На вопросы ответил директор по маркетингу компании DIRECTUM
Василий Бабинцев.
В чем заключается его специфика, структура, текущие
тенденции Российского рынка систем электронного документооборота?
Рынок переходит к этапу настоящего взросления. Эксперты и вендоры
формируют в профессиональном сообществе пул знаний об ECM, учат и
пропагандируют в среде основных потребителей, обеспечивают понимание
потребностей. На рынке присутствует около полутора десятков ECM-решений, но
доминируют нескольких ключевых игроков, которые должны приложить максимум
усилий для передачи накопленных знаний широкому кругу интересующихся людей.
Тенденциями, как в России, так и на Западе, становятся идеи
социализации и геймификации, облачных технологий, мобильных решений, работы с
большими данными. Может, пока потребность во всех новинках не так остро
ощущается российскими заказчиками (зрелость отечественного и западного
ECM-рынков разная), тем не менее, движение в этих направлениях уже идет. Часть
трендов воплощается в жизнь, часть рассматривается в отдаленной перспективе.
Задача же вендоров-визионеров – очерчивать горизонты развития потребителей.
Кроме того, непосредственно российской тенденцией становится
сегодня активное присутствие на ECM-рынке государства, как крупного заказчика и
как регулятора.
Необходимо ли разделять рынок СЭД и ЕСМ или они все
больше сливаются?
СЭД – это корпоративная информационная система, построенная
на базе ECM-платформы (или на платформе, использующей принципы ECM),
настроенная под потребности предприятия и вобравшая в себя часть необходимого
для компании-потребителя функционала. СЭД является «штучным продуктом»,
внедренном на конкретном предприятии. Если касаться ECM, то это не столько
система управления контентом, сколько целая область знаний, концепция управления
информацией и ведения бизнеса.
Поэтому разделять рынок с позиции двух разных понятий с
практической точки зрения очень сложно. Однако ведущие игроки рынка
позиционируют свои системы именно как ECM-продукты, и здесь, в круге лидеров,
сравнение решений становится уже логичным и оправданным.
В чем по вашему мнению причины сохранения смешанного
документооборота?
Как бы нам ни хотелось, бумажный документооборот не может
сейчас быть полностью вытеснен электронным документооборотом как по
объективным, так и по субъективным причинам. К объективным относится
законодательство, которое до сих пор обязывает хранить ряд документов в
бумажном виде (например, связанные с кадрами). Среди субъективных причин работы
с бумажными документами самая основная – психологическая – это привычка. Сложно
перескочить на «новые электронные рельсы», когда большую часть сознательной
жизни ты работал с бумагой. И воспитание аудитории, распространение знаний в
сфере ECM очень важно для минимизации влияния субъективных причин.
Такая работа проводится, и оценка ее результатов потребует
определенного времени. Законодательство уже меняется, следуя за
технологическими веяниями. В 2011 году был актуализирован Федеральный Закон «Об
электронной подписи», появился приказ Минфина «Об утверждении порядка
выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи».
В рамках Федеральной программы происходит развитие СМЭВ, предоставление
госуслуг в электронном виде.
Развитие есть, пусть пока не такое быстрое, как хотелось бы.
Здесь важна динамика изменений, курс на повышение общей прозрачности,
открытости, понятности новых принципов работы.
Есть ли преимущества у отечественных платформ и систем на
их основе по сравнению с западными разработчиками?
Основные преимущества – понимание отечественными вендорами
потребностей российского бизнеса, наличие нужного базового функционала,
возможности гибкой настройки платформ и при этом относительно низкие цены
внедрения, содержания и развития наших систем.
Внедрение ECM-системы требует от компании-потребителя
перестройки и оптимизации бизнес-процессов, и это болезненный процесс.
Отечественные решения позволяют действовать плавно, с учетом специфики ведения
бизнеса, зрелости сотрудников, приоритетов. Прикладная разработка и адаптация
системы на российской платформе проходит быстрее и обходится дешевле, чем в
случае с «затачиванием» под конкретные бизнес-цели западного продукта.
Говоря об изменениях сценариев использования системы
заказчиками, что бы вы отметили в первую очередь?
Конечно, это выход СЭД за пределы только внутрифирменного
документооборота. Теми или иными элементами ECM-инфраструктуры пользуются
практически все офисные работники. Также система позволяет обращаться к
корпоративному контенту вне офиса и выстраивать сквозное межкорпоративное
взаимодействие.
Появляется спрос на мобильные решения, на специальные
наработки по социализации и геймификации. Тренды, особенно заметные на Западе,
и в нашей стране постепенно созревают и выкристаллизовываются. Заказчикам
важно, чтобы система была простой и понятной в использовании, давала
возможность быстро обучиться и включиться в бизнес-процесс с самого старта
работы. Отсюда и повышенные требования к интерфейсу, который должен быть с
одной стороны простым, а с другой – подстраиваемым к выполняемым функциям
разных сотрудников.
Также важно, чтобы система обеспечивала возможность быстрого
наращивания мощности, предоставляла механизмы интеграции с другими корпоративными
системами (ERP, CPM, CRM, BPM и т.д.) и даже обмена данными с другими
компаниями.
Все большее вовлечение сотрудников к работе в системе
автоматически порождает увеличение и усложнение сценариев работы с
ECM-окружением, поэтому у крупных заказчиков формируется потребность в
адаптивном кейс-менеджменте, именно применительно к инструментарию ECM.
