вы оцениваете текущий уровень сотрудничества Азербайджана и Украины в энергетической сфере?
- Экономические связи между нашими странами развиваются в правильном направлении, хотя и не такими темпами, как этого хотелось бы. К примеру, в 2005 году товарооборот между нашими странами вырос по сравнению с 2004 годом на 40%, а за первые шесть месяцев текущего года – всего на 4,6%. Так что запас роста есть, и не в последнюю очередь – за счет развития отношений в энергетической сфере. Напомню – Украина и Азербайджан – естественные партнеры в поставках энергоресурсов в Европу, но, к сожалению, на сегодняшний день наш потенциал сотрудничества используется не до конца.
- Насколько официальный Киев заинтересован в участии в разработке азербайджанских нефтегазовых месторождений, включая получение сервисных контрактов, например, на поставку оборудования для ведения нефтегазовых операций?
- Украина однозначно заинтересована в разработке азербайджанских месторождений и поставках оборудования. Кстати, Украина не против и поставок азербайджанского нефтегазового оборудования. Однако в Украине слышали о заявлениях ГНКАР о том, что компания предпочитает развивать добычу на суше в основном за счет собственных ресурсов. В Украине надеются, что эти намерения не станут на пути нашего сотрудничества в энергетическом секторе.
- Каковы перспективы развития проекта Одесса-Броды в 2007 году и насколько Украина уже сегодня готова сделать Азербайджану предложения для подключения нашей страны к этому нефтепроводу?
- Украина абсолютно четко определилась с перспективами продолжения Одесса-Броды до Плоцка. 15 ноября проходило заседание украинско-польской межгосударственной комиссии по вопросам экономического сотрудничества. Мы и наши польские партнеры подтвердили готовность к началу продления проекта до Плоцка. Для этого мы заключим новое межправительственное соглашение между Украиной и Польшей. Что касается Азербайджана, то мы придаем большое значение привлечению в проект стран-поставщиков нефти. Мы выступаем за привлечение в качестве равноправных участников этого проекта азербайджанских, казахстанских, российских и других нефтяных компаний. 7 сентября между «Нафтогазом Украины» и ГНКАР было подписано соглашение о принципах сотрудничества. В соответствии с этим соглашением, «Нафтогаз» направил письмо с предложением о проведении заседания совместной рабочей группы для развития сотрудничества в рамках проекта «Одесса-Броды-Плоцк». Насколько мне известно, на сегодняшний день сроки проведения заседания так и не определены. Хотелось бы ускорить этот процесс и, со своей стороны, мы готовы сделать для этого все от нас зависящее.
- Украина намеревалась создать компанию, которая принимала бы участие в тендерах Госнефтекомпании Азербайджана на продажу нефтепродуктов. Каковы планы по закупкам азербайджанских нефтепродуктов в настоящее время – путем участия в тендерах ГНКАР или по прямым контрактам на долгосрочной основе?
- У Украины, как и у всей Европы, есть одна проблема, которая называется «восточная труба» - нефтепровод, который строит Россия для поставок нефти в Китай. Сегодня весь мир конкурирует за энергетические ресурсы, поэтому Украина крайне заинтересована в поставках азербайджанской и любой другой нефти. В то же время, как нам известно, рост экспортных поставок в основном обеспечивается за счет Азербайджанской международной операционной компании, а не ГНКАР. Также ясно, что основная масса азербайджанского экспорта будет осуществляться через Баку-Тбилиси-Джейхан. Так что нам предстоит найти ресурсы и механизмы их доставки. В этом вопросе мы рассчитываем на понимание азербайджанских властей.
- Вопрос создания газотранспортного консорциума сегодня находится больше в теоретической плоскости. Когда, на Ваш взгляд, можно ожидать более конкретных действий по его созданию, и в целом, создание консорциума – это уже конкретное решение или оно еще находится на стадии обсуждения?
- Не согласен с Вами по поводу «теоретической плоскости». Во-первых, еще в 2004 году была создана вся нормативная база, включая соглашения с «Газпромом», необходимая для реализации проекта. Тогда же была выбрана трасса и отведена земля под трубопровод. Действительно, с того времени дело не сдвинулось. Но мы по-прежнему рассматриваем этот проект как один из приоритетных и ведем соответствующие переговоры с «Газпромом» и партнерами в Германии. Недавно в Киеве заседала украинско-немецкая группа высокого уровня по вопросам экономики. Сопредседателем с украинской стороны является министр топлива и энергетики, с немецкой – министр экономики. Мы предложили нашим немецким коллегам вернуться к рассмотрению формата консорциума, принятого в 2004 году – при участии Украины, России и Германии. По-моему, этот замысел был принят с энтузиазмом. Так что в перспективах проекта сомневаться не приходится. Они будут, когда разговоры о создании консорциума перейдут из области разговоров в практическую плоскость. Ближайшие инвестиционные вложения будут продвигаться только после решения принципиальных вопросов, связанных с участием в проекте трех партнеров.
