Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

21 апреля в истории России



21 апреля в истории России
2021-04-21 11:10 Редакция ПО

1728 год. Верховный тайный совет, управлявший Россией при малолетнем государе Петре II, отменил все указы Петра I по плановой застройке Москвы и дозволил «в Кремле, Китае и Белом городе строить каменное и деревянное, кто какое строение похочет...».

1770 год. В ходе Архипелагской экспедиции (1769–1774) русского флота десантный отряд (300 чел. и осадная артиллерия) под командованием И. Ганнибала с эскадрой (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г.А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

1780 год. В г. Иванове вступила в строй ситцепечатная и красильная фабрика Прасковьи Битовой. Ныне АО «Красная Талка» – одно из старейших предприятий текстильной отрасли России.

1910 год. В Москве открылась Марфо-Мариинская обитель – московский женский монастырь Русской православной церкви с особым укладом жизни. Обитель была основана великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. После смерти мужа, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, она отреклась от светской жизни и продала свои драгоценности, отдав часть из них в казну и родственникам. Вырученные средства пошли на создание Марфо-Мариинской обители.

1918 год. Советское правительство Украины эвакуировалось из Таганрога в Москву.

1926 год. Образование Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики.

1931 год. Выпущен первый экскаватор «Ковровец» на Ковровском экскаваторном заводе (Владимирская область).

1932 год. Решением Советского правительства был создан новый флот – Морские силы Дальнего Востока. В январе 1935 г. они были переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ). Первые части формировались из малых кораблей – остатков Владивостокского отряда и из переоборудованных в боевые корабли торговых и промысловых судов. Несколько кораблей были переведены морем с других флотов, а катера и малые подводные лодки перевезены по железной дороге. Также в числе первых соединений формировались бригады подводных лодок, создавалась морская авиация, береговая оборона.

1942 год. Великая Отечественная война. Ввиду наступления тёплой погоды, прекратилось движение в блокированный Ленинград по ледовой трассе («Дорога жизни») на Ладожском озере.

1945 год. в ходе проведения Берлинской операции части 1-го Белорусского фронта (маршал Г.К. Жуков) вышли на окраины Берлина.

1946 год. После длительного перерыва вновь начинается богослужение в Троице-Сергиевой лавре – крупнейшем мужском монастыре Русской православной церкви.

1951 год. Создан Национальный Олимпийский комитет СССР – руководящий орган олимпийского движения в стране.

1954 год. Вступление СССР в ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), став её официальным членом. С декабря 1991 г. Россия заняла место СССР в ЮНЕСКО как «государство-правопреемник». В состав ЮНЕСКО официально входит 195 государств.

1955 год. Организована научно-исследовательская станция «Северный полюс-5» под руководством Н.А. Волкова и А.Л. Соколова.

1964 год. Начался поход атомной подводной лодки К-27 Северного флота (командир капитан 1 ранга И.И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики – первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12425 миль. Задача похода – испытание субмарины на предельных режимах для выявления её возможностей, проверка систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания.

1967 год. Постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера».

2000 год. Госдума России ратифицировала договор о полном прекращении ядерных испытаний.



Госдума запретила чиновникам иметь второе гражданство
2021-04-21 11:13 Редакция ПО

Госдума приняла законы о запрете для государственных и муниципальных служащих иметь второе гражданство или вид на жительство за рубежом. Основной проект с поправками в два десятка законов внес президент Владимир Путин в развитие норм Конституции.

По закону наличие иностранного гражданства, подданства или ВНЖ станет препятствием для работы на должностях в муниципальных и федеральных органах власти.

Источник: https://ria.ru/20210420/grazhdanstvo-1729089279.html



Десять на десять. МИД России объявил США об ответных мерах: из страны высылаюь 10 американских дипломатов
2021-04-21 11:24 Редакция ПО

Всё это – да ещё в такой короткий срок – действительно создаёт впечатление хаоса. Впрочем, некоторая ясность наступит, если принять во внимание два обстоятельства. Во-первых, мы присутствуем при окончательном демонтаже отношений Москвы и Вашингтона в том виде, как они существовали на протяжении длительного времени – нескольких десятилетий. Во-вторых, большинство действий международных игроков диктуются сложным внутренним состоянием их государств и обществ, ответ на эти вызовы является для всех первоочередной задачей. А внешняя политика осуществляется либо по остаточному принципу, либо, если речь идёт о крупных державах, которые не могут самоустраниться с арены, находится под большим воздействием внутренних задач, является инструментом их решения.

