Виртуальный шашечный клуб
Правила проведения соревнования
3.1. Виды и характер соревновании
Соревнования могут быть следующих видов: чемпионаты, первенства, турниры, матчи
и матч-турниры. По характеру соревнования бывают:
- личные, в которых определяются места, занятые отдельными участниками;
- командные, по итогам которых определяются только места участвующих команд;
- лично-командные, по итогам которых определяются места отдельных участников
и участвующих команд.
3.2. Системы проведения соревнований
Существуют следующие системы проведения соревнований:
- круговая, при которой каждый участник соревнований или каждая команда поочередно
встречается со всеми остальными участниками или командами
в один или несколько кругов;
- олимпийская (с выбыванием), когда спортсмен или команда, проигравшие встречу,
выбывают из дальнейшего участия в данных соревнованиях;
- швейцарская ("выборочного жребия"), при которой в зависимости от числа играющих
по условиям соревнований устанавливается определенное
количество туров;
- схевенингенская, при которой участники одной команды (группы) поочередно играют
с представителями другой команды (группы);
- смешанная, при которой на разных этапах применяются разные системы
3.3. Возрастные группы участников
3.3.1. Участники соревнований делятся на следующие возрастные группы:
- мальчики и девочки до 12 лет;
- младшие юноши и девушки 12-13 лет;
- юноши и девушки 14-15 лет;
- старшие юноши и девушки 16-17 лет;
- юниоры и юниорки 18-19 лет;
- молодежь не старше 23 лет;
- взрослые мужчины и женщины.
3.3.2. Юноши и девушки младших возрастных групп имеют право выступать в соревнованиях
старших возрастных групп.
3.3.3. Возраст участника соревнований определяется только годом рождения.
3.4. Права и обязанности участников
3.4.1. Участники имеют право:
- быть информированными о правилах проведения данного соревнования;
- играть в полной тишине (в спокойной обстановке);
- лично обращаться к судье по любому вопросу, касающемуся проведения партии;
- обращаться лично через своих представителей или своего капитана в организационный
комитет;
- опротестовывать любые решения или санкции, которые им кажутся несправедливыми;
- прогуливаться по площадке, на которой проводится соревнование, останавливаться
возле столиков, за которыми играют другие игроки.
3.4.2. Участники обязаны:
- знать Регламент и Положение о данных соревнованиях и строго выполнять их;
- строго соблюдать дисциплину во время соревнований и в свободное от игры время;
- выполнять требования судьи;
- играть каждую партию с полной отдачей сил;
- не слушать советов других лиц;
- играть до конца соревнований.
3.4.3. Во время игры участникам запрещается:
- обращаться к кому-либо, кроме судьи, и даже к обслуживающему персоналу;
- пользоваться другой шашечной доской, письменными или печатными материалами,
которые могут иметь отношение к партии;
- отходить от доски при своей очереди хода без разрешения судьи;
- касаться или показывать клетки шашечной доски, чтобы облегчить обдумывание;
- отвлекать или беспокоить соперника любым способом. Это относится и к настойчивости
предложения ничьей;
- мешать другим участникам или вмешиваться в ход их партии:
- спрашивать мнение или просить совет по своей партии намеренно или нет;
- анализировать в турнирном помещении играющиеся или оконченные партии:
- позволять себе действия, мешающие нормальному ходу соревнований;
- прогуливаться вне места, отведенного для игры.
3.5. Санкции
Любое нарушение правил наказывается судьей:
- замечанием;
- предупреждением;
- выговором;
- поражением в партии (возможен случай, когда поражение ставится обоим участникам),
- исключением из соревнований.
Меру наказаний выбирает судья в зависимости от тяжести проступка.
3.6. Место проведения соревнований
Место проведения игр должно отвечать следующим требованиям:
- должно быть достаточно просторным, проветренным и освещенным;
- должна быть обеспечена нормальная температура;
- должна соблюдаться тишина;
- должно быть отгорожено от зрителей;
- столики должны быть устойчивыми, соответствующих размеров и в достаточном количестве;
- стулья должны соответствовать высоте столиков;
- место для питания и туалеты не должны быть слишком удалены. Желательно, чтобы
участники не проходили через зрительный зал, направляясь в
эти места.
3.7. Начало встречи
3.7.1. Соревнования начинаются за 5 мин. до официального начала тура с тем, чтобы
участники могли сосредоточиться, а судьи сделать
необходимые объявления.
3.7.2. Порядок размещения игроков, если соревнование проводится по круговой системе,
определяется согласно расписанию, составленному после
жеребьевки в соответствии с "таблицами очередности игр". При проведении соревнований
по швейцарской системе размещение игроков производится
в том порядке, в каком проводилась жеребьевка (составление) пар участников перед
каждым туром.
