В статье В.В. Репина рассматриваются функциональные
возможности систем моделирования бизнес-процессов, которые могут существенно
повлиять на эффективность их практического применения в ближайшем будущем.
Автор приглашает к диалогу как пользователей систем (бизнес-аналитики,
менеджеры по развитию), так и потенциальных клиентов.
Для чего нужна система моделирования?
В статье речь пойдет о программных продуктах определенного
класса – системах моделирования бизнес-процессов (ARIS, Casewise, iGrafx,
Business Studio и др.). С точки зрения автора статьи, такие системы могут быть
весьма полезны при создании базы знаний компании, основанной на процессном
взгляде на деятельность. Эти системы позволяют:
● создавать
комплексные, многоуровневые модели бизнес-процессов, организационной структуры,
документов, целей и показателей, которые могут, в первую очередь, быть
использованы для оптимизации (реинжиниринга) бизнес-процессов и орг. структуры
организации;
● накапливать
информацию в контексте процессов (результаты внутренних аудитов, выполнения
корректирующих и предупреждающих действий, проектов оптимизации; информации по
бенчмаркингу и проч.);
● генерировать
для персонала компании информацию регламентирующего характера (регламенты,
инструкции, положения и т.п.) в форме документов MS Word или в виде страниц на
web-портале;
● выполнять
имитационное моделирование бизнес-процессов с целью поиска направлений их
оптимизации;
● частично
поддерживать деятельность по оперативному управлению (ввод/вывод плановых и
фактических значений показателей, в т.ч. с использование web-портала);
● разрабатывать
технические задания для автоматизации бизнес-процессов (например, путем
создания моделей в нотации BPMN).
В настоящее время наблюдается активное развитие систем
моделирования. На мой взгляд, существует ряд аспектов, которые могут
существенно повлиять на эффективность практического применения систем
моделирования в ближайшем будущем. Рассмотрим их последовательно.
Регламент без регламента
Практически все руководители компаний в той или иной степени
убеждены в необходимости регламентации деятельности своих сотрудников. При
достижении определенного уровня зрелости компания не может без них обойтись.
Однако как только в организации появляется значительное число регламентирующих
документов, возникает ситуация, когда эти документы:
● своевременно не
обновляются;
● противоречат
друг друг;
● частично
дублируют друг друга;
● и т.п.
С точки зрения сотрудников, использующих регламенты,
проблема выглядит так:
● нет времени
читать «толстые» регламенты;
● сложно находить
нужную информацию в большом количестве документов;
● долго и сложно
вносить изменения в связанные между собой нормативные документы;
● прочие.
Таким образом, налицо конфликт между необходимостью
регламентировать деятельность и сложностью практического использования нормативных
документов. В рамках стандартного, общепринятого взгляда этот конфликт является
неразрешимым. Поэтому многие консультанты ищут ответ в использовании других
методов, в первую очередь в автоматизации бизнес-процессов. Однако
автоматизация, к сожалению, по разным причинам не устраняет данный конфликт в
полной мере (не все процессы можно автоматизировать и т.д.). Нужно искать
решение в другой плоскости.
Именно в этой связи стоит сказать про первый функциональный
аспект среды моделирования бизнес-процессов, который данный конфликт
практически устраняет. Он может быть сформулирован следующим образом:
Полный отказ от регламентирующих документов в традиционном
смысле (бумага, файлы MS Word или pdf). Информация, опубликованная со статусом
«Утверждено» на внутреннем web-портале компании, заменяет собой регламенты,
т.е. является обязательной к исполнению.
Что это означает? Среда моделирования используется в
качестве базы знаний по бизнес-процессам. После внесения изменений в модель
процесса (орг. структуры, документов и т.п.), информация становится доступной
на портале со статусом «На согласовании». Web-портал (тесно интегрированный или
непосредственно являющийся модулем среды моделирования) позволяет осуществлять
согласование и утверждение изменений в электронном виде (в т.ч. с использование
ЭЦП). Кроме того, система дает возможность:
● визуализировать
последние изменения (например, выделять цветом на схемах те операции процесса,
требования к которым были изменены);
● уведомлять
пользователей по e-mail;
● визуализировать
изменения различного в виде иконок (как, например, сделано на facebook);
● автоматически
генерировать список всех изменений с гиперссылками на нужные разделы
регламентов, которые касаются именно данного сотрудника;
● прочие.
Таким образом, скорость внесения изменений в массив
регламентирующей информации радикально изменяется. С учетом наличия таких
устройств, как планшеты, у всех сотрудников появляется быстрый и легкий способ
доступа к нужной именно ему информации.
Простота моделирования
Второй аспект работы со средой моделирования – это простота.
Для работы нужна простая, но выразительная нотация описания процессов. Но что
мы имеем на сегодняшний день? CFFC (Cross Functional Flow Chart) – диаграмма с
«ромбиками», eEPC и BPMN. Последняя нотация – самая сложная. Некоторые считают,
что ее может использовать любой сотрудник компании, если ограничить количество
применяемых элементов (т.е. фактически создать т.н. «методический фильтр», как
это в свое время делали консультанты при внедрении ARIS). Но на практике
довольно сложно обучить большое количество людей в компании корректно
использовать BPMN. Итак, нужна нотация, которая была бы простой и понятной «с
первого взгляда» обычного человека, но в то же время достаточно выразительной
для целей описания реального бизнес-процесса.
