Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии



Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
2014-04-27 22:00 Изюминки

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Церковь Сан Франческо в городе Луле. Изразцовое панно 18 века.

Изразцы можно увидеть в Португалии повсюду: на улицах и в домах, в столице и в горной деревушке, на севере и на юге страны. Они украшают храмы и королевские дворцы, вокзалы и станции метро, городские дома и сельские жилища, фонтаны и источники, павильоны и мосты, скамьи, лестницы и вестибюли, изразцами выкладывают названия улиц и вывески. Вы увидите азулежуш на полах
и на стенах, на потолках и на церковных сводах, на дне бассейнов и каналов, иногда они покрывают здание целиком, иной раз сверкают на стене, как маленький синий глазок.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Панно второй половины 18 века на стене церкви в Альбуфейре

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Церковь Санта Анна в Альбуфейре. Вторая половина 18 века.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Изразцовое панно на церкви Санта Анна в Альбуфейре.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Площадь в горной деревне Куеренца, провинция Алгарве.

Конечно, среди бесчисленных португальских изразцов встречаются не только синие, но все же кобальт на белом фоне преобладает. И трудно представить себе цвета, более всего походящие к природе Португалии, чем насыщенный синий и белый. Синее, большую часть года безоблачное, небо, синий, с белыми гребнями волн, океан, белоснежные фасады и стены – что лучше дополнит и одухотворит эту картину, чем синее изразцовое панно, будь то многофигурная композиция, сложенная из сотни фрагментов, или единственная плитка над входной дверью?

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Церковь в городе Олау.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Изразцовая вывеска в Албуфейре.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Источник в горной деревне Алте.

Любопытно, что азулежуш, которые справедливо считают оригинальным вкладом Португалии в мировое искусство, возникли и долгое время развивались благодаря заимствованиям. Обычай украшать здания изразцами принесли на Пиренейский полуостров в 8 столетии мавры. Португальский изразцовый декор долго сохранял некоторую, с точки зрения европейского вкуса, восточную чрезмерность.

Само слово «азулежу» (множественное число «азулежуш» – Azulejo, Azulejos) происходит от арабского «аззуляйж» – «полированный камешек», плитка. После изгнания мавров из Испании и Португалии традиция сохранилась.

Самые старые азулежу в Португалии датируются 15 столетием. Изразцы производились в основном в Севилье, и после того как в 1503 году король Мануэл Первый посетил этот город и пришёл в восторг от цветных плиток, их начали активно ввозить в Португалию.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Традиционный мавританский изразец. Гранада, дворец Альгамбра.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Севильские рельефные изразцы 16 века. Лагуш, городской музей.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Азулежуш 16-17 веков. Лагуш, городской музей.

Севильские изразцы начала 16 века, которые можно увидеть сегодня в музеях, в том числе в Национальном музее азулезуш в Лиссабоне, и очень редко – во дворцах и храмах, были орнаментальными, с рельефной поверхностью. Рельеф был необходим, чтобы предотвратить, при нанесении рисунка и обжиге, смешивание
красок, изготовленных на водной основе. На сырую глину наносили бороздки, которые заполняли смесью льняного масла с марганцем. Благодаря таким «преградам» краска не разливалась по поверхности плитки.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Фрагменты экспозиции азулежуш 17 века. Лагуш, городской музей.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Экспозиция музея сакрального искусства в Альбуфейре.
Азулежуш 17 века из разрушеной землетрясением церкви Богоматери.

Во второй половине 16 века португальцы распрощались с рельефными азулежуш: итальянские, испанские и фламандские мастера начали поставлять в Португалию изразцы, выполненные в технике майолики.

