Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Виртуальный шашечный клуб

За 2007-01-03

практика (дебют под микроскопом)

Виртуальный шашечный клуб

"Дебют" под микроскопом Тундры

Как уже сообщалось, недавно закончился матч между шашечными программами Дебют-Эксперт
и Дамира. С

целью поближе познакомиться с творчеством этих программ я предпринял попытку
проанализировать одну из партий матча, призвав в союзники

другие две программы, базу партий Авроры и Тундру с ее десятифигуркной ЭБ. Судите
сами, что у меня получилось

Дебют-Эксперт - Дамира

Товарищеский матч

1. c3-b4 h6-g5 2. g3-h4 g7-h6 3. b4-c5 b6xd4 4. e3xc5 d6xb4 5. a3xc5 g5-f4 6.
b2-a3

Данный ход авторы ДБ (Дебют-Эксперта) оценивают как "новый и сильный". Позволю
себе в этом усомниться. И вот почему. По моей базе партий

аналогичный план атаки (после последующего хода черных fe5) применил А.Беруашвили
против В.Барабашова еще аж в 1974 году.Так вот, при шашке

на с3 белые практически форсированно получают выигранную позицию! Иное дело,
что А.Беруашвили не смог за доской найти выигрыша.

Больше "повезло" В.Тарохину, когда он через два года согласился на ничью в ...
выигранной позиции. Хотя я допускаю, что в сборнике партий

был указан неверный результат партии. Вот как атаковал В.Барабашова москвич
В.Тарохин, который ближе всех был к победе. 6.b2-c3 f6-e5.

Смотрите диаграмму.

Слава богу, что программы еще не умеют мыслить схемами и категориями, а делают
просто "спокойные и сильные позиционные ходы". Когда найдется

программист (или программные средства), который смогут научить программу рассуждать
в данной позиции на диаграмме примерно так, - "ходим

fg3, с b6 никогда не нападет (после cd4 сразу без шашки), с d6 - тоже напасть
пока не может, да и всегда закрытие есть на этот ход или

размен. А потом хожу gf2, cb2. ba3 а все прежние идеи остаются", тогда уж точно
шашки "закроются". 7.f2-g3 h8-g7 8.c1-b2 e7-f6 9.g1-f2

f8-e7 10.b2-a3 c7-d6 11.a1-b2 d6xb4 12.a3xc5 b8-c7 13.b2-a3 c7-d6 14.c3-b4 d8-c7
15.b4-a5 d6xb4 16.a3xc5 c7-d6 17.a5-b6 d6xb4 18.b6-c7...

18... e7-d6

Можете мне поверить, что в позиции на диаграмме не спасают и другие продолжения.
"Десятифигурная" Тундра, установленная на ноутбук с

Центрино даже с 512 мегами оперативки, приходит к этому выводу практически моментально

19.c7-b8!! Только так!

(19.f2-e3 d6xb8 20.e3xe7 g7-f6 21.e7xg5 h6xf4 ведет только к ничьей. Так завершилась
партия Беруашвили - Барабашов.)

( Красиво проигрывает 19...b4-a3 20.d2-c3 d6-c5 21.c3-b4 c5-d4 22.e1-d2 a3xc5
23.d2-c3 d4xb2 24.f2-e3 f4xd2 25.b8xg5 h6xf4 26.g3xe5 a7-b6

27.h4-g5 g7-h6 28.g5-f6 b6-c5 29.f6-e7 c5-b4 30.e7-d8 b4-c3 31.h2-g3 c3-d2 32.d8-h4)
20.d2-e3 f4xd2 21.e1xa5 g5-f4 22.a5-b6

( В.Тарохин играл иначе, что тоже выигрывает 22.f2-e3 f4xd2 23.g3-f4 e5xg3 24.b8xc1
g3-f2 25.c1-h6 f2-g1 26.h6xf8 f6-e5 27.f8-c5 g1xb6

28.a5xc7) 22...a7xc5 23.b8-a7 f4-e3 24.f2xb6 d6-c5 25.b6xd4 e5xc3 26.a7-f2!
]

Сама же партия ДЭ - Эксперт продолжалась менее интересно

6...f6-e5 7. a1-b2 e7-f6 8. b2-c3 c7-b6 9. c3-d4 e5xc3 10. d2xb4 b6xd4 11. h4-g5
f6xh4 12. f2-g3 h4xf2 13. e1xc3

Далее партия не вызывает никакого интереса, тем более, что играли программы.

