Прошедшая конференция Docflow уже традиционно не вызвала никаких эмоций ни среди участников, ни посетителей. Журналистское СЭД-сообщество в числе, как мне думается, 4-5 человек, дружно сообщило, что пациент скорее мертв.
А я не соглашусь. Вот вы бывали на конференциях, посвященных, ну, например, бетону? Я нет, но думаю, что там еще более скучно, чем на СЭД мероприятиях. Но это не значит, что бетонная отрасль целом или мероприятие в частности уверенными шагами идет в сторону заката.
Просто вот такой вот он у нас СЭД рынок... какой уж есть.
Что нового
Рассуждая в общем и беспредметно, вспоминаешь, что новые решения появляются на растущем или трансформирующемся рынке. Что-то фундаментально меняется, появляется спрос, который рождает предложение.
В 90-е компьютеры стали доступны для бизнеса, а бумага никуда не исчезла. Этот факт породил спрос на СЭД, а спрос породил предложение.
Смотрю на текущие версии лидеров рынка СЭД и с любопытством сравниваю их с версиями из первой половины 2000-х. В голове есть числа – более 10 лет, сотни тысяч часов разработки... Но что появилось нового с точки зрения функций? Хм...
Что-то появлялось в рамках СЭД/ECM и угасало, не найдя спроса. Некоторые крупные игроки «щупали» западный рынок и тоже как-то без прорыва…
Да еще и кризис подошел, бюджеты не растут, тут уж не до игр.
Условные направления развития
Вендоры в целом и отдельные группы внутри вендоров стали четче позиционироваться по тому, как жить дальше, в каком направлении двигаться. Таких направлений не так много, но они пересекаются.
Направление 1. Надо зарабатывать.
Те, кто больше про ECM, попрятали свои решения оставив на виду делопроизводство и договора. Остальное «под ключ». Много решений – дорого учить продавцов/консультантов, естественного спроса нет, много не заработаешь…
Те, кто чисто СЭД, сказали – главное, это как можно сильнее подвинуть государство, чтобы оно подвинуло бизнес к работе с электронными документами. А работа – это хранить и подписывать, такие функции и у нас есть.
Направление 2. Наше завтра – это юридическая значимость.
Посмотришь группы в FB, так там одна проблема у людей – ЭП, ее виды и все такое. Самое любопытное, это конечно операторы ЮЗДО. Не всем ясно зачем они нужны и как это все работает. И им тоже, мне кажется, не до конца ясно. Но мысль хорошая – раз у нас такая бюрократия и отказ от бумаги тормозится как раз требованиями юридической значимости, так давайте эту значимость обеспечим и заработаем на этом денег!
Направление 3. Первичка и банки
Объединение условное, просто эти два «тренда» сейчас активно предлагаются вендорами и интеграторами потенциальным клиентам.
Первичка сильно пересекается с ЮЗДО, и в целом эффект виден, поэтому все стали активно выпускать всякие финансовые архивы, а операторы ЮЗДО давать сервисы для их подписания и передачи в гос. органы.
Банки в какой-то момент стали активно внедрять СЭД. Не думаю, что это устойчивый тренд, просто так сложилось… Но всплеск теоретических рассуждения и даже реализаций на тему клиентских досье, документов дня и т.д. мы получили.
Направление 4. Маркетинговые штуки.
Маркетинг слышит модные слова и транслирует. Big Data, геймификация, социализация… это все мы слышим, все интересно… и на это нет спроса.
Государство, крупный бизнес или SMB?
Ответ дан – нет никакого SMB. Все ориентируются на крупные компании или государство. Причин тому много – и экономических и управленческих.
Выводы
Прорыва нет и нет предпосылок для него.
Вендоры и интеграторы продолжат внедрять канцелярию и договора крупному бизнесу и госам. Новое предлагать будут, но гораздо аккуратнее чем раньше, ибо кризис маячит.
Расти будут, но очень медленно и за счет давления сверху и регуляции рынка.
Docflow 2015 состоится и будет таким же. Может его хоть в Севастополь перенести, на море то оно повеселее будет?