Начнём с первого. С конца сороковых годов прошлого века Москва и Вашингтон были друг для друга, без сомнения, главными собеседниками. Беседа носила конфронтационный характер, но составляла стержень мировой политики. Её центральность определялась военно-политическими возможностями сторон и паритетом этих возможностей. За годы холодной войны была выработана система стабилизации и рационализации противостояния, работавшая достаточно эффективно. С начала девяностых годов паритет исчез по большинству параметров, за исключением ядерной мощи. Но её хватало для того, чтобы поддерживать основные элементы прежних отношений. И сущностные, и ритуальные.

К достижениям конца ХХ – начала XXI века можно отнести резкое повышение уровня взаимной открытости и активизацию политических и гуманитарных контактов, которая, однако, не привела к изменению природы отношений. Они оставались конкурентными с поправкой на резко изменившееся соотношение сил и возможностей. А с нарастанием противоречий открытость из достоинства быстро начала превращаться в недостаток.

Не будем здесь вдаваться в анализ, что пошло не так и могло ли вообще пойти иначе. Сегодня Россия и США воспринимают друг друга не как значимых партнёров, пусть и по конфронтационному взаимодействию, а как крайне неприятную помеху в реализации собственных стратегий.

Во время прошлой холодной войны между Советским Союзом и Соединёнными Штатами присутствовало своеобразное взаимное уважение, признание идейно-политической легитимности друг друга. Сейчас этого нет. Обе стороны видят противоположную как движущуюся по пути упадка. И не имеющую ни морального, ни политического права вести себя так, как она это делает. Так что идти на серьёзное обсуждение взаимных интересов даже в узкой сфере нецелесообразно.

Второй фактор – динамика внутренних изменений. Степень неуверенности в себе и своём будущем повсеместно очень высока. Это вполне понятно с учётом хаотического развития всей мировой системы. Выверенный и понятный курс развития отсутствует везде, политика ситуативна и импульсивна. Следовательно, нервозна. Мир намного более взаимосвязан, чем в годы прежней холодной войны, поэтому нервозность быстро передаётся всем. В результате поведение каждого диктуется очень узким пониманием самосохранения. Не в общем контексте, как в период страха, что холодная война перерастёт в горячую, а в плане поддержания способности к самоконтролю и стабильности внутри. Неуверенность заставляет ставить внешнеполитические действия в зависимость от внутренних, общая цель – как-то рассеять эту неуверенность. Внешняя реакция в учёт не принимается.

На ситуации между Вашингтоном и Москвой всё это сказывается непосредственным образом. Они превращаются в набор шагов, интерпретация которых гуляет в широком диапазоне. Выступление Джозефа Байдена по России в прошлый четверг американские толкователи представляют как акт конструктивный. Байден, объясняют они, не мог оставить незаконченными дела предшествующего периода, он должен был закрыть гештальт и наказать Россию за то, что она делала до последнего времени. Теперь же, когда это случилось, он предлагает начать с новой страницы. Впрочем, одновременно выпускает указ, согласно которому процедура дальнейшего введения санкций существенно упрощается, чтобы времени не терять и сил не тратить. Что, естественно, воспринимается в Москве как сигнал: на новой странице написано будет то же самое, только ещё более убористо и густо. Как бы то ни было, ответные меры России в США называют эскалацией: это не ответ, а новый раунд.

Фактическое указание на то, что американский посол является нежелательным лицом, даже облечённое в форму рекомендации самому уехать проконсультироваться, конечно, выражение решительного неудовольствия. Дальнейшее ограничение возможностей работы дипломатов – и количественное, и качественное – тоже отражает состояние дел, вполне соответствующее ситуации холодной войны. Если политические связи свелись к нулю, а экономические никогда и не были особенно прочными, чем заниматься такому большому числу людей в посольствах?

Тем более что их попытки выполнять миссию представителей своего государства для людей (обществ) страны пребывания вызывают теперь крайне острые подозрения, как стремление на что-то неправомерно повлиять (это совершенно одинаково и в Америке для наших дипломатов, и в России – для американских). Так что дипломатические меры – слепок с политической атмосферы.