Ничего, "подрастут" - научатся!

Комментарии А.Кандаурова .

Выпуск листа #21
Членов клуба: 10 человек
Модератор Аргунов Артём:
argunov20***@r*****.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/sport.others.checkers

   2007-01-03 16:59:15 (#626182)

новости (компьютерные программы)

Виртуальный шашечный клуб

Шашки на рабочем столе

Компьютерный журнал "HARD и SOFT" опубликовал в своем мартовском номере обзор
существующих игровых

шашечных программ Александра Елисеева. К сожалению, автор видимо не нашел времени,
чтобы проконсультироваться у шашечных специалистов по

этому вопросу, и по этой причине в его обзор не попали многие сильные шашечные
программы. Публикую часть статью, которая относится к

шашечным программам, без сокращений.

Шашки на рабочем столе

Александр Елисеев

<Давненько не брал я в руки шашек!> - помнится, утверждал Чичиков в поэме <Мертвые
души>. В современную цифровую эпоху он запросто мог бы

сказать, что не брал их в руки вовсе. Ведь теперь существуют компьютерные шашки,
передвигаемые по виртуальному полю с помощью курсора мыши.

В октябрьском номере нашего журнала за прошлый год в статье <Битва железных коней>
мы рассказали о самых известных шахматных программах и

движках. Но компьютерные версии есть и у других не менее популярных настольных
игр - шашек, нард, домино, костей и т.п. Как и в шахматы, в

эти развлечения компьютер привнес принципиально новое. Мы теперь можем состязаться
не только друг с другом, но и с виртуальными соперниками

- компьютерными программами.

Некоторые из них подробно рассматриваются в этой статье. Причем мы оценивали
компьютерные шашки и нарды, в отличие от шахматных программ, не

только по функционально-техническим параметрам, но и с точки зрения удобства
и красочности интерфейса, системных требований, а также по

уровню мастерства (стандартному или регулируемому) виртуального партнера.

При отборе программ предпочтение мы отдавали тем из них, которые обладают более
мощным искусственным интеллектом. Оценивая, учитывали и

вспомогательный материал, размещенный в их дистрибутивах (например, базы окончаний
партий), а также возможность получения справки не только

по программе, но и по правилам самой игры.

Шашки

Tundra 2.3 Krepki (Demo)

Разработчики: Антон Шевченко,

Виталий Камынин

Тягаться, конечно, бесплатно распространяемым шашечным программам с коммерческими
довольно сложно. Во всяком случае, с такими, как Tundra от

российских разработчиков Антона Шевченко и Виталия Камынина.

Эта программа, как они уверяют, первая и пока единственная выполнившая норматив
гроссмейстера России. Произошло это в 2003 г., когда Tundra

приняла участие в <Мемориале Абаулина>. Соревнуясь в ходе этого турнира с настоящими
шашистами, она сумела набрать 9 очков из 13 возможных!

Только по игровому коэффициенту программа уступила первое место гроссмейстеру
Юрию Королеву.

К сожалению, по-настоящему проверить игровые кондиции <гроссмейстерской> программы
автору этих строк не удалось, поскольку доступная для

загрузки демонстрационная версия запускается всего лишь на три минуты. Не знаю,
как гроссмейстеры, но я, скромный любитель, с такой бешеной

скоростью соображать и делать ходы не умею. Да и сама Tundra, судя по всему,
тоже. Несколько раз она надолго задумывалась над очередным

ходом. Из раздумий я пытался вывести ее предложением ничьи (<Игра > Предложить
ничью>), на которое она всякий раз отвечала гордым отказом.

