Виртуальный шашечный клуб
Шашки на рабочем столе
Компьютерный журнал "HARD и SOFT" опубликовал в своем мартовском номере обзор
существующих игровых
шашечных программ Александра Елисеева. К сожалению, автор видимо не нашел времени,
чтобы проконсультироваться у шашечных специалистов по
этому вопросу, и по этой причине в его обзор не попали многие сильные шашечные
программы. Публикую часть статью, которая относится к
шашечным программам, без сокращений.
Шашки на рабочем столе
Александр Елисеев
<Давненько не брал я в руки шашек!> - помнится, утверждал Чичиков в поэме <Мертвые
души>. В современную цифровую эпоху он запросто мог бы
сказать, что не брал их в руки вовсе. Ведь теперь существуют компьютерные шашки,
передвигаемые по виртуальному полю с помощью курсора мыши.
В октябрьском номере нашего журнала за прошлый год в статье <Битва железных коней>
мы рассказали о самых известных шахматных программах и
движках. Но компьютерные версии есть и у других не менее популярных настольных
игр - шашек, нард, домино, костей и т.п. Как и в шахматы, в
эти развлечения компьютер привнес принципиально новое. Мы теперь можем состязаться
не только друг с другом, но и с виртуальными соперниками
- компьютерными программами.
Некоторые из них подробно рассматриваются в этой статье. Причем мы оценивали
компьютерные шашки и нарды, в отличие от шахматных программ, не
только по функционально-техническим параметрам, но и с точки зрения удобства
и красочности интерфейса, системных требований, а также по
уровню мастерства (стандартному или регулируемому) виртуального партнера.
При отборе программ предпочтение мы отдавали тем из них, которые обладают более
мощным искусственным интеллектом. Оценивая, учитывали и
вспомогательный материал, размещенный в их дистрибутивах (например, базы окончаний
партий), а также возможность получения справки не только
по программе, но и по правилам самой игры.
Шашки
Tundra 2.3 Krepki (Demo)
Разработчики: Антон Шевченко,
Виталий Камынин
Тягаться, конечно, бесплатно распространяемым шашечным программам с коммерческими
довольно сложно. Во всяком случае, с такими, как Tundra от
российских разработчиков Антона Шевченко и Виталия Камынина.
Эта программа, как они уверяют, первая и пока единственная выполнившая норматив
гроссмейстера России. Произошло это в 2003 г., когда Tundra
приняла участие в <Мемориале Абаулина>. Соревнуясь в ходе этого турнира с настоящими
шашистами, она сумела набрать 9 очков из 13 возможных!
Только по игровому коэффициенту программа уступила первое место гроссмейстеру
Юрию Королеву.
К сожалению, по-настоящему проверить игровые кондиции <гроссмейстерской> программы
автору этих строк не удалось, поскольку доступная для
загрузки демонстрационная версия запускается всего лишь на три минуты. Не знаю,
как гроссмейстеры, но я, скромный любитель, с такой бешеной
скоростью соображать и делать ходы не умею. Да и сама Tundra, судя по всему,
тоже. Несколько раз она надолго задумывалась над очередным
ходом. Из раздумий я пытался вывести ее предложением ничьи (<Игра > Предложить
ничью>), на которое она всякий раз отвечала гордым отказом.
Но не только время игры ограничено в демонстрационной версии Tundra. Вы не сможете
также сохранять и загружать партии. Эти запреты действуют
во всех трех вариантах игры, представленных на сайте разработчиков, - русских
шашках, бразильских и <поддавках>. Тем не менее каждую из них
вы можете загружать с эндшпильной базой и без таковой.
Правила первых двух типов шашечной игры гораздо ближе друг другу, чем Россия
и Бразилия. Они различаются, в основном, поведением шашки,
становящейся (или не становящейся) дамкой при бое с продолжением. Более подробно
вы сможете узнать о нюансах разновидностей шашек,
представленных в демонстрационных версиях Tundra, на сайте разработчика.
