Эксклюзивное интервью «Тренда» с председателем Конституционного суда Фархадом Абдуллаевым в преддверии Дня Конституции Азербайджана
- Что Вы можете сказать о роли Конституции в нашей национальной государственности, о ее влиянии на процесс реформ, проведенных за прошедшие 11 лет после ее принятия?
- Конституция является одним из основных атрибутов правового государства, важным актом, который имеет специфическое назначение и функции в правовой системе государства. Она определяет государственный строй, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти, основные права, свободы и обязанности граждан, составляет основу законодательства. С точки зрения того, чтобы законы не противоречили друг другу, не нарушались права и свободы граждан, роль Конституции очень велика. Если мы примем многочисленные правовые акты, которые имеют силу в стране, как единую систему, то тогда Конституцию можно назвать основой, источником развития всего права. Значение Конституции в обществе реализуется посредством функций, которые она носит. Конституция Азербайджанской Республики, выполняя правовую, политическую, идеологическую и другие важные функции, играет незаменимую роль в жизни общества и государства, в политической системе и правовой системе страны. В то же время нельзя забывать, что просто принятие Конституции еще не свидетельствует о существовании правового государства и ее реальное применение является одним из важных вопросов. Еще в принятой во Франции в XVIII веке Декларации о правах и свободах человека отмечалось, что общество, где не обеспечивается пользование правами и не осуществляется разделение власти, не имеет Конституции. Анализируя прошедшие 11 лет, можно с уверенностью сказать, что Конституция Азербайджанской Республики является живым документом, который обладает прямой и высшей правовой силой, и который действительно применяется. Конечно, было бы преждевременно утверждать, что мы уже полностью добились идеалов правового государства. Однако процесс широкомасштабных реформ, проведенный за прошедший период, свидетельствует о большой работе. В то же время внимательный анализ этих процессов указывает на то, что в основе всего этого лежит Конституция 1995 года. После принятия Конституции был сформирован законодательный орган, который напрямую избирается народом; предприняты важные шаги для усовершенствования деятельности органов государственной власти; осуществлены судебно-правовые реформы с учетом международного опыта и рекомендаций; создан ряд новых институтов – Конституционный суд, Уполномоченный по правам человека (омбудсмен), созданы и начали работать органы местного самоуправления; сформирована система обеспечения в связи с развитием специального института собственности и вообще с защитой прав собственности. Проведенный в стране процесс приватизации, состоящий из нескольких этапов, значительно расширил круг субъектов отношений собственности, в значительной степени увеличил объем специальной собственности населения. В результате реформы законодательства, проведенной в Азербайджане после принятия Конституции, была сформирована широкая нормативная база, регулирующая различные сферы правовой системы. Наша страна присоединилась к более 200 многосторонним международным соглашениям, которые стали неотъемлемой частью законодательной системы. Особенно примечательно то, что подавляющее большинство этих документов прямо или косвенно связано с защитой прав и свобод человека. Еще раз хочу отметить, что все эти процессы осуществлены на базе Конституции 1995 года, на основе определенных ею базовых принципов.
- Как Вы отметили, одним из институтов, созданных после принятия новой Конституции, стал Конституционный суд, который осуществляет конституционный контроль и действует уже более восьми лет. Как, Вы думаете, отвечает ли деятельность возглавляемого Вами органа современным тенденциям конституционного правосудия?
- Обеспечение верховенства Конституции в законодательстве страны и защита прав и свобод каждого гражданина закреплены в качестве основных целей Конституционного суда. Конституционный суд Азербайджанской Республики проверяет соответствие нормативно-правовых актов Конституции и актов, обладающих большей силой, чем они в правовой иерархии, комментирует Конституцию и законы, решает споры по поводу разделения полномочий между властями, проверяет и утверждает результаты выборов и осуществляет другие важные полномочия. Что касается современных тенденций развития идеи конституционного контроля, то необходимо отметить, что они идут в основном в двух важных направлениях. Во-первых, расширение круга актов, входящих в объект конституционного контроля. Во-вторых, расширение круга субъектов, обладающих правом обращаться в органы конституционного контроля – то есть включение всех конституционных субъектов, и в первую очередь граждан, в субъекты, обладающие таким правом. Анализ периода 8-летней деятельности Конституционного суда Азербайджанской Республики, который в действительности охватывает очень короткий срок, показывает, что деятельность суда развивалась в соответствии с двумя этими тенденциями. Особенно дополнения и изменения, сделанные в Конституции в результате референдума, проведенного 24 августа 2002 года, стали причиной того, что