Но не только время игры ограничено в демонстрационной версии Tundra. Вы не сможете
также сохранять и загружать партии. Эти запреты действуют

во всех трех вариантах игры, представленных на сайте разработчиков, - русских
шашках, бразильских и <поддавках>. Тем не менее каждую из них

вы можете загружать с эндшпильной базой и без таковой.

Правила первых двух типов шашечной игры гораздо ближе друг другу, чем Россия
и Бразилия. Они различаются, в основном, поведением шашки,

становящейся (или не становящейся) дамкой при бое с продолжением. Более подробно
вы сможете узнать о нюансах разновидностей шашек,

представленных в демонстрационных версиях Tundra, на сайте разработчика.

Во всех трех упомянутых вариантах игры вы можете состязаться как с компьютером,
так и с реальным оппонентом. Переключение от одного варианта

игры к другому осуществляется через меню <Режим>. Можно даже устроить соревнование
программы с самой собой (<Компьютер - компьютер>). Если

вы хотите играть белыми, выберите режим <Человек - компьютер>, а если черными
- <Компьютер - человек>. При желании переверните доску,

воспользовавшись соответствующим пунктом в меню <Настройки>.

В его подразделе <Настройки движка> вы сможете подкорректировать стиль игры программы.
Можно, в частности, задать степень авантюрности ее

дебютных идей, выбрав один из трех уровней - <Рискует>, <Осторожна> или принятый
по умолчанию <Стандарт>. Tundra позволяет также задать

алгоритм своих <размышлений> - AlphaBeta, MTD(f) или NegaScout. Последний, по
словам разработчиков, самый шустрый, активизирован в

программе изначально. В программе, кстати, предусмотрен контроль времени. В
соответствующем меню можно ограничить период обдумывания

каждого хода или розыгрыша всей партии.

К сожалению, в Tundra нельзя, в отличие от многих шахматных программ, устроить
состязание различных шашечных движков.

Plus600 6.32.k (Demo)

Разработчик: SSP

Увы, но такой функции игры между разными движками нет и в другой известной компьютерной
реализации русских шашек - в коммерческой программе

Plus600 от компании SSP и Сергея Старцева. Его программа считается одним из
основных конкурентов Tundra. Правда, в проведенном в 2002 г.

состязании она уступила программе Шевченко и Камынина со счетом 10,5 на 5,5
очка. К сожалению, мы не смогли устроить между Plus600 и Tundra

новое состязание, хотя бы <заочное>, из-за временных ограничений в демо-версии
последней.

В пробном же варианте Plus600 играть можно сколь угодно долго, но контроль времени
в одной партии ограничен тремя минутами. Нельзя, в

отличие от Tundra, загрузить базу окончаний партий. В Plus600 задействовать
можно лишь небольшую коллекцию дебютных вариантов.

Для этого архив с ней нужно распаковать в директорию программы.

Кроме того, Plus600 способна создавать и так называемую <Базу самообучения>.
По словам Сергея Старцева, его программа умеет <учиться на

своих ошибках>, запоминая для дальнейшего использования расчеты, проведенные
в ходе розыгрыша партии. Только, к сожалению, в доступной для

загрузки демо-версии эта опция заблокирована. Не сможете вы в ней также активизировать
функции анализа партий. Зато, в отличие от

<пробника> Tundra, она способна сохранять в собственном формате (P6G) недоигранные
партии и загружать их в любое другое удобное для

пользователя время.

Запускается Plus600 медленнее своего главного конкурента, но при этом, как ни
странно, занимает на порядок меньше оперативной памяти. В

нашем случае она отняла у системы всего 3 Мбайт, в то время как Tundra - аж
50 Мбайт. Правда, насколько можно понять ее собственные

комментарии, Pius600 <резервирует> за собой еще 170 Мбайт <оперативки>.

Количество же режимов шашечных состязаний у двух российских программ совпадает.
У Plus600 в меню <Игра> представлены те же варианты, что и в

Tundra. Против виртуального соперника она позволяет сыграть как белыми (режим
<Человек - Plus600>), так и черными шашками (<Plus600

-человек>). Предусмотрена также игра с реальным партнером (<Человек - человек>).