Во всех трех упомянутых вариантах игры вы можете состязаться как с компьютером,
так и с реальным оппонентом. Переключение от одного варианта
игры к другому осуществляется через меню <Режим>. Можно даже устроить соревнование
программы с самой собой (<Компьютер - компьютер>). Если
вы хотите играть белыми, выберите режим <Человек - компьютер>, а если черными
- <Компьютер - человек>. При желании переверните доску,
воспользовавшись соответствующим пунктом в меню <Настройки>.
В его подразделе <Настройки движка> вы сможете подкорректировать стиль игры программы.
Можно, в частности, задать степень авантюрности ее
дебютных идей, выбрав один из трех уровней - <Рискует>, <Осторожна> или принятый
по умолчанию <Стандарт>. Tundra позволяет также задать
алгоритм своих <размышлений> - AlphaBeta, MTD(f) или NegaScout. Последний, по
словам разработчиков, самый шустрый, активизирован в
программе изначально. В программе, кстати, предусмотрен контроль времени. В
соответствующем меню можно ограничить период обдумывания
каждого хода или розыгрыша всей партии.
К сожалению, в Tundra нельзя, в отличие от многих шахматных программ, устроить
состязание различных шашечных движков.
Plus600 6.32.k (Demo)
Разработчик: SSP
Увы, но такой функции игры между разными движками нет и в другой известной компьютерной
реализации русских шашек - в коммерческой программе
Plus600 от компании SSP и Сергея Старцева. Его программа считается одним из
основных конкурентов Tundra. Правда, в проведенном в 2002 г.
состязании она уступила программе Шевченко и Камынина со счетом 10,5 на 5,5
очка. К сожалению, мы не смогли устроить между Plus600 и Tundra
новое состязание, хотя бы <заочное>, из-за временных ограничений в демо-версии
последней.
В пробном же варианте Plus600 играть можно сколь угодно долго, но контроль времени
в одной партии ограничен тремя минутами. Нельзя, в
отличие от Tundra, загрузить базу окончаний партий. В Plus600 задействовать
можно лишь небольшую коллекцию дебютных вариантов.
Для этого архив с ней нужно распаковать в директорию программы.
Кроме того, Plus600 способна создавать и так называемую <Базу самообучения>.
По словам Сергея Старцева, его программа умеет <учиться на
своих ошибках>, запоминая для дальнейшего использования расчеты, проведенные
в ходе розыгрыша партии. Только, к сожалению, в доступной для
загрузки демо-версии эта опция заблокирована. Не сможете вы в ней также активизировать
функции анализа партий. Зато, в отличие от
<пробника> Tundra, она способна сохранять в собственном формате (P6G) недоигранные
партии и загружать их в любое другое удобное для
пользователя время.
Запускается Plus600 медленнее своего главного конкурента, но при этом, как ни
странно, занимает на порядок меньше оперативной памяти. В
нашем случае она отняла у системы всего 3 Мбайт, в то время как Tundra - аж
50 Мбайт. Правда, насколько можно понять ее собственные
комментарии, Pius600 <резервирует> за собой еще 170 Мбайт <оперативки>.
Количество же режимов шашечных состязаний у двух российских программ совпадает.
У Plus600 в меню <Игра> представлены те же варианты, что и в
Tundra. Против виртуального соперника она позволяет сыграть как белыми (режим
<Человек - Plus600>), так и черными шашками (<Plus600
-человек>). Предусмотрена также игра с реальным партнером (<Человек - человек>).
В файле помощи Plus600, помимо сведений о ее собственных возможностях, подробно
расписаны правила игры. Ознакомиться с ними особенно важно в
других шашечных программах Сергея Старцева - Plus400 (<Чешские шашки>), Plus500
(<Международные шашки>), Plus700 (<Чекерс>), Plus800
(<Бразильские шашки>) и Plus900 (<Пул Чекерс>). Что касается популярных у нас
в России <поддавков>, то, для того чтобы сыграть в них,
достаточно активизировать соответствующую опцию в меню Plus600.
Так что если вы почувствуете, что проигрываете виртуальному сопернику в обычные
шашки, всего лишь переключитесь в режим <игры наоборот> - и
победа вам будет гарантирована. Хотя честной такую <викторию>, конечно, не назовешь.