деятельность суда вступила на качественно новый уровень. Сегодня Конституционный суд Азербайджанской Республики является органом конституционного контроля, обладающим широким кругом полномочий. В юрисдикцию этого контроля входит широкий спектр актов законодательной, исполнительной и судебной власти. После конституционных реформ круг субъектов, обладающих правом обращаться в суд, должен значительно расшириться. После этих изменений в связи с вступлением в силу 8 января 2004 года нового Закона «О Конституционном суде» в Азербайджане впервые было начато внедрение института индивидуальных жалоб, а также омбудсмену и судам предоставлена возможность напрямую обращаться в Конституционный суд. Несомненно, что все это в первую очередь означает получение в лице Конституционного суда важного средства для защиты прав. Особенно был широко определен круг вопросов, по которым можно подавать конституционную жалобу. В большинстве стран, где существует этот институт, предметом жалобы может быть лишь вопрос соответствия Конституции закона, который применяется или должен быть применен по делу. Наша страна приняла более прогрессивный опыт, и в предмет конституционной жалобы наряду с нормативно-правовыми актами включила судебные и муниципальные акты. Опыт показывает, что широкие полномочия, предоставленные Конституционному суду, оправдали себя и вытекали из требований времени. С начала деятельности Конституционный суд начал активно работать, официально комментировал некоторые конституционные нормы на основе обращений соответствующих субъектов, принял необходимые решения в связи с рядом институтов права собственности, уголовного и уголовно-процессуального права, права трудового и социального обеспечения, представил правовую позицию по конкретным вопросам эффективного обеспечения прав и свобод человека. Опыт прошлого также показывает, что граждане довольно активно пользуются институтом конституционной жалобы в качестве средства эффективной защиты. Этот факт проявляется и в работе Конституционного суда. Одним из тех результатов, которые радуют, является то, что сегодня органы конституционного контроля некоторых европейских стран интересуются опытом Конституционного суда Азербайджанской Республики. В их решениях есть даже ссылки на решение Конституционного суда Азербайджанской Республики.
- В 2002 году предложение о внесении изменений в текст Конституции сначала было встречено обществом неоднозначно, но потом стало понятно, что они вытекают из реальной необходимости и внесли в Конституцию некоторые прогрессивные новшества. Спустя четыре года после внесения этих изменений, ощущается ли необходимость в новых конституционных реформах?
- Знаете, в 2002 году один из основных аргументов тех, кто протестовал против реформ, был связан именно со стабильностью Конституции. Безусловно, по сравнению с другими актами, составляющими законодательную систему, Конституция должна быть документом, который меньше подвергается изменениям, остается стабильным. Однако это не означает, что из соображения стабильности Основного Закона нужно отказываться от любых, даже самых необходимых позитивных реформ. По моему мнению, в этом вопросе нужно держать определенное равновесие между стабильностью Конституции и позитивными реформами. С другой стороны, приведение Конституции в соответствие с изменяющимися требованиями, развивающимися тенденциями, вовсе не требует во всех случаях изменения ее текста. Неслучайно, что на современном этапе одной из важных задач органов конституционного контроля, основным назначением которых является обеспечение верховенства Конституции, является именно постоянное развитие Конституции, придание ей динамизма. Это осуществляется путем постоянного усовершенствования законодательства, судебного опыта, в том числе официального комментирования норм Конституции. Таким образом, наряду с защитой роли Конституции как важного фактора стабильности, а также без частого изменения ее текста это оказывает динамичное влияние на демократическое развитие. В целом на Конституционный суд ложится важная задача в решении этих вопросов, которые служат развитию конституционного права. В этом смысле я считаю, что к комментарию норм Конституции нужно подходить с эволюционных позиций, активно применяемых в опыте Европейского суда по правам человека. Лишь при подобном подходе Конституция перестает быть статическим сборником норм, конституционные ценности и принципы комментируются в рамках требований времени. Это, в свою очередь, придает ей особый динамизм, который дает возможность адекватного отношения к новшествам в обществе, содержание Конституции постоянно обновляется, в целом же конституционное право прогрессивно развивается с точки зрен ия социальной, политической, духовной и технологической эволюции современного общества. В этом смысле в настоящее время я не вижу необходимости в проведении специальных конституционных реформ и внесении изменений в текст Конституции.
- В настоящее время влияние международного права на национальные законодательства обретает все больший масштаб. В некоторых странах нормы международного права применяются параллельно с национальным законодательством. Вы удовлетворены уровнем применения международного права в судебном опыте нашей страны?