В файле помощи Plus600, помимо сведений о ее собственных возможностях, подробно
расписаны правила игры. Ознакомиться с ними особенно важно в

других шашечных программах Сергея Старцева - Plus400 (<Чешские шашки>), Plus500
(<Международные шашки>), Plus700 (<Чекерс>), Plus800

(<Бразильские шашки>) и Plus900 (<Пул Чекерс>). Что касается популярных у нас
в России <поддавков>, то, для того чтобы сыграть в них,

достаточно активизировать соответствующую опцию в меню Plus600.

Так что если вы почувствуете, что проигрываете виртуальному сопернику в обычные
шашки, всего лишь переключитесь в режим <игры наоборот> - и

победа вам будет гарантирована. Хотя честной такую <викторию>, конечно, не назовешь.

CheckerBoard 1.64

Разработчик: Martin Fierz

В бесплатной программе CheckerBoard Мартина Фирза подобные хитрости (своевременный
переход от нормальной партии к <поддавкам>) не пройдут.

Здесь в соревновании с искусственным разумом вам придется полагаться только
на собственный интеллект.

Зато в CheckerBoard, в отличие от Tundra и Plus600, можно подобрать себе виртуального
соперника по силам. Дело в том, что Мартин Фирз под

влиянием, по его словам, шахматной программы WinBoard Тима Манна создал программу
-оболочку для различных шашечных движков. Причем четыре

из них, разработанные им самим (основной и самый сложный Cake Manchester, Kingscourt
Cake, Dama Italiana и чуть более простой Simple

Checkers Engine), включены в бесплатный дистрибутив. Ссылки на еще несколько
шашечных движков, созданных другими программистами, вы найдете

на сайте CheckerBoard. Среди прочих отметим одного из самых высококлассных <виртуальных
шашистов> - движок KingsRow Эда Джилберта

(pages.prodigy.net/eyg/Checkers/KingsRow.htm). Кстати, он, как и большинство
других совместимых с Checkerboard шашечных движков,

предпочитает английскую или очень близкую к ней итальянскую версию этой настольной
игры. В обеих, в отличие от русской партии, бить шашки

назад имеют право только дамки.

В CheckerBoard выбрать тот или иной движок в качестве соперника вы сможете в
меню Engine > Select, в списке Primary Engine. Если же вы

задумаете устроить соревнование между различными движками - выберите виртуального
же партнера по игре в поле Secondary Engine. Разумеется,

составлять пары из виртуальных шашистов следует с учетом версий игры, которые
они поддерживают.

По умолчанию CheckerBoard играет в английские шашки. Для настройки параметров
активного движка обратитесь к его опциям (Engine > Options).

Режим игры - будете ли вы сами соревноваться с движком (Normal) или два виртуальных
шашиста друг с другом (Engine - Engine) - определите в

<настройках> (Options > Mode). Разумеется, с помощью CheckerBoard можно будет
сыграть в шашки и с приятелем (режим 2 Players).

В отличие от демо-версий вышеупомянутых шашечных программ, в бесплатной CheckerBoard
вы сможете сохранить и при необходимости загрузить

партию в формате PDN. Кроме того, CheckerBoard поддерживает работу с базами
игр. Открыв любую из них (File > Select Database), вы сможете

ход за ходом проследить перипетии того или иного записанного в ней шашечного
поединка (File > Open Game). Для этого воспользуйтесь кнопками

управления, прежде всего одной из них - со стрелкой, указывающей вперед

Улучшить качество игры ChekerBoard, если вы используете движок Cake Manchester,
можно за счет библиотеки окончаний. При помощи специального

генератора эта программа способна построить базу игровых вариантов для 6 шашек
(Database > Create 6-piece database). Правда, для этого

понадобится порядка 200 Мбайт дискового пространства и довольно много времени
- 4 часа, как уверяет Мартин Фирз, на достаточно быстром

современном компьютере. Зато оперативной памяти программа ChekerBoard потребляет
не так уж и много. В нашем случае она ограничилась всего 4

Мбайт.