CheckerBoard 1.64
Разработчик: Martin Fierz
В бесплатной программе CheckerBoard Мартина Фирза подобные хитрости (своевременный
переход от нормальной партии к <поддавкам>) не пройдут.
Здесь в соревновании с искусственным разумом вам придется полагаться только
на собственный интеллект.
Зато в CheckerBoard, в отличие от Tundra и Plus600, можно подобрать себе виртуального
соперника по силам. Дело в том, что Мартин Фирз под
влиянием, по его словам, шахматной программы WinBoard Тима Манна создал программу
-оболочку для различных шашечных движков. Причем четыре
из них, разработанные им самим (основной и самый сложный Cake Manchester, Kingscourt
Cake, Dama Italiana и чуть более простой Simple
Checkers Engine), включены в бесплатный дистрибутив. Ссылки на еще несколько
шашечных движков, созданных другими программистами, вы найдете
на сайте CheckerBoard. Среди прочих отметим одного из самых высококлассных <виртуальных
шашистов> - движок KingsRow Эда Джилберта
(pages.prodigy.net/eyg/Checkers/KingsRow.htm). Кстати, он, как и большинство
других совместимых с Checkerboard шашечных движков,
предпочитает английскую или очень близкую к ней итальянскую версию этой настольной
игры. В обеих, в отличие от русской партии, бить шашки
назад имеют право только дамки.
В CheckerBoard выбрать тот или иной движок в качестве соперника вы сможете в
меню Engine > Select, в списке Primary Engine. Если же вы
задумаете устроить соревнование между различными движками - выберите виртуального
же партнера по игре в поле Secondary Engine. Разумеется,
составлять пары из виртуальных шашистов следует с учетом версий игры, которые
они поддерживают.
По умолчанию CheckerBoard играет в английские шашки. Для настройки параметров
активного движка обратитесь к его опциям (Engine > Options).
Режим игры - будете ли вы сами соревноваться с движком (Normal) или два виртуальных
шашиста друг с другом (Engine - Engine) - определите в
<настройках> (Options > Mode). Разумеется, с помощью CheckerBoard можно будет
сыграть в шашки и с приятелем (режим 2 Players).
В отличие от демо-версий вышеупомянутых шашечных программ, в бесплатной CheckerBoard
вы сможете сохранить и при необходимости загрузить
партию в формате PDN. Кроме того, CheckerBoard поддерживает работу с базами
игр. Открыв любую из них (File > Select Database), вы сможете
ход за ходом проследить перипетии того или иного записанного в ней шашечного
поединка (File > Open Game). Для этого воспользуйтесь кнопками
управления, прежде всего одной из них - со стрелкой, указывающей вперед
Улучшить качество игры ChekerBoard, если вы используете движок Cake Manchester,
можно за счет библиотеки окончаний. При помощи специального
генератора эта программа способна построить базу игровых вариантов для 6 шашек
(Database > Create 6-piece database). Правда, для этого
понадобится порядка 200 Мбайт дискового пространства и довольно много времени
- 4 часа, как уверяет Мартин Фирз, на достаточно быстром
современном компьютере. Зато оперативной памяти программа ChekerBoard потребляет
не так уж и много. В нашем случае она ограничилась всего 4
Мбайт.
Dгаgоп Draughts 2,4
Разработчик: Michel Grimminck
Отмечу, что 4 часа расчетов - это еще что... Чтобы сгенерировать эндшпильную
базу данных в другой бесплатной программе - Dragon Draughts,
вам понадобится, как сообщает ее разработчик Мишель Гримминк, аж 10 дней. И
это в 6 - шашечном варианте, в 7 - шашечном счет пойдет уже на
месяцы. А объем получаемых в итоге CPR-фай-лов достигнет в итоге ни много ни
мало - 120 Гбайт (!).
Хорошо хоть, что подавляющему большинству пользователей, не собирающихся бороться
за звание чемпиона мира по шашкам, вполне достаточно будет
4 -шашечного набора эндшпилей, который можно на скоростном компьютере подготовить
достаточно быстро. Для его генерации обратитесь к меню
View > Options > Create endgame databases и нажмите кнопку Create up to 4 piece
database. После этого не пугайтесь: все операции встроенный
генератор проведет в окне DOS в автоматическом режиме. Нажав сочетание клавиш
Ctrl+S, вы сможете прервать на время и затем возобновить
процесс <базостроительства>.
