Эта первая часть
посвящена обзору персональных носимых устройств. Планируется вторая часть,
где мы рассмотрим вопрос о носимых устройствах в корпоративном
секторе. Не упускает ли корпоративный ИТ-сектор (и сектор ECM в частности)
"носимую революцию"?"
Возможности техники сегодня напоминают сказку. Волшебство
тут и там: не выходя из дома, можно наколдовать пиццу или заказать билет на
самолет. В любой момент и в любом месте можно посмотреть, что происходит за
тысячи километров, можно связаться с нужным человеком или почитать последние
новости.
Если до середины первого десятилетия 2000-х годов для
волшебства нужны были компьютер и домашнее/рабочее подключение к Сети, то к
2010 году появилась поистине волшебная палочка – смартфон, подключенный к
мобильному интернету, ряд облачных сервисов и набор мобильных
приложений-заклинаний. Это невероятный прогресс в бытовой магии: теперь у вас в
кармане проходка в самолет, поезд и метро, вы можете увидеть, кто из знакомых
рядом с вами – физически или виртуально. Вы легко следите за балансом вашего
электронного кошелька, читаете электронную почту и играете в игрушки. Вы
никогда не потеряетесь в незнакомом городе. Да, у вас, в конце концов, в
кармане всегда есть фонарик.
Но в волшебном мире есть не только волшебные палочки. Есть
амулеты, кольца всевластья, плащи-невидимки, магические браслеты и шляпы. В
волшебном мире можно заколдовать любой предмет так, что он будет делать то, что
вам нужно. И сейчас магия носимых устройств как раз на пике популярности.
Спорт
В начале 2012 года компания Nike
представила Nike+ FuelBand,
браслет для отслеживания физической активности. Находясь на вашей руке, он
замеряет, сколько шагов вы совершили и сколько калорий сожгли. Эту информацию
браслет передает в специальное приложение на ваш iPhone
или iPad и на сайт Nike+. Отслеживая
свою статистику, вы стремитесь улучшить свои достижения, вы соревнуетесь с
самим собой и своими друзьями.
Это уже не первое устройство от компании Nike,
которое они разработали в рамках своей стратегии по продаже спортивного образа
жизни, а не просто спортивной одежды. В 2006 году была представлена первая
версия Nike+iPod Sports Kit – комплекта из сенсора для кроссовок и мобильного
приложения для устройств Apple. Также в копилке устройств
Nike+ есть часы с GPS-трекером SportWatch. И, как и FuelBand, все
устройства позволяют накапливать баллы FuelBand, и,
являясь частью игровой системы, мотивируют на новые достижения.
Успехи Nike в среде спортивных
гаджетов породили целую гамму разной степени успешности устройств. На выставке CES в январе 2014 г. Epson представил два вида фитнес-часов Pulsense.
Свои разработки представили Garmin (часы
Forerunner),
Basis и другие именитые и не
очень поставщики.
Кроме часов и браслетов есть и умные носки, топы и
футболки (Sensoria
Fitness Socks, Sport Bra и T-Shirt),
встречаются умные пояса и клипсы для контроля осанки, времени, проведенном в
ходьбе, сидении или сне (LumoBack, LumoLift).
Компьютеры на носу
Google Glass, устройство,
которого до сих пор нет в свободной продаже, но которое наделало немало шума в
начале 2012 года, стало самым ярким представителем устройств дополненной
реальности и видеодневником, у которого есть неплохие шансы стать хитом. Очки,
которые реагируют на команду “Ok Glass!”, могут делать видеозаписи и фотографии, осуществлять
звонки и показывать погоду на микродисплее. Количество приложений, безусловно,
ограничено лишь фантазией их авторов: на борту очков работает Android
4.
В ноябре 2011 года компания Epson
представила свой вариант компьютера-на-носу Moverio BT-100.
Очки под управлением Android 2.2 позволяют
просматривать видео и фотографии, играть в игры со стерео-картинкой и
наслаждаться массой других приложений, хотя двигаться с такими очками нельзя:
дисплеи не прозрачные. Очки Moverio BT-200, заявленные в 2013 году, стали хорошим – как со стилистической,
так и с функциональной точки зрения – развитием своего предшественника. Прозрачные
экраны позволяют теперь использовать очки как устройство дополненной
реальности, а не только как своеобразный мультимедиа-проигрыватель.
Oculus
Rift – еще один вариант очков, но уже не дополненной, а виртуальной
реальности. Полный эффект присутствия гарантируется стереоскопическим
изображением высокой четкости и очень эффективной и скоростной системы
отслеживания положения головы.
Есть и устройства с более конкретным, и более полезным
назначением. Например, очки Epiphany Eyewear являются стильным видеорегистратором с 8, 16 или 32 ГБ
памяти на борту, а очки OrCam Eyeglasses
не просто «видят» картинку, но и понимают текст и читают его людям, которые в
силу возраста или болезни не могут полноценно видеть и читать.
Браслеты c Кикстартера и не
только
Впрочем, ни Oculus Rift, ни Epson Moverio BT-100
нельзя в полной мере назвать носимыми устройствами. В отличие от них, умные
браслеты самого разного назначения являются носимыми устройствами по
определению.
