Эксклюзивное интервью «Тренда» с Верховным комиссаром ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой (Javier Solana)
- Какое значение придает Европейский союз сотрудничеству со странами Южного Кавказа? Что, по Вашему мнению, способствует углублению и расширению сотрудничества, а какие факторы препятствуют ему?
- Тот факт, что три южнокавказские страны являются соседями ЕС и что они включены в Европейскую политику соседства (ЕПС), уже свидетельствует о желании ЕС построить особые отношения с регионом. Осуществление Плана действий ЕПС с тремя странами углубит наши отношения в связи с согласованными приоритетами реформ, которые поддержит ЕС посредством партнерства. Важность, которую придает ЕС отношениям с Южным Кавказом, отражена в большом количестве визитов официальных лиц из ЕС в эти три страны. Специальный представитель ЕС при тесной координации с главами миссий ЕС в Баку, Тбилиси и Ереване постоянно поддерживает контакты с властями трех стран для того, чтобы способствовать интенсивным и доверительным связям между тремя государствами и ЕС. На встречах с правительствами всех трех стран Южного Кавказа мы подчеркивали, что разрешение замороженных конфликтов является существенным фактором для развития региона. Для извлечения полной выгоды из Плана действий Европейской политики соседства каждой из этих стран необходима стабильность в регионе.
- Как Вы оцениваете состояние отношений между Азербайджаном и Евросоюзом? Какие шаги могут быть предприняты ЕС после одобрения Плана действия Европейской политики соседства, планируемого на середину ноября во время заседания Совета по сотрудничеству?
- ЕС рассматривает Азербайджан в качестве очень важного партнера по нескольким причинам. План действий для ЕС и Азербайджана построен на общих ценностях и принципах – это демократия, права человека, рыночная экономика и проблемы, вызванные терроризмом, распространением оружия массового поражения, вклад в разрешение конфликтов и следование международному праву. После принятия Плана действий мы имеем очень амбициозное, но сложное задание безотлагательного претворения его в жизнь. С этой целью в последующие 12 месяцев приоритетные действия между Азербайджаном и ЕС должны быть определены.
- Как Вы считаете, каким образом можно разрешить конфликтные ситуации на Южном Кавказе в целом? ЕС по-прежнему будет оставаться пассивным наблюдателем армянской агрессии в отношении Азербайджана, который становится важным альтернативным источником в деле обеспечения энергетической безопасности Европы?
- Нельзя сказать, что ЕС остается пассивным. ЕС сделал много. Конфликты заложены в корне проблем, с которыми сталкивается регион. Я хочу подчеркнуть важность продолжения переговоров между Арменией и Азербайджаном с целью скорейшего достижения соглашения. ЕС поддерживает посреднические усилия Минской группы ОБСЕ. Я надеюсь, что встреча министров иностранных дел обеих стран 14 ноября в Брюсселе поможет достижению дальнейшего прогресса. Что касается внутренних конфликтов в Грузии, то ЕС считает, что разрешение этих конфликтов жизненно важно для будущего всего региона. Спецпредставитель ЕС в странах Южного Кавказа Питер Семнеби помогает Армении, Азербайджану и Грузии рассмотреть дальнейшие политические и экономические реформы и добиваться дальнейшего развития региона, внося вклад в мирное разрешение конфликтов и поддерживая дальнейшее сотрудничество между странами региона.
- Сфера энергетики рассматривается как важный фактор стабильности и интеграции, неотъемлемая часть внешней политики и политики безопасности на Европейском континенте. Насколько данный фактор послужит стимулом для еще большего сближения Азербайджана и ЕС?
- Энергетическая безопасность становится вызовом для всего мира. Это важно не только для такого потребителя, как ЕС, но и вновь появляющихся поставщиков, на долю которых придутся значительные инвестиции и бремя конкуренции в борьбе за собственные интересы на рынке энергоносителей. Ключевым решением являются тесные отношения между странами-поставщиками, транзитными странами и странами-потребителями. ЕС сотрудничал с Азербайджаном со времени обретения независимости. Однако мы считаем, что пришло время перейти к стратегическому сотрудничеству. Меморандум о взаимопонимании, целью которого является создание партнерства в энергетической стратегии, отражает растущую важность Азербайджана как главного поставщика энергоносителей в ЕС, а также как важной транзитной страны для ресурсов Каспийского бассейна.
- Какими Вам представляются пути решения иранской ядерной проблемы в настоящее время? Остается ли актуальным вопрос введения санкций против этой страны?
- Позиция ЕС, известная Ирану, заключается в желании увидеть его решение посредством переговоров. ЕС неоднократно выражал свою готовность развивать долгосрочные и прочные отношения с Ираном. Однако, несмотря на призывы Международного агентства по атомной энергии и Совета безопасности ООН, Иран не согласился приостановить обогащение урана, что остается причиной для того, чтобы вновь приступить к переговорам на основе моего предложения, которое я сделал Ирану в июне от имени пяти постоянных членов Совета безопасности и плюс Германии при поддержке ЕС. Этот вопрос стал приоритетом для меня потому, что он представляет опасность для международной безопасности. Мы часами вели переговоры и с моим иранским коллегой пришли к взаимопониманию в нескольких вопросах. Однако, так как не удалось достичь соглашения о прекращении действий по обогащению урана, Советом безопасности ООН разрабатывается проект резолюции. Но мы можем вновь начать переговоры с Ираном, если он даст знать о своей готовности к сотрудничеству и построению доверия. Я уверен, что споры вокруг ядерной программы Ирана могут быть разрешены только посредством переговоров. Рамки для этих переговоров существуют и, действительно, ядерный вопрос - это только один элемент, хотя и основной, в более широких отношениях с Ираном, который является ключевым партнером в региональной и мировой политике.
- Каково Ваше отношение к недавно принятому Национальным собранием Франции в первом чтении законопроекту, предусматривающему уголовное наказание за отрицание так называемого «геноцида армян» 1915 года?
- Законопроект, принятый Национальным собранием Франции в первом чтении, является внутренним делом Франции и не касается отношений ЕС с Турцией.