- Насколько оправданным, по Вашему мнению, является строительство хранилища отходов ядерного топлива недалеко от Киева?
- Ядерная энергетика играет важную роль в энергетическом балансе Украины – почти 50% электричества вырабатывается на АЭС. Более того, дефицит энергии – это основная глобальная проблема. Поэтому ведущие мировые государства уже признали, что альтернативы ядерной энергетике нет. В планах США, России, Китая – строительство десятков атомных блоков в ближайшие двадцать лет. Даже в Германии, известной своим неприятием атомной энергетики, сейчас идет обсуждение целесообразности пересмотра этой политики. Мы тоже будем развивать ядерную энергетику. Сейчас в Украине реализуется проект строительства хранилища отработанного ядерного топлива в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Это очень чувствительный вопрос для нашей страны, поэтому проект широко обсуждается в обществе. Окончательное решение будет принято только после всестороннего исследования этого вопроса учеными и экспертами. Строительство хранилища – необходимый элемент программы развития ядерной энергетики. В отличие от радиоактивных отходов отработанное топливо подлежит дальнейшему использованию, а новые технологии полного использования отработанного ядерного топлива в промышленную эксплуатацию поступят относительно скоро - через10-30 лет.
Назрела необходимость в проведении трехсторонней встречи министров энергетики Турции, Грузии и Азербайджана по вопросу реализации проекта «Шахдениз». Об этом, как передает «Тренд», во вторник вечером в беседе с журналистами, заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Хилми Гюлер.
По его словам, хотя соглашение по реализации проекта «Шахдениз» не претерпело изменений, Грузия и Азербайджан заявили об увеличении внутренних потребностей в «голубом топливе».
«Они (Грузия и Азербайжан – «Тренд») на данный момент проводят переговоры и с Россией, и с нами», отметил Гюлер, сообщив, что в среду проведет переговоры с грузинским коллегой.
«Одновременно я позвоню коллеге из Азербайджана и приглашу его в Стамбул, где и пройдет трехсторонняя встреча. В результате, состоится совещание трех министров, по итогам которого мы и решим, как будем действовать дальше», сказал министр, пообещав
дать СМИ всестороннюю информацию об итогах встречи.
В исследовании «Страны Европейского сообщества, кандидаты на принятие в ЕС и Турция», статистического центра Европейского сообщества «Eurostat» приведены сравнительные статистические данные по уровню безработицы в этих странах.
Как передает собкор "Тренда" в Анкаре, отмечается, что уровень безработицы в Турции в 2000 - 2001 годах был ниже подобного среднего показателя в странах ЕС.
Однако, начиная с 2005 года ситуация изменилась в обратную сторону. В 2005 году в среднем по 25 государствам ЕС безработица составила 8,7%, а в Турции указанный показатель достиг уровня 10,3%. В странах членах ЕС наибольшее число безработных в 2005 году насчитывалось в Польше, где они составляли 17,7% трудоспособного населения. Самый низкий уровень безработицы наблюдается в Ирландии, где онa составляeт 4,3 %.
С целью обсуждения процесса сотрудничества Турции с ЕС, а также последние предложения председательствующей в сообществе Финляндии в Анкаре в рабочем кабинете главы правительства в Милли Меджлисе состоялось рабочее заседание с участием премьер-министра Т.Эрдогана, министра Иностранных дел страны А.Гюля и специального представителя на переговорах с ЕС Али Бабаджана.
Как передает собкор "Тренда" в Анкаре, после завершения встречи, премьер-министр Турции Т.Эрдоган касаясь предложений Финляндии, об открытии страной до 6 декабря нынешнего года всех воздушных и морских портов для транспортных средств, следующих с Кипра, заявил «мы не можем поступать иначе в случае выдвижения перед нами условий, которые нами не могут быть приняты».
В свою очередь министр ИД Турции А.Гюль отметил, что переговоры будут продолжены и, он 26 ноября нынешнего года совершит рабочий визит в Хельсинки.
Он подчеркнул, что Турция выполнила стоящие перед ней условия и ожидает, что процедура подписания так называемого «анкарского протокола» по Кипру будет сопровождаться началом свободной торговли ЕС с турецкой общиной Кипра. А.Гюль назвал выдвинутые Финляндией условий открытия портов с указанием конкретного срока шантажом, однако выразил надежду на успех предстоящих переговоров.
Bank Respublika полностью освоил очередную кредитную линию Европейского банка реконструкции и развития (EBRD) на сумму 2 млн. долларов США. Об как передает «Тренд», говорится в сообщении банка.
Соглашение об открытии этой кредитной линии было подписано 20 мая 2006-го года в Лондоне. В рамках этой кредитной линии Bank Respublika выдал кредиты различным компаниям в сфере малого и среднего бизнеса. Срок кредитов составил до 4-х лет.
Bank Respublika сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития с 2004-го года. В результате подписанных договоров общий объем линий, выделенных для Bank Respublika со стороны EBRD, составляет 12,7 млн. долларов США.