3.7.3. В точно назначенное время независимо от того, все ли игроки присутствуют,
судья дает сигнал к началу партии, пуская сам или по его
указанию часы отсутствующего участника. Если отсутствует участник, играющий
черными, то белые своего хода на доске не делают. Если
присутствуют оба участника, то пускаются часы белых. В случае отсутствия обоих
участников пускаются часы игрока, играющего белыми. Но как
только появляется один из игроков, судья делит пополам истекшее время, устанавливает
это время на обоих часах и пускает часы отсутствующего
участника. С этого времени игрокам запрещается останавливать оба часовых механизма
одновременно.
3.7.4. Жеребьевка первого хода белых, серии начальных ходов или начальной позиции
проводятся в присутствии обоих партнеров до начала игры.
Если один из партнеров отсутствует, то проведение жеребьевки откладывается до
его появления и производится за счет его времени.
3.8. Контрольные часы и пользование ими
3.8.1. Игроки должны сделать установленное количество ходов за определенное время.
Для этого используются контрольные часы с двумя
циферблатами.
3.8.2. Контрольные часы могут быть электронные или механические и должны удовлетворять
следующим требованиям:
- оба часовых механизма должны быть точными;
- оба часовых механизма не должны ходить одновременно;
- часовые механизмы должны работать поочередно, остановка одного тотчас приводит
к работе другого;
- четко показывать количество оставшегося времени;
- в механических часах проход большой (минутной) стрелки через 12 должен отмечаться
флажком;
- флажок должен начинать подниматься не позже, чем на 58 минуте и падать точно
на 60 минуте.
3.8.3. Часы устанавливаются параллельно шашечной доске с левой стороны от участника,
играющего белыми.
3.8.4. У судейской коллегии должны находиться, как минимум, двое запасных часов.
3.8.5. Часовая стрелка устанавливается на 1, минутная (большая) на 12 таким образом,
чтобы поднятый флажок находился на грани падения. Свой
первый ход участники могут сделать только после падения флажка. При контроле
не кратном 1 часу допускается иное первоначальное расположение
стрелок, но игрок перед началом партии имеет право проверить правильность падения
флажка.
3.8.6. Сделав ход, игрок должен остановить свои часы, и, следовательно, пустить
часы соперника той рукой, которой он сделал ход. Не сделав
своего очередного хода, игрок не имеет права пускать часы соперника.
3.8.7. Так как игроки сами несут ответственность за использование своего игрового
времени, то никто не имеет права вмешиваться, если игрок
забыл своевременно переключить часы. Только соперник может напомнить ему об
этом.
3.8.8. Если в ходе партии обнаруживается, что часы ходят неправильно, судья должен
заменить их на исправные. Он же исправляет, если это
возможно, разницу во времени. Если для этого нужно сократить игровое время одного
из игроков, то судья должен учитывать, что оставшееся
игровое время не должно быть меньше 15 минут.
3.8.9. Истечение игрового времени определяется в момент падения флажка. Падение
флажка до или во время контрольного хода, а также во время
переключения часов при контрольном ходе означает поражение, т.к. игровое время
истекло. Окончание игрового времени фиксирует судья или
соперник. Никто другой не имеет права указывать на окончание игрового времени.
3.8.10. Все претензии по поводу работы флажка должны быть высказаны до истечения
игрового времени. В противном случае ничего изменить
нельзя.
3.8.11. Остановка часов рассматривается как сдача партии. Однако если судья считает,
что часы остановлены по недоразумению, следует
ограничиться замечанием участнику.
3.8.12. Если после совершения на доске очередного хода на часах участника упал
флажок, а у его партнера на доске все шашки уже сняты или
заперты, то просрочка не фиксируется и сильнейшей стороне засчитывается выигрыш.
3.8.13. При проведении соревнования с контролем времени до конца партии остановка
контрольных часов сильнейшей стороной, имеющей
теоретически явно выигрышную позицию, фиксирует ничейный исход данной встречи.
3.9. Время на обдумывание ходов
3.9.1. В соревнованиях по русским шашкам обычно применяется следующий контроль
времени:
- 45 минут на всю партию каждому участнику. Данный контроль применим для микроматчей
с классическими дебютами.
- 1 час на всю партию каждому участнику. Рекомендуется для соревнований юношей,
школьников и т.д.;
- 1 час 10 минут на первые 35 ходов и далее 15 минут до конца партии. В чемпионатах
среди женщин и мужчин с жеребьевкой первых ходов.