Dгаgоп Draughts 2,4

Разработчик: Michel Grimminck

Отмечу, что 4 часа расчетов - это еще что... Чтобы сгенерировать эндшпильную
базу данных в другой бесплатной программе - Dragon Draughts,

вам понадобится, как сообщает ее разработчик Мишель Гримминк, аж 10 дней. И
это в 6 - шашечном варианте, в 7 - шашечном счет пойдет уже на

месяцы. А объем получаемых в итоге CPR-фай-лов достигнет в итоге ни много ни
мало - 120 Гбайт (!).

Хорошо хоть, что подавляющему большинству пользователей, не собирающихся бороться
за звание чемпиона мира по шашкам, вполне достаточно будет

4 -шашечного набора эндшпилей, который можно на скоростном компьютере подготовить
достаточно быстро. Для его генерации обратитесь к меню

View > Options > Create endgame databases и нажмите кнопку Create up to 4 piece
database. После этого не пугайтесь: все операции встроенный

генератор проведет в окне DOS в автоматическом режиме. Нажав сочетание клавиш
Ctrl+S, вы сможете прервать на время и затем возобновить

процесс <базостроительства>.

В отличие от российских шашечных программ и оболочки CheckerBoard, Dragon Draughts
использует не 64 -, а 100 - клеточное поле, то есть с ней

вы будете играть в международные шашки. Правила в них практически такие же,
как в русских шашках. Несколько отличаются они от тех, к

которым мы привыкли, лишь в особой новой <убийственной> разновидности (Killer
Draughts) с практически неограниченными возможностями шашек,

прошедших в дамки.

В этот жесткий вариант игры вы сможете сразиться с Dragon Draughts, если в качестве
соперника в разделе настроек Engine выберете движок

Killer/demotie. Кроме него в списке фигурируют стандартный Dragon, Dragon Draughts
с максимальной загрузкой оперативной памяти и <внешний

движок>. Для подключения последнего вам нужно указать IP-адрес сервера, где
он находится, и порт для соединения.

Как и в других программах этого типа, в <драконовских> шашках можно сыграть как
с виртуальным оппонентом (Game > Computer vs Human), так и с

реальным (Human vs Human). Предоставить право первого хода движку вы можете,
отметив мышкой опцию Computer Move. Если хотите сыграть и за

белых, и за черных, оставив машине только функцию оценки, - задействуйте режим
Analyse Mode.

Оригинальная возможность программы Dragon Draughts - предупреждение о серьезных
ошибках игрока. Вы можете попросить разъяснений, сразу же

согласиться с мнением своего виртуального соперника или, наоборот, проигнорировать
его, если уверены в своей правоте.

В части системных требований программа Dragon Draughts сполна оправдала свое
название. Потребляемые ею вместе с движком 107 Мбайт иначе, как

<драконовскими>, и не назовешь.

World Championship Checkers (Gold Plus)

Разработчики: Gil Dodgen, Ed Trice

По сравнению с аппетитом Dragon Draughts требования программы World Championship
Checkers (WCC) выглядят просто вегетарианскими.

<Оперативки> она заняла всего 15 Мбайт. Правда, для запуска ей потребовался
еще и определенный объем свободной памяти. Зарезервировать то

или иное количество мегабайт вы сможете в меню Memory. Учитывайте, что его должно
быть достаточно и для работы программы, и для мощной

эндшпильной базы на 6 шашек, которую WCC использует.

Эта база, кстати, в отличие от большинства других шашечных программ, доступных
для загрузки из Интернета, входит непосредственно в

дистрибутив WCC. Так что победить ее шашисту - любителю весьма непросто. В полной
коммерческой версии (Platinum) разработчики гарантируют

еще более

высокий уровень игры своей программы в эндшпиле. Достигается он за счет особой
<умной> базы окончаний, которую они назвали Perfect Play

Lookup. По их словам, в выигрышной позиции она способна найти путь к скорой
и гарантированной победе, а в проигрышной - затянуть розыгрыш

партии и все-таки добиться ничьей. Такой подход позволяет WCC, по образному
выражению ее разработчиков Жиля Доджена и Эда Трисе, <съесть

другие шашечные программы за завтраком>.

