Технологию EDI настолько часто внедряют вместе с другими
ИТ, что она, наверное, успела к этому «привыкнуть». Своим мнением о том, как
должен быть организован электронный обмен сегодня поделился с EDIY Иван
Агапов, аналитик Synerdocs (компания DIRECTUM).
EDIY: Кто проявляет сегодня наибольший интерес к
использованию EDI?
Иван Агапов: Интерес к EDI традиционно высок
среди компаний, напрямую или опосредованно связанных с торговой отраслью. Это,
прежде всего, крупный ритейл (особенно продуктовый), а также производители и
поставщики различных продовольственных товаров, бытовой техники и химии.
Отдельный интерес — у аптечных сетей.
В рамках каждого проекта автоматизации внешнего
документооборота в этих организациях, так или иначе, заходит речь об интеграции
с EDI.
EDIY: Нужен ли электронный обмен в регионах? Какие у него
там перспективы?
Иван Агапов: В крупных сетевых торговых
компаниях, особенно международных, EDI уже используется. А вот в
отечественном региональном ритейле тема эта все еще не полностью закрыта. И
интерес к EDI в последнее время только повышается.
Сегодня EDI перспективен в регионах, особенно «в тандеме» с
внешним электронным документооборотом (ЭДО). Часто EDI и ЭДО внедряются
одновременно. Стоит отметить, что сама технология EDI получила, благодаря
этому, новое дыхание. Компании, проявляющие интерес к ЭДО, закономерно приходят
к EDI. Верно и обратное.
EDIY: Технология EDI быстро расширяется, вбирая
в себя все новые подходы и технологии. Какая “комбинация” EDI с
другими ИТ наиболее перспективна?
Иван Агапов: Межкорпоративный обмен данными в
наши дни, действительно, бурно развивается. Каждая ИТ-новинка достаточно
органично вписывается в существующие технологии электронного обмена, делает его
комфортнее, быстрее и эффективнее. Поэтому можно сказать, что все связанное с
инновациями в сфере EDI имеет будущее.
Мы видим наибольший потенциал в связке EDI+ЭДО. Она
обеспечивает комплексный подход к автоматизации бизнес-процессов ритейла: от
момента подписания договора до поставки товара потребителю.
В этой связи особенно перспективными являются те решения,
которые позволят сделать EDI и ЭДО единым целым, упростят интеграцию.
Разумеется, это мобильные платформы, мастерданные, облачная криптография и
многое другое — все, что сделает еще более эффективной и безопасной не только
работу с данными, но и с документами.
На тему совершенствования образования в области управления
контентом на выставке DOCFLOW 2014 нам удалось пообщаться не только с
преподавателями ВУЗов в рамках круглого
стола, но и с представителями ведущих компаний-поставщиков ECM-решений. И
они в свою очередь расставили свои акценты в видении этого вопроса.
В необходимости подготовки специалистов по управлению
контентом сомневаться не приходится. Вадим Ипатов, заместитель
генерального директора компании «ИнтерТраст» по развитию бизнеса, в своем
интервью заметил:
Нужно нарабатывать и формулировать новые подходы к
обучению. Электронный документ – это совершенно иная сущность, со своими свойствами,
специфическими особенностями, отличными от документа бумажного и любого
материального документа. Начиная от того, что представляет собой электронный
документ, и, заканчивая тем, каким образом он хранится и воспроизводится, –
все это отличает его от бумажного документа.
Электронный документ может быть информационным активом
или свидетельством деятельности или тем, что определяет взаимоотношение сторон
в рамках бизнес-процессов. Должна быть проведена большая и серьезная работа по
их классификации.
Очевидно, помимо классификации существует и ряд других
проблем. Будучи участником нашего круглого стола, директор по маркетингу
DIRECTUM Василий Бабинцев обозначил основные ограничения развития
данного направления в образовании.
Управление корпоративным контентом – это задача
инфраструктурная. И специалисты в этой области, безусловно, нужны. Но
существуют серьезные препятствия для их подготовки в ВУЗах. С одной стороны,
это техническая организация процесса обучения. Многим учебным заведениям,
особенно гуманитарным, крайне сложно организовывать проведение практических
работ со студентами непосредственно в системе электронного документооборота. С
другой стороны, для разных категорий специалистов, будь то делопроизводители,
управленцы или HR-менеджеры, нужны специализированные учебные программы.
Студентам должно быть не просто интересно изучать систему, это должно быть
полезным в первую очередь.
На сегодняшний день ситуация в большинстве ВУЗов такова, что
студент впервые знакомится с системой документооборота на производственной
практике. Но системы, какими бы легкими и интуитивно понятными они не были, это
сложнейшие механизмы работы. В полной мере ознакомиться с возможностями системы
за период практики нельзя, а в дальнейшем столкнуться с ней, скорее всего,
придется. Редкие предприятия вкладывают время и деньги на обучение своих
сотрудников. А рынок требует квалифицированных кадров, которые понимают суть и
внутреннюю структуру особенностей электронного контента, могут на основе этого
максимально эффективно применить информационные технологии в конкретной
бизнес-ситуации. Эти знания должны даваться уже со студенческой скамьи.
ВУЗы, по мнению председателя совета директоров компании
«ЭОС» Владимира Баласаняна, могут дать необходимое образование.
Важно тесное сотрудничество ВУЗов с компаниями, которые
профессионально работают на рынке. Дело в том, что сегодня преподаватели учат
не тому, что востребовано на рынке, а тому, что они сами знают, умеют, что
входит в сферу их интересов. Их интересы и интересы рынка не всегда совпадают.
К сожалению, многие преподаватели именно в области электронного
документооборота не обладают необходимой рыночной компетенцией.
Так или иначе, все участники DOCFLOW 2014, с кем доводилось
беседовать на тему развития образования в области электронного
документооборота, единодушны в том, что ВУЗам необходима методическая поддержка
со стороны вендоров: качественные учебные материалы, интересные и полезные
курсы практических занятий, специализированные конференции.