В отличие от российских шашечных программ и оболочки CheckerBoard, Dragon Draughts
использует не 64 -, а 100 - клеточное поле, то есть с ней
вы будете играть в международные шашки. Правила в них практически такие же,
как в русских шашках. Несколько отличаются они от тех, к
которым мы привыкли, лишь в особой новой <убийственной> разновидности (Killer
Draughts) с практически неограниченными возможностями шашек,
прошедших в дамки.
В этот жесткий вариант игры вы сможете сразиться с Dragon Draughts, если в качестве
соперника в разделе настроек Engine выберете движок
Killer/demotie. Кроме него в списке фигурируют стандартный Dragon, Dragon Draughts
с максимальной загрузкой оперативной памяти и <внешний
движок>. Для подключения последнего вам нужно указать IP-адрес сервера, где
он находится, и порт для соединения.
Как и в других программах этого типа, в <драконовских> шашках можно сыграть как
с виртуальным оппонентом (Game > Computer vs Human), так и с
реальным (Human vs Human). Предоставить право первого хода движку вы можете,
отметив мышкой опцию Computer Move. Если хотите сыграть и за
белых, и за черных, оставив машине только функцию оценки, - задействуйте режим
Analyse Mode.
Оригинальная возможность программы Dragon Draughts - предупреждение о серьезных
ошибках игрока. Вы можете попросить разъяснений, сразу же
согласиться с мнением своего виртуального соперника или, наоборот, проигнорировать
его, если уверены в своей правоте.
В части системных требований программа Dragon Draughts сполна оправдала свое
название. Потребляемые ею вместе с движком 107 Мбайт иначе, как
<драконовскими>, и не назовешь.
World Championship Checkers (Gold Plus)
Разработчики: Gil Dodgen, Ed Trice
По сравнению с аппетитом Dragon Draughts требования программы World Championship
Checkers (WCC) выглядят просто вегетарианскими.
<Оперативки> она заняла всего 15 Мбайт. Правда, для запуска ей потребовался
еще и определенный объем свободной памяти. Зарезервировать то
или иное количество мегабайт вы сможете в меню Memory. Учитывайте, что его должно
быть достаточно и для работы программы, и для мощной
эндшпильной базы на 6 шашек, которую WCC использует.
Эта база, кстати, в отличие от большинства других шашечных программ, доступных
для загрузки из Интернета, входит непосредственно в
дистрибутив WCC. Так что победить ее шашисту - любителю весьма непросто. В полной
коммерческой версии (Platinum) разработчики гарантируют
еще более
высокий уровень игры своей программы в эндшпиле. Достигается он за счет особой
<умной> базы окончаний, которую они назвали Perfect Play
Lookup. По их словам, в выигрышной позиции она способна найти путь к скорой
и гарантированной победе, а в проигрышной - затянуть розыгрыш
партии и все-таки добиться ничьей. Такой подход позволяет WCC, по образному
выражению ее разработчиков Жиля Доджена и Эда Трисе, <съесть
другие шашечные программы за завтраком>.
Соревноваться в 64-клеточные шашки после установки WCC вы сможете как с компьютерным
соперником, так и с реальным. Для выбора партнера по
игре обратитесь к меню Opponent. Партия начинается с вашего хода или с хода
программы. Время на размышление задайте в меню Level. К
сожалению, в WCC нет файла справки и, соответственно, в ней нельзя получить
информацию о правилах игры. Но если вы допустите ошибку, WCC
известит вас об этом.
В диалоговом окне Go to move (вызываемом через Game > Move list) можно просмотреть
запись ходов и при необходимости вернуться к любому из
них. WCC позволяет сохранять партии в файлах одноименного формата. Доиграть
их вы сможете, когда сочтете нужным.
Выпуск листа #20
Членов клуба: 10 человек
Модератор Аргунов Артём:
argunov20***@r*****.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/sport.others.checkers