Из этой суммы 5 млн. долларов США были выделены по программе кредитования малого и среднего бизнеса, 2,2 млн. долларов США – по программе микрокредитования, 5,5 млн. долларов США – по программе торгового финансирования.
Bank Respublika также сотрудничает с Азиатским банком развития, Голландской финансовой компанией развития, Германо-азербайджанским фондом, Черноморским банком торговли и развития, Инвестиционной компания DEG, Bankgesellschaft Berlin, Raiffeisen, Commerzbank, Национальным фондом помощи предпринимательству, Ипотечным фондом Азербайджана и другими финансовыми организациями.
Общий объем линий различных финансовых институтов, открытых для Bank Respublika, превысил 65 млн. долларов США, что расширило возможности Банка в представлении клиентам долгосрочных бизнес-кредитов и услуг по торговому финансированию на более выгодных условиях.
ПАЧЭС может сыграть важную роль в восстановление мира и стабильности в регионе. Об этом, как передает «Тренд», говорится в послании президента Азербайджана Ильхама Алиева, направленном участникам 28-го Пленарного заседания Генеральной ассамблеи ПАЧЭС, открывшейся сегодня в столице Азербайджана.
В послании говорится, что роль регионального сотрудничества в обеспечении мира и стабильности постепенно вырастает в современном мире. С этой точки зрения президент Азербайджана придает важную значение укреплению двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках ПАЧЭС. Транснациональные проекты содействуют развитию организаций, считает Ильхам Алиев.
Как отмечается в послании, существующие в регионе конфликты, в том числе нагорно-карабахский, мешают процветанию всего региона. Глава государства в своем послании выражает уверенность в то, что политический диалог, проводимый в рамках ПАЧЭС, может способствовать развитию укрепления мира и стабильности в регионе.
Заседание Генассамблеи ПАЧЭС проходит под председательством спикера Милли Меджлиса Азербайджана Огтая Асадова. В первый день Генеральной ассамблеи встретились рабочие органы Ассамблеи – Бюро и Постоянный комитет, главным образом, организационных вопросов; они, в частности, рассмотрят деятельность ПАЧЭС во второй половине 2006 г.
Открывая заседание ПАЧЭС спикер Милли меджлиса Огтай Асадов отметил большое значение организации в укреплении сотрудничества между странами региона. Он с сожалением отметил негативную роль конфликтных ситуаций, существующих в данном регионе и выразил уверенность, что они будут решены в рамках международных принципов.
Основной темой общей дискуссии пленарного заседания является «Пути повышения эффективности деятельности Организации ЧЭС». Ассамблея проведет дискуссии по докладам и рекомендациям, подготовленным специализированными Комитетами ПАЧЭС во время осенних заседаний. Доклад «Альтернативные источники энергии и их возможное применение в Черноморском регионе» был представлен Бюлентом Танла (Турция) от имени Комитета ПАЧЭС по экономическим, торговым, технологическим и экологическим вопросам. Мирча Чопрага (Румыния) представит доклад Комитета по правовым и политическим вопросам ПАЧЭС «Укрепление законодательной базы по защите интеллектуальной собственности». Доклад Комитета ПАЧЭС по культуре, образованию и социальным вопросам «Процесс глобализации и потенциальная угроза для культурного многообразия» будет представлен Ольгой Селиверстовой (Россия).
Затем Ассамблея утвердит рекомендации по этим вопросам, адресованные парламентам и правительствам стран-членов Организации ЧЭС. Члены Ассамблеи также заслушают отчет о деятельности Парламентской Ассамблеи и изберут заместителя Председателя ПАЧЭС.
В конце Бакинской сессии председатель Народного Собрания Республики Болгария Георги Пирински примет председательство в ПАЧЭС на шестимесячный срок до июня 2007 года. Следующая Генеральная ассамблея состоится в Софии в июне 2007 г.
В Бакинской сессии принимают участие парламентские делегации из стран-членов ПАЧЭС, Генеральный секретарь Постоянного Международного Секретариата ЧЭС, а также другие организации семьи ЧЭС, такие как Международный Центр Черноморских Исследований, Сеть Черноморских Университетов и ЧЭС-УРТА. Среди наблюдателей и гостей будут представители Национального Собрания и Сената Французской Республики, Кнессета Государства Израиль, Европейской Комиссии, Европейского Парламента Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Национального Собрания Республики Беларусь, Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Межпарламентского Собрания Евразийского Экономического Комитета и Парламентского Союза государств-членов Организации Исламского Союза.
Напомним, что созданная в 1993 г. в качестве парламентского измерения Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ЧЭС), Ассамблея объединяет членов парламентов из двенадцати государств-членов Организации Черноморского Экономического Сотрудничества – Албании, Армении, Азербайджана, Болгарии, Грузии, Греции, Молдовы, Румынии, Российской Федерации, Сербии, Турции и Украины. Народное Собрание Египта, Французский Парламент, Немецкий Бундестаг, Кнессет Государства Израиль, Национальный Совет Словацкой Республики и Национальное Собрание Республики Беларусь имеют статус наблюдателей в ПАЧЭС.