Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чемодан, вокзал, столица: почему выпускники школ массово покидают родные регионы



Чемодан, вокзал, столица: почему выпускники школ массово покидают родные регионы
2021-03-15 09:38 Редакция ПО

Обратимся к цифрам. В 2019 году Центр стратегических исследований Ульяновской области выполнил комплексную работу по анализу факторов соответствия предлагаемых образовательных услуг потребностям региона. Анкетирование выпускников показало, что более 40% выпускников планируют продолжить образование в другом субъекте Российской Федерации.

Информация из Удмуртии: в 2018 году в регионе осталось только 61,7% выпускников школ, при этом в вузы России из Удмуртии в 2019 году поступило 306 медалистов, 28 победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, 49 «стобалльников» ЕГЭ. Ну а в вузы Удмуртии за последние три года поступило всего девять 100-балльников.

Руководители системы образования Башкирии заявляют, что ежегодно республику покидают 27-28% выпускников школ. Все было бы не страшно, если бы молодой человек после окончания столичного вуза возвращался на малую родину. Но мы прекрасно понимаем, что вернутся единицы, остальные «осядут» в мегаполисах, а к ним присоединятся выпускники вузов из регионов, многие из которых, не успев получить диплом, начинают собирать чемоданы.

В результате во многих регионах, не являющихся крупными университетскими центрами, ситуация близка к катастрофической – грамотной и квалифицированной молодежи становится все меньше.

Причин отъезда выпускников школ в крупные города достаточно много, и они хорошо известны тем, кто связан с образовательной сферой. Во-первых, несомненно, притягивает крупный город с его возможностями для развития, трудоустройства, проведения досуга.

Во-вторых, зачастую абитуриент не находит в региональных университетах выбранную специальность, зато она присутствует в столичных вузах. Здесь и местные университеты нельзя осуждать – невозможно в одном, пусть даже крупном вузе, иметь необъятный перечень направлений и специальностей.

Третья причина – это чрезвычайно малое количество бюджетных мест на многие направления и специальности в региональных высших учебных заведениях. В результате возникает альтернатива – или дома на «внебюджет», или в столицу, где бюджетных мест в вузах значительно больше. И на семейном совете  с калькулятором в руках принимается решение – чем платить за обучение в местном вузе, лучше мы будем нести расходы на проживание ребенка в крупном городе и учиться в столичном вузе. Пусть не в самом «топовом», но в достаточно известном и престижном, где бюджетных мест зачастую вдоволь. А Единый госэкзамен дал возможность выпускникам из регионов достойно конкурировать за эти места со своими столичными сверстниками.

И, наконец, еще один важный фактор, играющий для многих абитуриентов и их родителей решающую роль – это престижность вуза. Дети  хотят учиться в известном вузе, чтобы их учили квалифицированные преподаватели, используя современное оборудование.

Значение этого фактора трудно переоценить. Неслучайно президент страны Владимир Путин, находясь в прошлом году в Омске, высказался на эту тему: «Выбор многих выпускников школ в регионах хорошо понимаю. Они уезжают в столицы, где и образование лучше, и жизнь интереснее. Это мы прекрасно понимаем и отдаем себе в этом отчет».

Сделать региональную жизнь интереснее, чем в столичных центрах, наверное, невозможно. Но ведь повысить качество образования в местных университетах вполне по силам федеральным и региональным властям. Да, для этого нужны средства, и вот здесь начинается, на мой взгляд, самое печальное – деньги на развитие поступают в бюджеты достаточно небольшой группы вузов. Об этом, кстати, на днях говорил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков – 19% российских вузов консолидировали успех, 81% российских вузов изучали опыт со стороны. «Консолидировали успех» – это значит, получали дополнительное финансирование как федеральные университеты, по проекту «5 – 100», по программе финансирования опорных университетов. В ближайшее время должен быть объявлен конкурс по программе «Приоритет – 2030», и с большой вероятностью можно утверждать, что победителями будут те, кто все последние годы щедро финансировался из бюджета. В результате, перефразируя известное выражение, «богатые вузы станут еще богаче, а бедные – еще беднее». Конечно, кому-то из новичков удастся отломить кусочек заветного пирога. Ради этого некоторые руководители регионов готовы делать серьезные шаги. Например, в Башкирии, ради желанной победы в «Приоритете», решили объединить два крупнейших университета, не обращая внимания на протесты преподавателей и студенчества.

Однако, думаю, новичков среди победителей окажется немного. А значит 80 процентов региональных вузов, по-прежнему, будут изучать опыт со стороны, а выпускники школ — покидать родные пенаты. Так может быть настала пора ради сохранения и развития интеллектуального потенциала регионов изменить практику финансирования университетов и «размазать средства на развитие вузов ровным слоем»?

Евгений Белый, доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ

Источник: https://zen.yandex.ru/media/infocus/chemodan-vokzal-stolica-pochemu-vypu...

 



В избранное