3.9.2. В соревнованиях по международным (стоклеточным) шашкам применяется следующий
контроль времени:
- 1 час 30 минут на первые 50 ходов и далее 30 минут до конца партии.
3.9.3. В соревнованиях по молниеносной игре (блиц) контроль времени 3-5 минут
на всю партию каждому участнику.
3.9.4. В соревнованиях по быстрой игре контроль времени устанавливается от 10
до 30 минут на всю партию каждому участнику.
3.9.5. В положениях или регламентах о соревнованиях может устанавливаться и иной
контроль времени, но общее игровое время не должно
превышать 6 часов.
3.9.6. В соревнованиях, когда часы ставятся в процессе партии, контроль времени
устанавливается поровну каждому из партнеров.
3.10. Запись ходов в партии
3.10.1. В процессе игры каждому партнеру необходимо четко и разборчиво, ход за
ходом записывать партию (свои ходы и ходы соперника) на
бланке, предназначенном для соревнований. Не имеет значения, делается ли сначала
ход, а потом записывается на бланке или наоборот.
Проставление прочерков вместо обязательного боя нарушением не является.
3.10.2. Если будет замечено, что один из участников не записал больше чем два
хода, то судья обязан включить часы этого участника, чтобы он
восстановил запись за счет своего времени.
3.10.3. Если у играющего остается менее пяти минут на часах до контроля времени,
он не обязан выполнять требование ст. 3.10.1. Как только
флажок на часах покажет конец отведенного времени, играющий должен сразу же
восстановить на своем бланке недостающие в записи ходы. Если
игрок заявляет, что он не может восстановить запись без бланка соперника, просьба
о предоставлении бланка должна быть адресована арбитру.
Восстановить запись он должен перед очередным ходом и за счет своего времени,
если соперник сделал ход. Последний может отказать в
предоставлении своего бланка потому, что бланк принадлежит организаторам и восстановление
записи осуществляется за счет времени заявителя.
3.10.4. Если оба партнера при обоюдном цейтноте не ведут записи партии, то судья
должен стараться присутствовать и вести запись. Судья не
должен вмешиваться, пока не упадет один из флажков, и пока это не произойдет,
никаким образом не показывать, сколько ходов сделано. После
падения контрольного флажка у одного из партнеров время, затраченное на восстановление
пропущенных записей, делится пополам и засчитывается
каждому из них как израсходованное. Если запись партии восстановить невозможно,
то она считается проигранной обоими партнерами.
3.10.5. Бланки записи партии должны во время игры находиться на столе в открытом
виде, быть хорошо видными с тем, чтобы в любой момент судье
можно было узнать количество сделанных ходов.
3.10.6. Оригиналы записей оконченных партий являются собственностью организации,
проводящей соревнования.
3.11. Остановка игры и откладывание партии
3.11.1. Как правило, нельзя прерывать (останавливать) партию до ее окончания.
3.11.2. Остановить игру и отложить партию, если не сделан последний контрольный
ход, можно только в исключительных случаях (например, при
внезапном заболевании одного из участников, стихийных бедствиях, если не соблюдается
тишина или место соревнования не отвечает требованиям)
и только с разрешения главного судьи соревнований. При этом учитывается лишь
фактически израсходованное к моменту откладывания партии
время. Соревнование возобновляется, как только вновь будут обеспечены нормальные
условия для игры.
3.11.3. Партия откладывается, когда время, установленное для игры, истекло и
сделаны контрольные ходы. Участник, которому принадлежит ход,
полной нотацией на своем бланке должен записать его, свой бланк и бланк соперника
(если он не положен) положить в конверт, запечатать
конверт и только затем остановить свои часы, указав на конверте показание циферблата
своих часов. Пока часы не остановлены, играющий имеет
право изменить записанный ход. Второй участник на конверте обязательно указывает
фамилии участников, положение белых и черных шашек
(простых и дамок) к моменту откладывания партии, кем из участников (с указанием
фамилии) и какой ход по счету записан и время по показанию
циферблата своих часов.
3.11.4. Если, несмотря на указание судьи об откладывании партии и записи секретного
хода, участник сделает этот ход на доске, то конверт в
этом случае не заклеивается и ход, сделанный участником, считается открытым.
3.11.5. Если время для игры еще не истекло, а последний контрольный ход сделан,
то партию можно отложить лишь при условии, что участник, по
просьбе которого откладывается партия, берет на себя все оставшееся до конца
игры время.
3.11.6. Арбитр ответственен за сохранность конверта и должен проверить точность
информации на нем.
