Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гражданская идентичность в образовании: некоторые проблемы сотрудничества с НКО



Гражданская идентичность в образовании: некоторые проблемы сотрудничества с НКО
2020-10-14 11:17 Редакция ПО

Формирование гражданской идентичности в современных образовательных учреждениях представляет собой сложный многоаспектный процесс, который не регламентирован должным образом с правовой точки зрения. Большинство авторов, исследующих процесс формирования гражданской идентичности, отмечают, что именно образование служит его ведущим социальным институтом. Основой для формирования гражданской идентичности обучающихся выступают требования ФГОС всех ступеней преемственности системы образования, а так же «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.», но пути достижения этих результатов остаются практически не регламентированными. Именно это обстоятельство позволяет некоторым общественным организациям использовать его в своих целях, в том числе с нарушением прав родителей или лиц их заменяющих.

Гражданская идентичность – это сформированная позиция личности по множеству вопросов, связанных с восприятием окружающего социума и поиском собственного места в нем. Фактически это самоотождествление человека со своим народом, с его культурными традициями и обычаями, отражающее степень его аккультурации. Это готовность разделить ответственность за общественную жизнь страны, ее статус на международной арене, осознание своих прав и обязанностей как гражданина [3]. Формирование такого рода идентичности – длительный и сложный процесс, в который вовлечено множество институтов гражданского общества, а в результатах заинтересованы государство и общество в целом.

Основной гражданской идентичности у обучающихся в образовательном процессе выступают так называемые конвенциональные ценности, которые позволяют обществу сохранять свою целостность. В число таких ценностей входит научное мировоззрение, обеспечивающее высокий уровень достоверности суждений, что так же имеет решающее значение для функционирования общественных институтов.

Существенную роль в формировании гражданской идентичности обучающихся играет развитие экологического сознания, стремления к сохранению и преумножению природных богатств, охране природы. Развитие экологического сознания невозможно без эмоциональной составляющей, реализующейся через деятельность. Общеобразовательные учреждения часто принимают помощь общественных организаций (НКО), которые реализуют экологические проекты, сочетающие воспитательную и природоохранные функции. Волонтерские акции по очистке от мусора лесопарков, сбор использованных батареек и пластика, сборка и развешивание скворечников – все это примеры успешных проектов, в которых школы выполняют организационно-информационную функцию, а общественные организации – воспитательно-идеологическую. Такие проекты обоснованы с точки зрения здравого смысла и научного подхода, решают определенные экологические задачи и нацелены на достижение немедленного практического результата сегодня и – реализуют воспитательную функцию в перспективе. Естественно, что общественные организации, предлагающие образовательным учреждениям свою помощь в экологическом воспитании обучающихся, в большинстве случаев встречают «зеленый свет». 

Но некоторые НКО, вдохновленные идеями новых религиозных движений, предлагают образовательным учреждениям, в том числе и дошкольным, проекты с псевдонаучным оккультно-мистическим содержанием.

Одной из таких программ – выращивание деревьев из семян в образовательные учреждения приходят представители общественной организации «Подари Земле Сад». Цель проекта - создать «для наших детей, для будущих поколений совершенно другие условия для жизни». Как именно и с помощью каких инструментов предлагается их изменять? Цитата из паблика, где рассказывается об этой акции «Будущее Земли зависит от тебя» «Вконтакте» позволяет понять, что предлагают представители этого НКО: «НАША ЦЕЛЬ: чтобы дети выросли Творцами, а Земля-Матушка расцвела садами и выздоровела поскорее. Осознали многие, что что-то не то сейчас происходит в мире, что куда-то не туда давно идёт человечество, что в основном только разрушаем мы сегодня и ничего почти не создаем. …. Например, сегодняшних взрослых "переделать" очень сложно и не нужно, но что мы реально можем сделать – так это создать для наших детей, для будущих поколений совершенно другие условия для жизни. Позволить им самим развивать свои энергии и свою скорость мысли. И именно такие дети будут всё менять по-настоящему, когда вырастут» [1].

Таким образом, цель проекта включает не столько развитие экологического сознания, а изменение отношения детей к миру, стремление привить им новое мировоззрение, основанное не на научных, а квазирелигиозных идеях: «Развивать свои энергии и скорость мысли», чтобы «дети выросли Творцами». В паблике этого НКО в социальной сети в «Вконтакте» есть следующие строки: «Всем читать обязательно: в этом весь смысл проекта!» написано следующее: «Обращение ко всем пробудившимся! Тем, кто начал просыпаться и осознавать всю пагубность существующей системы, кто начал понимать, что сегодняшняя реальность наша удручающа: что людей счастливых практически не осталось, что здоровых вообще нету, что семьи распадаются, что устремления людей обратились в сторону постоянного потребления и что кроме как о деньгах и развлечениях сейчас мало кто о другом думает (особенно молодежь), что продукты в магазинах продаются ядовитые, что вода отравлена, что воздух загажен, что свалки кругом постоянно растут и что земля покрывается слоем мусора, что Земля наша Матушка болеет и страдает и держится из последних сил, что поэтому и катаклизмы происходят всё чаще, да и вообще, - что человечество со всем его технократическим путем развития неминуемо катится в пропасть. Если будет продолжать жить, как живет сейчас...» [1].

