Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Всё о документообороте

  Все выпуски  

Статья "Российский SaaS -- похож на настоящий, но <<не летает>>" от Алексей Соловьев


Все о документообороте

Сайт рассылки
 



Статья "Российский SaaS — похож на настоящий, но «не летает»" от Алексей Соловьев
2014-03-20 18:28 Алексей Соловьев

Облачные технологии начали проникать на наш российский рынок уже более десяти лет тому назад. За это время этот рынок заметно подрос, а в прошлом году обогнал по темпам роста всю индустрию высоких технологий в семь раз. По мнению большинства экспертов, он и в ближайшие годы будет демонстрировать сверхвысокую динамику — не менее 30% в год. Основным потребителем облачных услуг SaaS (программное обеспечение как сервис) считается малый и средний бизнес (СМБ), по самым свежим прогнозным данным российский рынок облачных сервисов для СМБ вырастет к 2016 году на 169%, до 1,7 миллиарда долларов по сравнению с 2013 годом.

Это большие цифры, которые, на первый взгляд, должны сильно вдохновлять венчурных инвесторов, стимулировать их «воспользоваться» моментом и вовремя войти в далекий от насыщения рынок. Однако количество венчурных сделок с участием разработчиков и поставщиков облачных сервисов пока не коррелирует с динамикой и прогнозами: в 2013 году заключено порядка 25 венчурных сделок. Казалось бы: при таких темпах роста внимание со стороны инвесторов могло быть более пристальным. Что тормозит приток венчурных средств в «облачный» бизнес?

Если посмотреть на этот рынок более пристально, станет заметна определенная неравномерность его развития. В большинстве облачных ниш четко наметились немногочисленные лидеры (не более одного-двух), на фоне которых новичкам приходится откровенно тяжело. Возьмем, например, сектор решений, связанный с управлением бизнесом и финансами. В этой нише работает сегодня более 20 компаний, и несомненным лидером является одна из них. Другие проекты находятся от лидера на весьма отдаленной дистанции: их годовой оборот по субъективным оценкам (нет открытых данных) не превышает в среднем 2 миллиона долларов. Это не особо вдохновляющая инвесторов цифра, а одной преуспевающей компании на всех точно не хватит!

Структура российского рынка облачных IT-сервисов для малого и среднего бизнеса (по поставщикам)

 

Похожий разрыв присутствует практически в каждом SaaS сегменте, при этом «лидерство» не всегда подкрепляется объективными финансовыми показателями. Во многих случаях речь идет о разрыве между более яркими, хорошо «распиаренными» компаниями и всеми остальными, кто не преуспел ни на том, ни на другом поприще. Но до зрелости при этом далеко и тем, и другим. Медленное взросление не ускоряется даже в наиболее перспективных сегментах, например, в сегменте решений для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), которому давно и настойчиво прочат светлое будущее.

Получается, что SaaS рынок растет, в основном, за счет нескольких лидеров и появления многочисленных новых игроков, которые берут количеством, а не качеством. Они похожи на японских журавликов: символизируют процветание и жизнь, а летать не умеют, потому что они… бумажные. Не удивительно, что эта ситуация формирует риск неопределенности, который, как известно, серьезно снижает степень «интересности» бизнеса для инвесторов. «Бумажный» бизнес не привлечет инвестиции.

Почему же SaaS в России так тяжело взлетает? Уже неоднократно озвучивались причины, связанные и с отсутствием опыта основателей, и недостатком квалифицированного персонала (талантливых разработчиков перекупают крупные IT компании), и отсутствием средств на дорогостоящую инфраструктуру, и инерционностью мышления отечественного пользователя…

Но, на мой взгляд, копать надо глубже (хотя все эти проблемы, безусловно, существуют).

Основная проблема российского облачного рынка состоит в том, что на нем преобладают сегодня технологии, а не сервисы: многочисленные и вполне качественные разработки, которые при этом… страшно далеки от народа. Большинство российских SaaS компаний, начиная бизнес, ориентируются не на заказчиков, а на потенциальных инвесторов, и попадают тем самым в коварную ловушку, не привлекая ни тех, ни других. Что я имею в виду?

Эти компании стремятся создавать хорошо масштабируемые в перспективе (а значит интересные инвесторам) технологии, которые при этом фундаментальных проблем заказчиков не решают и на реальный спрос почти не ориентированы (взять хотя бы, например, технологию мониторинга социальных медиа — среди ваших знакомых много тех, кому она реально нужна?). Нет спроса — нет роста. Нет роста — нет инвесторов. А сервисы быстро расти и масштабироваться по определению не могут, так как требуют большого количества ресурсов.

В результате создаваемые в рамках модных трендов технологии превращаются в «бумажных журавликов», а решающие реальные проблемы заказчиков сервисы пока еще не могут продемонстрировать чудеса быстрого роста и привлечь внимание инвесторов. Но обязательно привлекут. Потому что только они и могут это сделать. Путь к инвестору лежит через сердце заказчика, через удовлетворение его реальных, а не выдуманных потребностей, через создание добавленной стоимости. И обойти эту логику практически невозможно. У тех, кто попытался «перескочить», есть только один шанс на успех: сделать шаг назад, повернуться лицом к клиенту и отказаться на время от инвестиционных амбиций, потратив ресурсы и время на развитие сервисной составляющей.

У SaaS сегмента есть все шансы стать локомотивом в развитии российской IT-отрасли, но для этого ему придется начать свой путь практически с самого начала.

 


 



 
 
С пожеланиями успехов,
Михаил Кузьмин
 

В избранное