3.12. Доигрывание отложенной партии
3.12.1. Когда партия возобновляется, на доске должна быть поставлена позиция,
которая была непосредственно перед записанным ходом, а на
часах установлено время, использованное каждым партнером.
3.12.2. Конверт вскрывается только тогда, когда игрок, который должен отвечать
на записанный ход, присутствует. Его часы должны быть пущены
после того, как записанный ход сделан на доске.
3.12.3. Если игрок, которому предстоит ответить на записанный ход, отсутствует,
его часы должны быть пущены. Но когда он придет, его часы
останавливаются и пускаются вновь после того, как записанный ход сделан на доске.
3.12.4. Если игрок, который записал ход, отсутствует, его партнер не обязан отвечать
на записанный ход на доске. Он имеет право записать
ответный ход на своем бланке, запечатать бланк в конверт и переключить часы.
Конверт вскрывается по прибытию партнера.
3.12.5. Если при вскрытии конверта окажется, что ход записан неправильно или
настолько неясно, что нельзя установить его истинного значения,
или же не записан вовсе, то партия засчитывается как проигранная тем участником,
который записывал ход или должен был записать его при
откладывании. Если же в записи допущена явная ошибка (например, указано e5-d6,
а на доске нет шашки е5, но есть шашка с5 или вместо а7-Ь6
записано h2-g3), то судья исправляет ошибку и партия продолжается обычным порядком.
3.12.6. Если конверт с записью партии утерян и партия (или отложенная позиция)
не может быть восстановлена играющими, то она аннулируется и
переигрывается заново. Если же участники могут восстановить позицию, то партия
должна быть доиграна. В этом случае вопрос о показаниях
часов каждого из играющих решается судьей.
3.12.7. Если партия переигрывается с момента совершения хода, противоречащего
правилам игры, то на' контрольных часах партнеров делается
соответствующая поправка.
3.12.8. Если при возобновлении игры использованное время было поставлено неправильно
на часах и если любой партнер указывает на это перед
тем, как сделать свой первый ход, ошибка должна быть исправлена. После окончания
партии никакие протесты не принимаются.
3.13. Опоздание и неявка на игру
3.13.1. Если участник опаздывает на игру больше, чем на время 1-го контроля,
то его соперник получает очко за неявку противника.
3.13.2. При неявке (или опоздании) на доигрывание поражение засчитывается также
по истечении у не явившегося очередного контроля времени.
3.13.3. Если оба противника без уважительных причин не явились (опоздали) на
игру больше, чем на время 1-го контроля, то поражение
засчитывается обоим участникам.
3.14. Выход или исключение участника из турнира
3.14.1. Если участник в турнире по круговой системе пропустил одну или две партии,
то только судья решает вопрос о его дальнейшем участии в
соревновании.
3.14.2. Если игрок сыграл меньше половины своих партий или микроматчей и покинул
турнир, то его результаты остаются в турнирной таблице для
подсчета рейтинга, но при окончательном подведении итогов не засчитываются.
Несыгранные партии этого игрока и его партнеров отмечаются в
турнирной таблице минусом (-).
3.14.3. Если игрок сыграл половину или более партий или микроматчей и покидает
турнир, его результаты остаются в таблице и будут засчитаны
при подведении итогов. Несыгранные партии этого игрока в турнирной таблице отмечаются
минусом (-), а его партнеров - плюсом (+).
3.14.4. В число сыгранных партий входят и не доигранные (незаконченные) партии,
которые должны присуждаться судьей соревнований или
назначенной им комиссией.
3.14.5. В соревнованиях по швейцарской системе результаты в сыгранных партиях
или микроматчах остаются действительными.
3.15. Учет результатов партии, микроматча
3.15.1. Результат партии или микроматча учитывается так: выигрыш - 1 очко, ничья
- 1/2 очка, проигрыш - 0 очков.
3.15.2. Если партия фактически не состоялась и проигрыш засчитан за неявку или
опоздание, то вместо нуля ставится минус (-), а вместо
единицы -плюс (+). При подсчете очков и коэффициентов для распределения занятых
мест плюс приравнивается к единице, а минус - к нулю. При
подсчете очков для решения вопроса о выполнении классификационных норм плюсы
не учитываются.
Примечание: В соревнованиях ФМЖД за выигрыш партии или микроматча дается 2 очка,
за ничью - 1 очко, проигрыш - 0 очков.
3.16. Результаты соревнований
3.16.1. В результате соревнований участники занимают места в соответствии с суммой
набранных очков. Первое место присуждается игроку,
набравшему наибольшее количество очков, остальные в порядке их уменьшения.