На покрытой глазурью плитке можно было писать кистью всё, что угодно, насыщенные жизнерадостные цвета – жёлтый, зелёный, синий, белый, фиолетовый – не смешивались, тонкие изящные линии рисунка сохранялись при обжиге. Чисто орнаментальные изразцовые «ковры» из одинаковых плиток потеснились, уступив место сюжетным панно. Каждая плитка такого панно была уникальна, а соединённые вместе они составляли, подобно паззлу, сложные многофигурные композиции: это были сцены из Библии и античных мифов, аллегории, изображения событий португальской истории и морских баталий, картины охоты и праздников, замки, пейзажи, цветочные вазы в окружении птиц и ангелочков-путти, экзотические животные.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Церковь Богоматери в горной деревне Алте.
Редкие севильские изразцы 16 века в капелле Сан Себастио.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Церковь Богоматери в горной деревне Алте. Азулежуш первой половины 18 века
в алтарной части были восстановлены после землетрясения 1755 года.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Церковь Богоматери в горной деревне Алте.
Церковная кафедра выложена азулежуш.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Капелла Кафедрального собора в городе Фару.
Традиционные изразцовые орнаменты напоминают драгоценную ткань.

В дворцовых покоях и садах азулежуш создавали ощущение земного рая, в храмах сюжетные панно заменяли фрески, а изысканные ковровые узоры из плиток в алтарной части были подобны драгоценным восточным тканям, то тяжёлым и роскошным, то нежным и тонким. Жилые дома украшали небольшие изразцы
голландского типа, так называемые «фигура авулса» (отдельная фигура), с одним мотивом – обычно это цветок, птица, мельница, пейзаж, бытовая сценка, но чаще всего плывущая по морю каравелла, ведь португальцы – народ мореплавателей!

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Церковь Сан Франческо в Луле.
Изразцовые панно второй половины 18 века.

Во второй половине 17 столетия многоцветная плитка уступила место сине-белой – мода на двухцветную майолику пришла из голландского Делфта, хотя не обошлось без влияния голубого китайского фарфора, который привозили на родину португальские торговцы.

Азулежуш начали, наконец, изготовлять в самой Португалии: к середине столетия в Лиссабоне, Коимбре, Порту появились керамические мастерские, импорт изразцов (в основном из Голландии) постепенно сократился.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Интерьер церкви Мизерикордиа в Тавире с изразцовыми панно второй половины 18 века. На 18-ти панно изображены восемнадцать милосердных дел.

Истинный расцвет азулежуш пришёлся на эпоху португальского барокко – 18 век. Изразцовые панно стали более цельными, португальские мастера обрели собственный почерк, научились сопрягать керамическую отделку с архитектурой, и если некоторые более ранние произведения справедливо упрекают в избыточности, в первой половине 18 столетия азулежуш стали подлинным искусством. Более того – изразцовые картины оттеснили в Португалии монументальную живопись.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Церковь Сан Лоуренсо де Матос в Алмансиле. Вид с запада.

Один из самых совершенных ансамблей той эпохи находится вовсе не в столице, а в глубинке на юге страны, в селении Алмансил близ города Фару. Изразцовое убранство построенного в 1730 году храма Сан Лоуренсо де Матос – работа потомственного мастера азулежуш Поликарпо де Оливейру Бернардеша.

Церковь Сан Лоуренсо часто называют «голубым чудом Португалии». Белый, словно бесплотный, храм с голубыми вставками азулежуш стоит на холме, его силуэт чётко рисуется на фоне неба. Белое – на голубом, голубое – на белом.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Церковь Сан Лоуренсо де Матос в Алмансиле. Вид с запада.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Панно с изображением Сан Лоуренсо.

В интерьере бело-голубые изразцы, повествующие о жизни Сан Лоуренсо, сплошь покрывают стены, арки, пилястры, своды, даже купол! Кажется, что небо спустилось на землю, а золотой алтарь сияет, как солнце в небесной лазури.