Для участия в каких бизнес-процессах, по вашей практике,
происходит внедрение мобильных решений?
Мобильные ECM-решения востребованы разными профилями
сотрудников.
Например, топ-менеджерами. Основные задачи, которые
руководители решаются за счет мобильного доступа к корпоративной информации, –
это просмотр, согласование и утверждение документов, активное чтение,
ознакомление с отчетами. Такие функции удобно выполнять, например, с планшета в
специализированном интерфейсе.
Удаленный доступ в систему может потребоваться также рядовым
специалистам, часто бывающим в командировках или работающим вне офиса, которым
нужно пользоваться всем функционалом ECM, то есть не только просматривать, но и
редактировать документы, стартовать и выполнять задачи, работать со
справочникам и иными сущностями. Им оптимально использовать ноутбук как
основной гаджет. На ноутбуке удобно использовать «тонкий» веб-клиент с
поддержкой основных сценариев работы и без потери мобильности.
Стоит всегда помнить и взвешивать причины, побуждающие
сотрудников работать удаленно, и применять адекватные технологии, максимально
отвечающие потребностям, удерживая себя от гонки за «маркетинговыми фишками».
Какие рекомендации вы бы дали представителям предприятий
на ближайшее будущее?
В нашей долгосрочной стратегии Extra ECM мы проводим
развитие наших решений по четырем основным направлениям, которые считаем
наиболее инновационными, и в то же время целесообразными и востребованными.
Именно на эти направления мы рекомендуем обратить внимание клиентам.
Межкорпоративное взаимодействие и обмен юридически-значимыми документами (Extra
Corporation), развитие вариантов доступа к системе и интеграционных механизмов
(Extra Access), расширение спектра решаемых бизнес-задач за пределами
классического делопроизводства (Extra Business Task), упрощение работы
пользователей, социализация и геймификация (Extra User). А также мы уделяем
особое внимание развитию ECM-платформы (Platform), работая над
масштабируемостью, удаленной работой и интеграционными механизмами.
О том, как выстроить стратегию управления информацией (EIM)
на предприятии в современных условиях я говорил на недавно прошедшем вебинаре
DOCFLOW. Мы разбирали вопросы:
∙ выбора правильного пути развития корпоративной
автоматизации в сложном окружении;
∙ определения взвешенных критериев подсчета
эффекта в рамках конкретных систем и на уровне их взаимодействия;
∙ совмещения целей развития единой
ИТ-инфраструктуры, решения стратегических задач бизнеса и вовлечения
сотрудников.
От редакции: мы не могли не разместить этот выразительный пост. Пятнично-масленничное веселье и предвкушение весны, видимо действуют. Чего и вам желаем! :) Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Лексика, орфография и пунктуация автора ibigdan сохранены. Впечатлительным советуем не читать и не смотреть. Пост не является рекламным.
Недавно ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) по заказу компании Fellowes провел исследование о работе сотрудников компаний с конфиденциальными документами. Результаты получились презанятнейшие:
… 75% сотрудников крайне безответственно относятся к работе с документами и со спокойной душой отправляют в мусорную корзину бумаги, содержащие конфиденциальную информацию. Среди документов, которые россияне ежедневно выбрасывают, не уничтожая должным образом, – как рабочие документы (договоры, счета, распечатанные электронные письма, бюджеты и планы), так и личные бумаги, содержащие персональные данные (выписки с банковских счетов, копии паспорта, медицинские справки и многое другое). Если такие документы попадут в чужие руки, они способны вызвать сложности самого разного характера – от раскрытия коммерческой тайны до распространения личной информации, которая не предназначалась для окружающих.
Интересно, что по федеральному закону (№152-ФЗ «О персональных данных»), отгребать за неправильное уничтожение документов и утечку личных данных сотрудников должен в первую очередь работодатель.
Короче, непорядок, господа. Надо что-то делать. Чтобы ни одна бумажка не попала в чужие руки. И поэтому – объявляем конкурс на звание лучшего уничтожителя потенциально опасных бумаг.
Достоинства: ласковый, теплокровный, пушистый. Преданно смотрит в глаза, поедая копию паспорта, и еще более преданно – догоняясь зарплатной ведомостью. Самого Епифана можно съесть на новогоднем корпоративе, а вместо него купить Евстахия – и так каждый год.
Недостатки: животное. Причем очень громкое животное. А еще он гадит мимо унитаза. Хотя это все мужики так делают.
Достоинтва: быстро измельчат не только всю бумагу в офисе, но также ваше начальство, сотрудников и уборщицу. Ту самую, которая позарилась на секретную информацию в вашей мусорке.
Недостатки: их не существует. В смысле черепашек. Ну, в реальном мире.
Достоинства: «вжик», – сказала пила, «ого», – сказали мужики. Измельчает все что угодно, причем не хуже черепашек-ниндзя. Жрет электричество, а потому не гадит. Существует в реальности.
Недостатки: у вас его все еще нет.
Голосовалку мы даже ставить не будем, ведь победитель конкурса и без нее понятен. (Для сомневающихся: это шредер. Да-да, не козел и не безымянный гражданин, а именно шредер, и именно Fellowes. Как на видео, короче :)