3.16.2. В случае равенства очков у двух или более участников распределение мест
производится по результату дополнительного матча или
турнира. Допускается проведение дополнительного соревнования с укороченным контролем
времени.
3.16.3. В случае невозможности проведения дополнительного соревнования распределение
мест производится по следующим критериям:
- системе коэффициентов;
- наибольшему количеству побед;
- результату встреч между этими участниками;
- наибольшей сумме очков участников, над которыми одержаны победы;
- лучшему результату во встречах с другими участниками в порядке занятых мест.
3.16.4. Система коэффициентов Шмульяна. Сначала суммируются очки участников,
у которых игрок выиграл; затем суммируются очки участников,
которым он проиграл. Разница между этими величинами является коэффициентом участника.
3.16.5. Система коэффициентов Зонненборна-Бергера. Суммируется двойное количество
очков, набранных участниками, у которых игрок выиграл, и
очки, набранные участниками, с которыми он сыграл вничью.
3.16.6. Система коэффициентов Бухгольца. Суммируются очки, набранные всеми соперниками
игрока.
3.16.7. Система коэффициентов Солкофа. Суммируются очки, набранные всеми соперниками
игрока, исключая самый лучший и самый худший
результаты.
3.16.8. Усеченная система коэффициентов Солкофа. Суммируются очки, набранные
всеми соперниками игрока, исключая самый худший результат. В
случае равенства исключается 2 худших результата, затем 3 и т.д., до определения
места.
3.16.9. Рижская система коэффициентов. Сначала суммируются очки, набранные участниками,
у которых игрок выиграл, и умножаются на 2. Затем
суммируют очки участников, с которыми игрок сыграл вничью, и умножаются на 1,5.
Затем суммируются очки участников, которым игрок проиграл.
Сумма этих трех величин и является коэффициентом игрока.
3.16.10. Во всех случаях игрок, имеющий больший коэффициент, имеет преимущество
среди других игроков, имеющих такое же количество очков.
3.16.11. Если участник соревнований по швейцарской системе, для которого по окончании
соревнования подсчитывается коэффициент, имеет из-за
нечетного числа участников плюс, то за этот плюс ему засчитывается наименьшее
количество очков, набранное кем-либо в данном турнире. Если в
числе партнеров оказывается шашист, выбывший из соревнования, то считается,
что в оставшихся партиях он набрал бы количество очков равное
среднему результату тех участников, с которыми он находился в одной очковой
группе в момент прекращения игры.
3.16.12. Применение той или иной системы коэффициентов оговаривается в Положении
или Регламенте о проведении соревнований.
3.17. Проведение командных соревнований
3.17.1. Командные соревнования - соревнования, участниками которых являются команды,
состоящие из нескольких игроков.
3.17.2. Положением о проведении соревнований должны быть предусмотрены количественный
состав команды, закрепляются ли за игроками
определенные доски, наличие в команде запасных игроков, их количество, на каких
досках они могут играть, происходит ли сдвижка по доскам
основного состава и т.д. В этом случае капитан команды должен не позднее, чем
за 15 минут до начала тура, подать в судейскую коллегию
заявку с указанием состава на данный тур. Если такая заявка не подана, то распределение
участников по доскам определяется по первому туру.
3.17.3. Цвет шашек для участников командных соревнований устанавливается по первой
доске. Если участник, выступающий на первой доске, в
соответствии с жеребьевкой играет белыми, то остальные участники его команды
на нечетных досках играют также белыми, а на четных - черными.
3.17.4. Если в команде присутствует меньше половины ее состава, но не менее двух
человек, то команда к игре не допускается и ей
засчитывается поражение. Если участник начал партию или сыграл ее полностью
за доской, на которой не имел права выступать, то партия в
зачет не принимается и на этой доске команде засчитывается поражение.
3.17.5. Если команда выбывает из соревнования или не явилась на последний тур,
то судейская коллегия решает засчитать ей поражение или
аннулировать все ее матчи, исходя из того, что в наименьшей степени повлияет
на конечные результаты победителей соревнования.
3.17.6. Победа в командных соревнованиях присуждается коллективу, набравшему
в сумме наибольшее количество очков во всех партиях данного
тура, а итоговая сумма очков, набранная таким путем во всех турах, определяет
место команды в соревнованиях.
В случае, если две команды набрали одинаковое количество очков, более высокое
место может быть присуждено команде:
- выигравшей личную встречу;
- имеющей большее количество выигранных матчей;
- имеющей лучший показатель по системе коэффициентов.