В этом контексте странно выглядят журналистские и экспертные гадания насчёт того, состоится ли всё-таки предложенный Байденом саммит. Такое впечатление, что для многих саммит – какая-то магия, демиурги встретились – и случилось чудо. Даже в более упорядоченные времена встреча в верхах требовала большой подготовки и проводилась тогда, когда она могла дать какой-то конкретный результат. Между Россией и США сейчас практически не осталось никакой повестки, кроме того, что называют красивым словом «деконфликтинг» (Сирия, Украина) и чем должны заниматься военные. Они и занимаются. Даже палочка-выручалочка в виде стратегической стабильности зависла в воздухе – прежняя модель ушла, а чтобы появилась новая, нужна очень серьёзная работа интеллектуального характера, то есть совместная выработка новой схемы, которая учитывала бы все новые международные и технологические обстоятельства. А чтобы эту работу вести, нужен энтузиазм и хотя бы базовое доверие. Ни того, ни другого не наблюдается. А саммиты, на котором смотрят в глаза собеседнику, чтобы разглядеть тайные помыслы, мы уже наблюдали. Из этого никогда ничего толкового не выходит. Тем более что нынешним президентам России и США знакомиться не нужно – они давно знают друг друга.

Концептуальную рамку отношений до сих пор задавали Соединённые Штаты, она выражается в формуле того же Байдена «идти и жевать жвачку одновременно». То есть работа с русскими над тем, что нужно США, а в других сферах – сдерживание либо игнорирование. Вашингтон исходит из того, что для любой страны ценность взаимодействия с Америкой превосходит всё остальное. Поэтому какие бы условия и ограничения ни накладывала на контрагента американская сторона, он продолжит работать с ними там, где Соединённые Штаты предложат это делать. То есть Америка как «незаменимая держава» в формулировке Мадлен Олбрайт 1990-х годов. В целом так и было до сих пор. Теперь перед Россией стоит принципиальный вопрос – принимать ли далее такой формат «избирательного взаимодействия» (а он, естественно, не Байденом изобретён, действует практически весь постсоветский период) либо от него отказаться. Текущее состояние отношений свидетельствует о том, что такой путь в нашем случае является тупиковым.

Помимо соображений престижа и самоуважения есть и ещё одно обстоятельство. На протяжении длительного времени заявка Соединённых Штатов на такой тип отношений могла быть оправдана тем, что США действительно оказывали определяющее воздействие на всю международную систему. Сейчас американское лидерство – и политическое, и, главное, морально-этическое – переживает кризис, экономические успехи Китая производят более сильное впечатление, чем американские.

Понятно, что Вашингтон имеет существенную фору в технологической сфере и фактически монополию в финансовой. Однако использование американцами этих преимуществ всё больше имеет характер сдерживания и наказания конкурентов, и не только геополитических, но и коммерческих. Поэтому на репутацию влияет, скорее, негативно, стимулируя поиск способов обойти американские препоны.

Российско-американские отношения пребывают в глубоком кризисе, причины которого можно искать в конкретных действиях визави. Но истоки проблем не в этом. Прежняя модель отношений была порождением холодной войны, в затухающем режиме она сохранялась три десятилетия по её окончании. Реанимация духа холодной войны сегодня не означает возвращения её «буквы». Мир совсем другой, и структура отношений несравнима с тогдашней, хотя содержит некоторые элементы прошлого. Попытки воссоздать прежнюю схему «свободный мир» против «агрессивных тираний», которые сейчас предпринимает администрация Байдена, обречены на провал, потому что в прежнем кристаллизованном виде нет ни того, ни другого. В некоторой степени Вашингтону стоит помочь – ответом на напор должна стать более тесная и продуманная кооперация России и Китая.

Тем более что в КНР ошарашены тональностью, которой Байден со товарищи решили начать свою главу отношений с Пекином. Снижение рисков ненужных столкновений и кропотливая работа над собственной устойчивостью к любым формам давления – главное направление российско-американских отношений на предстоящий период. А совместную работу стоит ограничить кругом совсем конкретных и практических вопросов, если таковые будут возникать. В какой-то момент появится запрос на новый тип отношений, но тогда о них и надо будет начинать говорить. Не раньше.

Федор Лукьянов

The Russian foreign ministry announced the US retaliatory measures: ten American diplomats are being expelled from the country

Russian-American relations have recently experienced several interesting turns that have left many commentators perplexed. Threatening warnings, a military demonstration, the announcement of the sending military vessels to the Black Sea, then the cancellation of this announcement, Biden's call to Putin with an invitation to meet, then the introduction of sanctions, however, with the words that they could be tougher, but will not be yet. Then the US president's decree on the growing Russian threat and again an invitation to talk in an address that Washington considers conciliatory…

Fyodor Lukyanov

Источник: https://globalaffairs.ru/articles/desyat-na-desyat/



В избранное