Есть еще одна проблема, но в другой плоскости. Удобно ли
отображать информационные потоки на диаграмме BPMN? Скорее «нет», чем «да». А
если нужно будет изобразить другую информацию, например материальные потоки? В
свое время ARIS предлагал решать такого рода проблему путем создания множества
моделей разного типа, описывающих один и тот же процесс. Сложно назвать такой
подход удобным для пользователя.
Думаю, что в перспективной системе бизнес-моделирования
должны быть реализованы «многослойные» модели. Т.е. модель будет одна, но можно
будет переключаться между слоями, меняя визуальное представление. Хотим видеть
на схеме потоки управления – включаем слой «Work Flow/Control Flow». Хотим
видеть потоки данных и хранилища – включаем слой «Data Flow» и т.п. Почему при
бизнес-моделировании до сих пор нет возможности делать слои, как в P-CAD или
Photo Shop?!
Далее. Очень бы хотелось уйти от необходимости разрабатывать
отчеты для вывода информации из системы путем сложных настроек, требующих
хороших знаний структуры данных модели, программирования на каких-то языках и
т.п. Нужна возможность простого визуального проектирования отчета по принципу
«взял нужный атрибут со схемы (из описания объекта) и перетащил в шаблон
отчета». Система должна сама определять нужную структуру запроса к базе данных.
Слишком уж сложно сейчас проектировать отчеты для пользователей, если их
потребности выходят за рамки простейших и банальных требований. В этой связи
хочется добавить еще возможность простого визуального расширения структуры
данных модели без необходимости глубокого владения системными командами и т.п.
Все в web
Современная система моделирования процессов, на мой взгляд,
должна работать через web-броузер, т.е. не иметь каких-либо десктопных
приложений (за исключением сервера базы данных и служебных приложений для
администраторов). Таким образом, работа будет осуществляться прямо в броузере –
графические схемы, справочники процессов, орг. структура, документы и проч. При
этом должна существовать возможность фильтровать информацию по статусам моделей
(например «Для публикации»). Кроме того, обязательно должна быть реализована
возможность использовать ЭЦП для согласования и утверждения моделей процессов.
Следует особенно подчеркнуть важность такого параметра
системы, как скорость работы. При использовании web-портала информация должна
обновляться практически мгновенно. Страницы со схемами процессов и документами
должны открываться очень быстро. Иначе пользователи просто не захотят
пользоваться справочной и регламентирующей информацией из системы. Не должно
быть таких ситуаций, когда процесс обновления информации из базы на web-портале
загружает сервер на много часов, если не суток.
Работа на web-портале среды моделирования даст возможность
измерять активность пользователей, анализировать, какая информация пользуется
спросом, а какая нет. Таким образом, легко будет рассчитать ряд показателей, по
которым можно управлять системой описания и регламентации бизнес-процессов
компании, планомерно повышая ее эффективность.
Еще одной особенностью должна стать возможность гибкой
настройки интерфейса системы под свои задачи. Пользователь должен иметь
комфортное информационное пространство для работы, а не жесткое меню,
построенное в логике разработчика системы и понятное только ему.
Процесс без графической схемы
«Процесс может быть любым при условии, что это графическая
схема» - это перефразированный девиз Генри Форда про черный автомобиль.
Почему-то при моделировании организации во многих системах (кроме iGrafx) схему
бизнес-процесса принято считать самим бизнес-процессом. Но это не так. Модель
процесса не тождественна его графической схеме. Процесс - это более сложный
объект для управления. Поэтому в современной среде бизнес-моделирования процессы
должны выступать как объекты, с которыми можно связать информацию различного
характера, в том числе несколько графических схем бизнес-процессов. В качестве
примера можно привести систему моделирования iGrafx, в которой такое
идеологическое разделение процесса и графической схемы реализовано вполне
четко. В системе создается справочник процессов, причем каждый процесс является
объектом. К такому объекту может быть привязано неограниченное количество любых
других сущностей, определенных в системе, в т.ч. различных графических схем. На
мой взгляд, такое решение позволяет создавать весьма интересные и практически
полезные методические решения при внедрении процессного управления.
Поддержка оперативного управления
Оперативное управление процессами предполагает планирование
и контроль деятельности по определенным показателям. Система моделирования
будет гораздо более востребованной практически, если обеспечит возможность
интеграции с учетными системами и возможность ввода/вывода плановых и
фактических значений показателей. Обязательно должна быть возможность быстрой и
легкой настройки панелей управления с интерактивными графиками и диаграммами,
которые необходимы руководителю для управления процессом. Конечно, в данном
случае налицо пересечение функциональных возможностей системы с BI/BPM
(Business Performance Management). Поэтому, видимо, необходима интеграция с
такими системами, но обязательно в удобной пользователю форме и через
web-интерфейс.
Прочие
Среди прочих, не таких значительных аспектов перспективной
системы бизнес-моделирования, можно упомянуть следующие:
● легкость
перехода с версии на версию;
● отсутствие
глюков (багов);
● цена решения
(не более 3 тыс. рублей за одно рабочее место).
Процессное управление «пойдет в массы» только при наличии
простого, удобного, эффективного и дешевого программного инструмента.
Резюме
Приглашаю к дискуссии. Уверен, что практикующие
бизнес-аналитики предложат еще десяток-два аспектов, которые являются для них
критичными. Собственно, статья и была написана для того, чтобы обсудить
различные взгляды на требования к перспективной системе моделирования
бизнес-процессов.