Если команда в финале заняла 2-е место, выиграв при этом все матчи, то для определения
победителя она имеет право сыграть дополнительный
матч за 1-е место. Если этот матч заканчивается вничью, то 1-е место присуждается
команде, набравшей наибольшее количество очков.
3.17.7. Организация, выставляющая команду, назначает капитана (представителя),
который ведет переговоры с судьями по всем вопросам,
возникающим в ходе соревнования. Только капитан (представитель) команды может
направлять протесты в судейскую коллегию, причем обязательно
в письменном виде.
Примечание: В соревнованиях ФМЖД существует иной порядок под ведения итогов.
За победу в матче команда получает 2 очка, за ничью - 1 очко,
за поражение - 0 очков. Лучшая сумма набранных таким образом очков и определяет
положение команды в турнирной таблице.
3.18. Проведение соревновании по швейцарской системе.
3.18.1. Швейцарская система применяется для того, чтобы в ограниченное число
туров провести соревнование с большим числом участников. Перед
каждым туром судья проводит жеребьевку или определяет пары встречающихся между
собой игроков.
3.18.2. Общие для всех систем требования при проведении жеребьевки и составлении
пар:
- два игрока не должны встречаться больше, чем один раз;
- игрок, который получил очко без игры любым способом (остался без партнера или
партнер не явился вовремя) не должен получать его дважды;
- цвет шашек должен по возможности чередоваться. Игрок не может получать одинаковый
цвет четыре раза подряд;
- игроки, которые не имели партнера, и не игравшие партию вследствие опоздания
или неявки одного из партнеров, но получившие очко без игры,
при цветном распределении не учитываются. Образование таких же пар в следующих
турах считается возможным.
- белым цветом играет тот участник, который в предыдущих турах сыграл меньшее
количество партий белыми. Если это количество одинаковое, то
белыми играет тот из участников, который последним играл партию черными. Если
цвет, которым играли участники, совпадает во всех турах, то
белыми играет участник, который стоит выше в классификации.
- игроки, которые выбывают из турнира, не должны в дальнейшем участвовать в образовании
пар. Игроки, о которых известно заранее, что они не
смогут (не будут) играть в очередном туре согласно регламенту, не участвуют
в образовании пар и получают "ноль" в этом туре.
- в случае участия в турнире нечетного количества игроков участник, оказавшийся
последним в классификации или после проведения жеребьевки,
получает "плюс".
3.18.3. Жеребьевка, как правило, должна проводиться с помощью компьютера в соответствии
с заложенной программой. В случае отсутствия
компьютера или дискеты с программой разрешается проведение жеребьевки вручную
при помощи индивидуальных карточек участников, но с
применением принципа одной из программ.
3.18.4. Программа "слепого жребия" или "случайных чисел". Программа не предусматривает
классификации участников, если даже участники имеют
индивидуальные рейтинги. Перед началом турнира проводится жеребьевка. В первом
туре встречаются ?1 с ?2, ?3 с ?4 и т.д., причем нечетные
номера играют белыми. В последующих турах пары играющих определяются жребием
между участниками, имеющими одинаковое, а при их отсутствии -
ближайшее количество очков. Жеребьевка начинается с участников, имеющих наибольшее
количество очков.
3.18.5. Система жеребьевки с применением только индивидуальных коэффициентов
участников.
3.18.5.1. Перед первым туром все участники классифицируются. Классификация может
производиться как с учетом, так и без учета рейтингов.
Участники, имеющие рейтинг, размещаются в порядке его убывания. Участники, имеющие
одинаковый рейтинг, классифицируются по жребию. После
них располагаются участники, не имеющие рейтинга, которые также классифицируются
по жребию. Порядковый номер классификации первого тура
закрепляется за участником до конца турнира.
3.18.5.2. Классифицированные таким образом участники разделяются на две половины.
В первом туре первый участник из верхней половины играет с
первым участником из второй половины, второй из первой половины со вторым из
второй половины и т.д. Цвет шашек в первой паре определяется
жребием. Все участники из верхней половины, имеющие нечетные номера, играют
тем же цветом, что и первый, а все, имеющие четные номера -
противоположным цветом.
3.18.5.3. Перед вторым туром участники разделяются на очковые группы, а внутри
очковых групп располагаются на основании своих порядковых
номеров первого тура. При этом во всех нечетных турах участники классифицируются
в порядке возрастания порядковых номеров (т.е. выше стоит
участник с меньшим порядковым номером), а в четных турах - в порядке убывания.