Храм Сан Лоуренсо уникален: обычно азулежуш, хотя играют важную роль в отделке интерьера, не покрывают полностью всю поверхность стен и потолка. Исследователи до сих пор не могут с уверенность сказать, где были изготовлены великолепные изразцы Сан Лоуренсо – в самой Португалии, Италии или Голландии.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Интерьер церкви Сан Лоуренсо

Храму Сан Лоуренсо повезло – он уцелел во время Великого Лиссабонского землетрясения 1755 года, надвое расколовшего 18 столетие в истории Португалии. Хотя катастрофическое замлетрясение называется лиссабонским, оно принесло разрушение и горе не только столице, но, в той или иной степени, всей стране. Более 400 церквей и дворцов, не говоря уже о жилых домах, было уничтожено
подземными толчками, последовавшими за ними цунами и пожарами. Символично, что о том, как выглядел Лиссабон незадолго до землетрясения, мы знаем благодаря азулежуш: в Национальном музее азулежуш хранится грандиозное панно длиной 23 метра, состоящее из 1300 плиток, на котором запечатлён Лиссабон в 1738 году.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Голубые азулежуш в церкви Сан Лоуренсо.

Среди бесчисленных потерь португальской культуры были и азулежуш. Сохранившихся после землетрясения, более или менее умело восстановленных кармических панно насчитывается не так много. Любители азулежуш специально приезжают в какой-нибудь отдалённый уголок станы, чтобы полюбоваться редкими изразцами. В путеводителях всегда отмечается, где можно увидеть старинные
азулежуш. Попытки собрать рассыпавшиеся «паззлы» иногда заканчивались курьёзно: фрагменты перепутывались, к телу овечки могла быть приставлена голова поросёнка, к голове пастуха – голова овечки.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Розовые азулежуш в Сильвеше.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Дом в Альбуфейре.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Зелёная дверь на зелёной стене в Сильвеше.

Вторая половина блестящего и несчастливого 18 столетия – время строительства и восстановления, время легендарного маркиза де Помбала, который, став фактическим правителем бедствующей страны, выстроил на развалинах новый Лиссабон. Стиль архитектуры, названный в честь маркиза «помбалино», никак не мог обойтись без азулежуш. По инициативе маркиза де Помбала открываются королевские керамические фабрики, начинается массовое производство изразцов, они дешевеют, становятся доступным отделочным материалом.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Весёлые изразцовые стены в Тавире.

Многие новые постройки в стиле помбалино сверху донизу покрыты многоцветным изразцовым нарядом. Эти плитки менее изысканны, чем в пору расцвета азулежуш, но их праздничная декоративность обогащает даже самую незатейливую архитектуру.

В солнечный день, когда изразцовые стены, отражая свет, словно растворяются в воздухе, а насыщенные краски соперничают яркостью с небом, думаешь –
почему изразцы так мало используются в архитектуре других стран? Ведь кроме того, что они красивы, у плиточного покрытия есть и чисто практические полезные свойства – летом оно хранит прохладу, зимой защищает здания от сырости.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Характерное изображение каравеллы на стене дома в Тавире.

После землетрясения азулезуш стали служить оберегами: вошло в обычай помещать небольшие трогательные панно с изображениями святых на стенах домов – люди верили, что это защитит их жилища от стихийных бедствий.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Изразцовое панно «Дельфины» в Альбуфейре.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Изразцовое панно в Альбуфейре.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии
Улочка в горной деревне Алте. Над дверью изразец в голландском стиле.

Конечно, фабричные изразцы, выполненные по трафарету, во многом утратили очарование вручную сделанной уникальной вещи. Можно услышать, что в 19 веке, а уж тем более в 20-м, азулежуш потеряли право назваться искусством. Но это не так: азулежуш по сей день остаются в Португалии развивающимся творчеством.

Все жители страны – хозяин деревенского домика, который на свой вкус украшает
цветными плитками родные стены, горожанин, который с пониманием дела выбирает яркую плитку для балкона или кухни, художник, создающий монументальное панно на станции лиссабонского метро – на свой лад продолжают историю этого поистине народного, жизнерадостного искусства.

Изразцы Азулежуш: Голубое чудо Португалии



Женская красота глазами жителей племени Kayan
2014-04-27 21:58 Изюминки

Женская красота глазами жителей племени Kayan

С давних пор люди привыкли придерживаться традиций: наряжать ёлку на Новый год, печь куличи на Пасху и бросать свадебный букет в толпу, определяя следующую невесту. Но есть такие обычаи, которые вызывают у непросвещённых людей лишь недоумение. Например, украшать шею кольцами, как это делают женщины племени Kayan из Мьянмы.