Из этого длинного текста прямо следует, что существующий мир – место неуютное и опасное, что он нуждается в изменениях и, основная причина его несовершенства – научно-технический прогресс. Преодолеть эту трудность можно через воспитание нового поколения, изменение его сознания: «НУЖНО МЕНЯТЬ СОЗНАНИЕ ДЕТЕЙ! Детей сейчас с самого рождения заглатывает система, начиная с роддома и заканчивая учебными заведениями. Ну, и понятное дело, она делает их такими, чтобы удобно было ими управлять» [1]. Менять сознание людей, а, точнее, детей, предлагается без согласования с родителями, которые могут иметь другие ценностные и мировоззренческие установки, что нарушает их права. Более того, система образования, к помощи которой члены этой организации обращаются – их враг, поскольку именно здесь сознание человека формируется «кучей страхов и комплексов, ложных установок и догм, со сломанной психикой и отсутствием вдохновения» [1]. Но если присмотреться к данному тексту, в нем можно увидеть прямое отрицание ценностей гражданского общества, его очернение, стремление сделать общество приницпально иным по отношению к современному этапу. Отказ от научного мировоззрения – прямое следствие такого рода идеалов. 

В чем именно заключаются новые ценности можно увидеть из следующей цитаты: «Мало кто знает, что если человек посадил дерево, то оно имеет связь с этим человеком всю его жизнь, а так же оно начинает расти и увеличивать ту энергию на Земле, с которой его посадили…. Т.е. если посадить дерево с другой мыслью: безкорыстно, не для себя, а для счастья самого дерева, счастья матушки-земли и для потомков будущих, то такое дерево всегда будет излучать гармонию, его плоды всегда будут вкусны и полезны для человека, а главное - оно будет лечить Землю»[1]. Из приведенной цитаты следует, что мифическое счастье Матушки-Земли – основное предназначение человека. Что развития общества, его благоденствия предлагается достигать не через научно-технический прогресс, не через вдумчивое и обоснованное  изучение окружающего мира, а через счастье самого дерева, определяемое намерениями посадившего. Это волшебным образом обеспечит благоденствие и природы, и человека. Механизм, способ этого участия остается абсолютно неясным.

Таким образом, проект лишен научного обоснования, нет ссылок на научно-педагогическую литературу, работы по педагогике экологического воспитания, а обосновывать необходимость высадки деревьев предлагается не с помощью научных данных, обращения к экологии и биологии, а с помощью квазирелигиозных понятий: «энергий», «счастья самого дерева» и т.д. Безусловно, такая форма может быть частично приемлема для общения с детьми, но если проект действительно направлен на экологическое воспитание, то обоснование проекта, предназначенное для взрослых исполнителей, привлечения единомышленников выглядит как квазирелигиозная доктрина, идеология мистического типа, что, безусловно, не может выступать основанием воспитательных практик в муниципальном образовательном учреждении, поскольку нарушает ст. 5 ФЗ «Об образовании». Этот проект разрушителен для формирования гражданской идентичности в образовательных учреждениях, поскольку представляет современное общество и его достижения в ложном свете.

Более того, использование именно этого проекта ставит под угрозу формирование гражданской идентичности обучающихся, поскольку предполагает, что у них создается отрицательный образ современного социума, и государства его поддерживающего и формирующего. Гражданская идентичность, включающая «способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства» [6] не может использовать для самореализации негативно окрашенные образы общества, культуры, цивилизации, она себя им активно противопоставляет. В таком случае, с какой социальной группой будут ассоциировать себя обучающиеся, впитавшие ценности, предлагаемые организаторами программы? Какой образ будущего своей родины они будут воплощать? Для развития гражданской идентичности как формы реализации базисных потребностей личности в принадлежности к группе такое противопоставление собственных принципов и когнитариарных ценностей, несомненно, будет иметь далеко идущие последствия. Обучающиеся, чья гражданская идентичность, сформирована с участием квазирелириозных идей, отрицающих ценность современного общества и направлений его развития не смогут идентифицировать себя с национальным большинством, с легкостью воспримут идеи псевдонаучного типа, способствующие некритическому усвоению антисциентизма и эскапизма. Далее в том же топике рассказывается о необходимости «проводить встречи или эко-уроки с детьми, где им можно рассказывать о любви к природе и животным, о том, что люди сейчас пошли по ошибочному пути, о том, в каком состоянии сейчас находится планета, о ложных и истинных ценностях, о способах выхода из сложившийся ситуации и т.д.». [1]. По умолчанию ценности общества, которое не обеспечивает формирование экологического сознания по представленному образцу объявляются ложными.

Таким образом, сотрудничество с НКО в некоторых случаях может играть разрушительную, патологическую роль для процесса формирования гражданской идентичности обучающихся. Образовательным учреждениям необходимо тщательно анализировать предлагаемые проекты и последствия их реализации с точки зрения их аксиологической составляющей. Существенным признаком, который позволит установить необходимость такого анализа следует считать отсутствие сведений об источниках финансировании проекта, неясность цели и средств ее достижения, неспособность авторов проекта обосновать педагогическую целесообразность научными средствами, использование квазирелигиозной терминологии, одушевление природных явлений и объектов, наличие любых сопутствующих идей, связанных с развитием сверхъестественных способностей человека.

Список использованной литературы:

  1. «Будущее Земли зависит от тебя» [https://vk.com/topic-59716476_28988596]
  2. Вилкова И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1386 (дата обращения: 26.03.2019).
  3. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования» - URL:: http://proektpatriot2.jimdo.com (дата обращения 20.03.2020).
  4. Ефименко И.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «Гражданская идентичность». [Электронный ресурс]/ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnye-komponenty-i-soderzhatelno... (дата обращения 29.03.2020).
  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (дата обращения 29.03.2020).
  6. Юшин М.А. Молодежный парламентаризм и формирование гражданской идентичности // ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER. – 2007. – №7. – С. 26-35.

Бигнова  М.Р. МБОУ «Лицей № 106 «Содружество», г. Уфа

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 54-61.



В избранное