3.18.5.4. Образование пар начинается с верхней очковой группы. Если количество
участников в группе нечетное, то последний участник
опускается в следующую очковую группу и встречается с первым участником этой
группы. Если эти участники уже встречались между собой, то
соперником участника из верхней очковой группы становится второй участник нижней
группы, затем третий и т.д. Если последний участник
верхней группы играл со всеми участниками нижней группы, то в нижнюю группу
опускается предпоследний участник верхней группы и т.д.
3.18.5.5. Для группы с четным количеством участников образование пар производится
следующим образом. Группы разделяются на две равные
половины. Первый из верхней половины играет с первым из нижней половины. Если
они уже играли между собой, то первый из верхней половины
играет со вторым из нижней половины и т.д. Если же первый участник из верхней
половины играл со всеми участниками нижней половины, то он
должен играть с последним участником верхней половины, если уже играли, - с
предпоследним и т.д. Когда соперник для первого участника
очковой группы найден, эти два участника выводятся из списков группы и процедура
поиска соперника повторяется в том же порядке для первого
из оставшихся участников очковой группы. Если в один из моментов окажется, что
для первого из оставшихся участников очковой группы нет
соперника в своей группе, то последняя из образовавшихся пар разбивается, её
участники возвращаются в группу и для первого участника
подбирается другой соперник. При необходимости может быть разбита не одна, а
несколько уже образованных пар, однако при этом необходимо
стремиться к тому, чтобы количество разбиваемых пар было минимальным.
3.18.5.6. Во всех последующих турах, начиная с третьего, классификация участников
и образование пар производится в соответствии с
требованиями ст. 3.18.5.3., 3.18.5.4., 3.18.5.5.
3.18.6. Проведение жеребьевки по системе с усеченным коэффициентом Солкофа.
3.18.6.1. Статьи 3.18.5.1., 3.18.5.2., 3.18.5.3., 3.18.5.4., 3.18.5.5. действительны
и для этой системы.
3.18.6.2. Во всех последующих турах, начиная с третьего, классификация производится
следующим образом:
- сначала участники разделяются на очковые группы и располагаются в порядке убывания
количества очков;
- внутри очковых групп участники классифицируются в порядке убывания величины
усеченного коэффициента Солкофа (т.е. суммы очков всех
соперников, исключая худшего);
- участники, имеющие равные величины усеченного коэффициента Солкофа, классифицируются
на основании порядкового номера первого тура.
3.18.7. Система жеребьевки с применением текущего коэффициента Бухгольца.
3.18.7.1. Статья 3.18.5.1. действительна и для этой системы.
3.18.7.2. В первом туре первый участник играет с последним, второй - с предпоследним
и т.д. Цвет определяется в первой паре жребием. Все
участники из верхней половины, имеющие нечетные номера, играют тем же цветом,
что и первый, а имеющие четные - противоположным.
3.18.7.3. Перед вторым туром участники разделяются на очковые группы, а внутри
очковых групп располагаются на основании своих порядковых
номеров первого тура.
3.18.7.4. Образование пар начинается с верхней очковой группы. Если количество
участников в группе нечетное, то первый участник опускается в
следующую очковую группу и встречается с последним участником этой группы. Если
эти участники уже встречались между собой, то соперником
участника из верхней группы становится предпоследний и т.д. Если первый участник
верхней группы играл со всеми участниками нижней группы,
то опускается второй участник верхней группы и т.д.
3.18.7.5. В группах с четным количеством участников первый играет с последним.
Если первый уже играл с ним, то он играет с предпоследним и
т.д. Когда соперник для первого участника очковой группы найден, эти два участника
выводятся из списка и процедура повторяется в том же
порядке. Если в один момент окажется, что для первого из оставшихся участников
очковой группы нет соперника в своей группе, то последняя из
образованных пар разбивается и для первого подбирается другой участник.
3.18.7.6. Во всех последующих турах, начиная с третьего, классификация участников
и образование пар производятся следующим образом:
- участников разделяют на очковые группы и располагают в порядке убывания количества
очков,
- внутри очковых групп участников классифицируют в порядке убывания величины
текущего коэффициента Бухгольца, а при их равенстве - на
основании порядковых номеров участников первого тура,
- образование пар производится в соответствии с требованиями ст. 3.18.7.4. и
3.18.7.5.
3.18.8. Жеребьевка считается законченной и вступит в силу после того, как она
будет проведена полностью по всем очковым группам, без
противоречия перечисленным принципам. Повторная жеребьевка (в случае ее необходимости)
должна затрагивать минимальное число участников.
3.18.9. Положением или Регламентом о соревновании может быть предусмотрен и иной
порядок проведения жеребьевки. Например, принудительная
жеребьевка в первых турах, жеребьевка участников по группам и т.д.