Женская красота глазами жителей племени Kayan

Женская красота глазами жителей племени Kayan

Женская красота глазами жителей племени Kayan

Женская красота глазами жителей племени Kayan

Женская красота глазами жителей племени Kayan

Делается это для того, чтобы максимально вытянуть шею, сделав её похожей на лебединую. Причём кольца начинают примерять на девочек, начиная с пятилетнего возраста. Сначала на ребёнка надевается 6 колец, затем каждый год родители добавляют по одному кольцу, постепенно вытягивая шею. Кстати, медики убедились, что сам позвоночник практически не деформируется во время ношения подобного ожерелья. Длинную шею обеспечивает вдавленная с детства ключица.

Женская красота глазами жителей племени Kayan

Женская красота глазами жителей племени Kayan

Женская красота глазами жителей племени Kayan

Женская красота глазами жителей племени Kayan

В результате женщины племени Kayan носят кольца на шее каждый день до самой смерти, считая, что это красиво, и такое украшение позволит им удачно выйти замуж, ведь представители Kayan таким образом привлекают женихов из других деревень. Правда, сегодня всё больше женщин из племени отказываются носить подобные украшения, а те, кому родители успели надеть кольца на шею в детстве, снимают их под наблюдением врача.



Уникальные цветочные композиции
2014-04-27 21:56 Изюминки

Уникальные цветочные композиции

Фантазия дизайнеров не имеет границ. То они изменяют посуду до неузнаваемости, то создают новые модели мебели, то рисуют на стенах фантастические коллажи… У каждой творческой личности свой вкус, почерк, видение красоты. К примеру, Rebecca Louise Law очень любит цветы. Она уже на протяжении 17 лет украшает ими выставки, музеи, учебные учреждения и частные резиденции.

Уникальные цветочные композиции

Уникальные цветочные композиции

Уникальные цветочные композиции

К каждому проекту Rebecca Louise Law подходит строго индивидуально. В её портфолио не встретишь ни одной похожей работы, ни одной одинаковой композиции, несмотря на то, что дизайнер за время своей практики создала более тысячи цветочных композиций. Чаще всего это были подвешенные за леску букеты, свешивающиеся головками вниз или цветочные столбы, украшающие мраморные залы.

Уникальные цветочные композиции

Уникальные цветочные композиции

Уникальные цветочные композиции

Сама автор признаётся, что пытается посредством своего творчества максимально сблизить человека с природой. Показать, что простые полевые цветы могут быть гораздо красивее, чем самый изысканный светильник или гипсовая лепнина на потолке. Причём дизайнер использует в своём творчестве такие цветы, которые даже в высушенном состоянии будут выглядеть изысканно, и композиция со временем не потеряет своей красочности.

Уникальные цветочные композиции

Уникальные цветочные композиции



«1:1»: коллекция мебели, сделанной по образу кукольной
2014-04-27 21:54 Изюминки

«1:1»: коллекция мебели, сделанной по образу кукольной

Ощутить себя внутри кукольного домика можно благодаря коллекции мебели «1:1», созданной словацким дизайнером в рамках дипломного проекта. Копии дивана, комода, светильника, посуды и предметов декора были сняты при помощи 3D сканера, а затем отпечатаны с увеличением размера.

«1:1»: коллекция мебели, сделанной по образу кукольной

«1:1»: коллекция мебели, сделанной по образу кукольной

Дизайнер Silva Lovasová решила не добиваться безупречной гладкости изделий, а сохранить получившуюся поверхность со всеми неровностями, чтобы подчеркнуть использование цифровых технологий при производстве.

«1:1»: коллекция мебели, сделанной по образу кукольной

«1:1»: коллекция мебели, сделанной по образу кукольной

Материалом для мебели, отпечатанной на 3D принтере, послужил экструдированный пенополистирол, чайный сервиз выполнен из тонкого фарфора, а торшер – из эпоксидной смолы.



В избранное