И, похоже, форм-фактор браслета является наиболее
популярным среди всех – недаром первыми носимыми гаджетами еще в начале
двадцатого века стали наручные часы, развитие которых теперь проходит примерно
в том же направлении, что и развитие смартфонов: добавляются датчики движения, GPS-навигация и, разумеется, все базовые возможности
телефона. Samsung
Galaxy Gear, Tom Tom's
Multi-Sport GPS Watch, Pebble – лишь
некоторые примеры таких часов. Однако часы – это
понятно и довольно очевидно; гораздо интереснее рассмотреть другие примеры
умных браслетов.
Например, Tap-tap – это браслет, который позволяет двум людям
чувствовать прикосновения друг друга на расстоянии. Является разработкой
международной команды с активным российским участием и был представлен на
краудфандинговом ресурсе kickstarter.com,
где, увы, не собрал нужного объема финансирования.
В отличие от него, браслет Haloband
сумел собрать на Кикстартере четырехкратную сумму от требуемой. Haloband можно настраивать на реализацию различных действий,
для их выполнения нужно лишь поднести браслет к смартфону, замку или кассе.
Являясь NFC-устройством, браслет позволяет открыть
замок, включить новую песню на смартфоне или зарегистрироваться на вечеринке;
возможна и масса других вариантов использования, API у
браслета открытый.
Netamo
June Bracelet – пожалуй, самый стильный
аксессуар, который можно носить не только на руке, но и как брошь или кулон.
Кристалл замеряет уровень и количество солнечной радиации, которую вы
получаете, находясь на солнце (на пляже или на улице), а затем сообщает
информацию вашему смартфону. Умное приложение дает рекомендации о том, когда
стоит прекратить загорать.
Браслет-регистратор Sony SmartBand дает возможность замерять число сделанных шагов и
рассчитывать затраченные калории. Он может действовать как пульт дистанционного
управления музыкой в плеере или съемкой в фотоаппарате. Он сообщит вибрацией о
входящем звонке и зафиксирует координаты и время того события или места,
который вам хочется запомнить – будь то местная достопримечательность или
встреча с друзьями в ресторане.
Браслет Jawbone
UP так же, как и Sony SmartBand или
Nike+ FuelBand, отслеживает
пользовательскую активность, но этим его возможности не ограничиваются. Он
позволяет регистрировать питание и настроение своего владельца, а также следить
за его сном и пробуждением, реагируя на фазы быстрого и медленного сна. Браслет
выгодно отличает открытое API и поддержка множества
мобильных приложений.
Здоровый сон
Кроме Jawbone UP о качестве нашего сна думают организаторы еще двух
проектов с Кикстартера.
Napwell
– разработка инженеров из Массачусетского технологического института,
Гарвардской медицинской школы и Стэнфорда. Проект собрал 170% от затребованной
суммы, и в октябре 2014 года у покупателей появится возможность получить маску,
которая помогает пробуждению, имитируя солнечный свет.
Невероятным по своим возможностям устройством выглядит Aurora
Headband – головной обод, который управляет
сновидениями, учитывая фазы сна и положение головы и создавая разноцветную
подсветку закрытым глазам.
Забота о детях
Еще одна область, где носимые устройства проявляют себя
максимально полезно – это контроль детей.
Filip Smart
Locator – это детский телефон, который носится на запястье. Он дает
возможность ребенку быстро позвонить родителям или в службу спасения и получать
ваши смс, но, что интереснее и важнее, он отслеживает координаты ребенка в
момент вашего звонка ему и отображает их на экране смартфона.
MimoBaby
– это сенсор, который прикрепляется к детской пижаме и который контролирует
температуру, звуки и движения спящего ребенка. Все, что беспокоит родителей,
теперь отслеживается датчиком и выводится на дисплей смартфона.
* * *
Практически все перечисленные устройства – это в первую
очередь датчики с обратной связью, передающие информацию владельцу через
собственный дисплей или смартфон. Смартфон играет большую роль: именно он
обеспечивает агрегацию и хранение данных, дает быструю и информативную картину
достижений пользователя. Можно с уверенностью сказать, что носимая магия была
бы невозможна без магии мобильной: именно взрывной рост мобильного рынка сделал
возможным появление нового рынка умных носимых устройств
Рынок этот нацелен в первую очередь на молодую и активную
аудиторию, и с уверенностью можно сказать, что он будет расти – по самым
скромным прогнозам ожидается, что к 2016 году объем реализации носимых гаджетов
составит более 30 миллионов устройств. Причем гаджеты могут выпускать не только
гранды типа Sony, Nike или Google: благодаря Кикстартеру энтузиазм и идеи небольших
независимых компаний могут финансироваться заинтересованным сообществом.
Волшебство носимых устройств в том, что они обычно просты
в использовании, решают конкретную задачу и часто очень неплохо выглядят. Они
привлекательны и они полезны своему владельцу – это, в конечном счете, и
обеспечивает им такой успех.