На прошлой неделе, 9 июня, утвержден (распоряжением от 9 июня 2014 г. № 991-р) план реализации Концепции развития механизмов
предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Сама концепция утверждена в декабре прошлого года (распоряжением от 25
декабря 2013 г. N 2516-р). В качестве основных задач названы оптимизация процедур предоставления услуг в электронном виде и совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления услуг.
Соответствующий законопроект депутаты одобрили 17 июня в первом чтении. Документ, согласно пояснительной записке, упрощает документооборот и, кроме этого, исключает неоднозначную трактовку некоторых понятий. Это будет полезно и интересно, в первую очередь, представителям бизнеса.
Одобренный в первом чтении законопроект вносит поправки в 21 главу Налогового кодекса. Так, например, предлагается увеличить срок, в течение которого продавец будет предъявлять покупателю счета-фактуры по совершенным операциям. Согласно изменениям, это может происходить один раз в месяц.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 4 марта 2014 года № ММВ-7-6/76@ утверждены «Требования к оператору электронного
документооборота», которые разработаны в целях организации электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи через таких операторов (п.1).
Оператором электронного документооборота является российская организация, соответствующая данным Требованиям и осуществляющая деятельность по
обеспечению электронного документооборота (п.2).
Недавно споры вокруг закона об электронном документе (его необходимости в принципе и
того, что и как он должен регулировать) были вновь подогреты появлением модельного закона, принятого Межпарламентской Ассамблеей СНГ (думаю многие, и я в их числе, впервые узнали о данном органе). Обсуждение этого проекта можно посмотреть здесь, здесь и здесь.
Вопрос о необходимости такого закона
обсуждается достаточно давно. В интернете гуляет вот такой проект, правда без всяких опознавательных знаков и поэтому не понятно, реальный ли это проект или чья-то утка. Этот вопрос поднимался и на Экспертном совете по вопросам совершенствования электронного документооборота в органах государственной власти, созданном при минкомсвязи. Вот здесь можно прочитать, что среди вопросов рассматривалась "Целесообразность разработки проекта единого Федерального закона об электронном документе и электронной
подписи". Если не ошибаюсь, тогда было решено, что разрабатывать такой закон нецелесообразно.
В последнее время речь часто заходит об электронной подписи (ЭП) в облаке. В основном, эту тему обсуждают IT-специалисты. Однако с развитием сервисов электронного документооборота (ЭДО), в тему облачной ЭП стали втягиваться и специалисты-предметники
– бухгалтеры, секретари, аудиторы и другие.
Дискуссия на тему использования "настольной" (обычный вариант –
на персональном носителе, типа USB) и "облачной" (использование на сервере провайдера) электронной подписи вывела участников разговора на Фейсбуке к несколько другой теме: а к какому типу наших узаконенных подписей относится Сим-карта, используемая в мобильных устройствах?
Как известно, у нас в законе 63-ФЗ "Об электронной подписи" говорится об использовании трех видов подписи – усиленная квалифицированная, неквалифицированная и простая. Кстати, тут нужно
сказать, что с простой у нас дело обстоит самым непростым образом: даже среди профильных специалистов нет четкого понимания, что же это такое и как ее можно применять.
Понятийная терминология – это давнее "слабое место" российского СЭД-рынка, которое отражает не очень высокую зрелость рынка, неустоявшуюся до сих пор его структуру, можно даже сказать – "сумбур". Начать хотя бы с того, что сегодня до сих пор нет сколь-нибудь единого восприятия понятия "электронный документ" (об этой проблеме говорит практически каждый представитель заказчика).
Далее идет термин
"электронный документооборот", поскольку большинство людей считают, что тут подразумевается "оборот электронных документов", а на самом деле – специалисты это уже давно признали – чаще всего речь идет об электронном управлении бумажными документами...