3.19. Проведение соревновании по системе микроматчей
Микроматчи могут проводиться из двух, трех и четырех партий, которые играются
последовательно одна за другой, с переменой цвета и с
перерывами между партиями 5 минут. Для этого на циферблате часов участника,
играющего очередную партию белыми, ставится на 5 минут больше
очередного контроля, и пускаются часы. Свой первый ход участник может сделать
только по истечении этих 5 минут. Если микроматчи играются с
жеребьевкой начальных ходов или позиций, то эти ходы и позиции обязательны для
участников в обеих партиях.
3.20. Соревнования по быстрой и молниеносной игре
3.20.1. Каждый игрок должен сделать все свои ходы в течение времени, предусмотренного
Регламентом и установленного на его часах.
3.20.2. Часы устанавливаются с левой стороны от участника, играющего белыми.
Каждый игрок должен всегда иметь возможность переключать часы
после сделанного хода. Он не может держать палец на кнопке часов или поверх
нее. Участник делает ход и переключает часы одной и той же
рукой только после того, как его часы включены.
3.20.3. Если участник сделал невозможный ход или допустил ошибку иного рода,
включив при этом часы партнера, то следует пустить часы
провинившегося и все исправления производить за счет его времени. Невозможный
ход, не замеченный обоими игроками, не может быть изменен
впоследствии и не может служить основанием для протеста.
3.20.4. Если кто-то из игроков ударяет по часам, его партнер получает одну дополнительную
минуту игрового времени.
3.20.5. Если часы партнера не идут, игрок может нажать на кнопку часов партнера
и обратно, однако если это не помогает, он должен позвать
арбитра.
3.20.6. Если игрок сначала дотрагивается до одной шашки, а затем ходит другой,
его партнер может переключить часы назад и предложить сделать
ход шашкой, тронутой первой.
3.20.7. Первое нарушение (не обязательно одно и то же) влечет за собой предупреждение.
При втором нарушении партнер может получить
дополнительную минуту к игровому времени. При третьем нарушении игроку засчитывается
поражение в партии. После этого при новых нарушениях
арбитр может использовать другие санкции, в том числе исключение виновного из
соревнования.
3.20.8. Партия признается закончившейся вничью: если на контрольных часах обоих
участников одновременно упали флажки; или судья зафиксировал
троекратное повторение позиции; или в ничейной позиции участник, желающий играть
на выигрыш, в присутствии судьи за 5 ходов не добьется
выигранной позиции.
3.20.9. Если один участник проиграл время даже в теоретически выигранной им позиции,
то ему должно быть засчитано поражение. Однако в таких
случаях, когда у сильнейшей стороны не хватает времени на выигрыш партии, предложение
сильнейшей стороной ничьей и остановка контрольных
часов фиксирует ничейный исход данной встречи.
3.20.10. В официальных соревнованиях на каждую партию должен назначаться судья.
3.21. Дополнительные правила для игры членов обществ слепых
3.21.1. Для игры слепых между собой и со зрячими используются специальные шашки
и доска, позволяющие слепому игроку на ощупь определять
"цвета" полей и шашек. Зрячий игрок параллельно может пользоваться нормальной
доской и шашками.
3.21.2. Сделав ход, играющий обязан объявить его вслух по правилам полной шашечной
нотации и снять руки с доски. При несовпадении
объявленного и фактически сделанного хода действительным считается ход, сделанный
на доске.
3.21.3. Если участник при своем ходе поднял шашку без предупреждения "поправляю",
то он обязан ею пойти. Прикосновение к шашкам без поднятия
их не влечет за собой никаких последствий.
3.21.4. Не сделав своего хода и не объявив его вслух, участник не имеет права
пускать часы противника. Это правило обязательно также для
всех шашистов, играющих со слепыми.
3.21.5. Запись партии (а также хода при ее откладывании) члены общества слепых
могут вести рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля). В
этом случае в конверт вкладывается запись только последнего хода. Записи на
конверте по установленной нотации выполняются судьей
соревнования.
3.21.6. Участник соревнования имеет право в любой момент при своем ходе обратиться
к судье с вопросом о времени, затраченном обеими
сторонами на игру. Судья обязан предупреждать незрячего участника о наступающем
цейтноте, когда у того остается 5 минут, до контроля и тем
более о падении "флажка" у его противника.
3.21.7. В официальных соревнованиях должно быть не менее одного судьи на 2-3
пары играющих.
Выпуск листа #159
Членов клуба: 29 человек
Модератор Аргунов Артём:
argunov20***@r*****.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/sport.others.checkers