- Действительно, современная реальность состоит в том, что внутренне право каждого государства в различных формах, путем инкорпорации или трансформации, отражает в себе нормы международного права, регулирование международных отношений строится на примате международного права, превосходство международного права над внутренним правом воспринимается как обычное явление. Отмечу, что в нашей Конституции отражены очень важные и достаточно прогрессивные принципы по поводу имплементации и прямого применения международного права в национальном законодательстве. Основной Закон рассматривает международные соглашения, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, как неотъемлемую составную часть правовой системы страны. Конституция также признает превосходство международных соглашений, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, над актами, входящими в законодательную систему нашей страны (за исключением Конституции и актов, принятых путем референдума). В Конституции также отражено такое важное указание, что перечисленные в ней права и свободы человека и гражданина должны применяться в соответствии с международными соглашениями, к которым присоединилась страна. Эти нормы дают основание сказать, что в вопросе признания норм международного права Азербайджан выступает исключительно с монистической позиции, и для прямого применения в национальных судах положений международных соглашений, к которым присоединилась наша страна, не требуется принятия внутригосударственного акта. Вопрос применения норм международного права и судебных прецедентов является одним из важных вопросов, который постоянно находится в центре внимания Конституционного суда Азербайджанской Республики. В ряде решений наш суд неоднократно ссылался на важные международные документы (Всеобщую декларацию прав человека, Международные пакты по правам человека, Конвенции Международной организации труда). В нашей деятельности особо учитываются положения Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, особенно прецедентное право Европейского суда по правам человека. Это связано с тем, что Азербайджан принял юрисдикцию Европейского суда, взял на себя обязательство привести в соответствие с обязательствами Конвенции судебный опыт. Использование судом норм международного права помогает точно выразить, обогатить и усилить его правовую позицию по рассматриваемому делу, и это в свою очередь, оказывает влияние на окончательное решение суда. Безусловно, международно-правовые акты, особенно международные соглашения по обеспечению прав человека, должны широко использоваться в судебном опыте. Это имеет большое значение с точки зрения влияния на уровень и эффективность защиты прав человека в Азербайджане, идей и ценностей, закрепленных в этих актах, особенно в Европейской конвенции, которые развиваются в решениях Европейского суда. Как я отметил, у Конституционного суда сформировался достаточный опыт в этой сфере. К сожалению, это трудно сказать об общих судах. В последнее время судами общей юрисдикции редко осуществлялось прямое применение международного права. Не случайно, что в указе президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 19 января 2006 года этот момент особо отмечался, судам было рекомендовано предпринять конкретные шаги в этом направлении. После этого указа Пленум Верховного суда решением о применении положений Конвенции и прецедентов суда также дал необходимые пояснения судам. Надеюсь, что все это приведет к положительному изменению ситуации в данной сфере.
- На каком уровне построены отношения Конституционного суда Азербайджанской Республики с подобными органами других стран и международными организациями?
- За прошедший период деятельности Конституционный суд постоянно уделял особое внимание международному сотрудничеству. С 2000 года наш суд является полноправным членом Организации Конференция европейских конституционных судов, объединяющей органы конституционного контроля Европы. Необходимо отметить, что в эту организацию могут быть приняты европейские конституционные суды, доказавшие свою независимость своей деятельностью и получившие доверие общества в защите демократических ценностей, закрепленных в Конституции. На мероприятиях организации, которые проводятся периодически, обсуждаются судебная практика органов конституционного контроля и новые тенденции конституционного правосудия. Наш суд также сотрудничает с Советом Европы, ОБСЕ, Германским обществом технического сотрудничества, Американской ассоциацией юристов, Комитетом Красного Креста, Китайским обществом права и другими правительственными и неправительственными организациями. У нас существуют тесные связи с Венецианской комиссией Совета Европы. Как вам известно, международные конференции по различным проблемам конституционного права, которые мы проводим в Баку совместно с этой Комиссией, уже стали традицией. Конституционный суд Азербайджанской Республики старается обогащать свой опыт и применять современные правовые идеи в принимаемых решениях посредством связей, налаженных с соответствующими институтами Турции, России, Германии, Австрии, Италии, Болгарии, Польши, Молдовы, Украины, Китая и ряда других стран.
Казахстан из урожая зерна этого года имеет возможность экспортировать 6-7 млн тонн, сообщил президент республики Нурсултан Назарбаев, сообщает "Тренд" со ссылкой на ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН.
"Селяне в этом году благодаря этому (госпрограмме по поддержке развития села. - "ИФ-К") собрали рекордный урожай - 18,5 млн тонн зерна. Это означает, что мы 6-7 млн тонн вывезем на экспорт", - сказал глава государства, выступая на съезде Гражданской партии в пятницу в Астане.
"Я надеюсь, что они (сельчане. - "ИФ-К") используют это (вырученные средства. - "ИФ-К") для того, чтобы купить новые технологии. А сейчас главная задача - переработка сельскохозяйственной продукции и в лучшей качественной упаковке выдавать на мировой и на наш рынок", - подчеркнул Н.Назарбаев.
Как сообщалось, посевная площадь под зерновые в 2006 году в республике составила порядка 14,5 млн га, что практически соответствует уровню прошлого года.
По данным госагентства по статистике, в 2005 году урожай зерна в республике составил 13,5 млн тонн в весе после доработки (в чистом весе), что на 9,4% выше уровня 2004 года.