Соревноваться в 64-клеточные шашки после установки WCC вы сможете как с компьютерным
соперником, так и с реальным. Для выбора партнера по

игре обратитесь к меню Opponent. Партия начинается с вашего хода или с хода
программы. Время на размышление задайте в меню Level. К

сожалению, в WCC нет файла справки и, соответственно, в ней нельзя получить
информацию о правилах игры. Но если вы допустите ошибку, WCC

известит вас об этом.

В диалоговом окне Go to move (вызываемом через Game > Move list) можно просмотреть
запись ходов и при необходимости вернуться к любому из

них. WCC позволяет сохранять партии в файлах одноименного формата. Доиграть
их вы сможете, когда сочтете нужным.

Выпуск листа #20
Членов клуба: 10 человек
Модератор Аргунов Артём:
argunov20***@r*****.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/sport.others.checkers

   2007-01-03 09:57:38 (#626096)

исторические сведения (сладкая звезда)

Виртуальный шашечный клуб

Эта сладкая звезда <ЗИС>

США. 25 декабля Зису Мееровичу Плехману, потомственному одесситу, исполнилось
девяносто (!!!) лет. Сейчас Зис Меерович проживает в Америке, он и поныне не
расстается с шашками, и вряд ли ошибусь, если скажу, что сейчас он - старейший
мастер спорта

по шашкам (СССР) на планете. Предлагаю познакомиться со статьей Анатолия Загуляева
(США).

Ох, как не просто в девяносто

Хранить души своей запал!

Позволь вот этим скромным тостом

Тебя поздравить, юбиляр!

Будь вечно бодрым без поблажки

На ворох пережитых дней!

И знай, что существуют ШАШКИ,

Где много у тебя друзей!

Михаил Рахунов,

международный гроссмейстер

В г. Одесса, в семье Плехманов, 25 декабря 1916 года родился <сладкий> мальчик.
Родители дали ему имя <Зис>, что в переводе с идиш значит

<сладкий>. Зис в 8 лет научился играть в шашки и эта игра стала его любимой
игрой на всю жизнь. Даже не верится, что я пишу о человеке,

родившемся в начале прошлого века, еще до революции 1917 года.

Зис Меерович Плехман прошел в своей жизни нелегкий, тернистый путь. На его долю
выпала Отечественная война, революция и другие более или

менее значительные события прошлого века. З.Плехман прошел всю войну. Участвовал
в Сталинградской битве, за которую был награжден

многочисленными медалями <За мужество и отвагу> разных степеней. Он прослужил
в армии 21 год и уволился в запас в звании майора.

И везде, куда бы ни забрасывала его судьба, будь то Дагестан, Средняя Азия или
Азербайджан, Зис находил время, чтобы поиграть в свою любимую

игру - шашки. Он был чемпионом Дагестана, Азербайджана. Играл в финалах чемпионатов
Украины (где играли во все времена самые сильные

игроки).

Уже будучи в эмиграции в США, в довольно преклонном возрасте, Зис Плехман и здесь
начал пропагандировать шашечную игру. На протяжении

долгого времени З.Плехман ведет шашечный отдел в газете <Кстати>, а также проводит
соревнования среди пожилых людей в оздоровительном

центре <Круг друзей>. Все знают, что визитная карточка Сан-Франциско - это протяженные
подвесные мосты, трамвайчики. Сан-Франциско -

столица мира для геев и лесбиянок.

Благодаря Зису Плехману Сан-Франциско стал еще и городом, (единственном в мире!),
где бабушки играют в шашки. Женщины старше 70 лет полюбили

эту игру и с большим азартом выступают в соревнованиях, которые проводит мастер
спорта Зис Плехман.

Это было любо посмотреть, как они передвигают белые и черные шашки по доске и
при этом лица их озаряются, они молодеют душой, они

прикасаются к искусству шашечной игры, для которой нет возрастных ограничений.

Играйте хоть до 150 лет, лишь бы мозг работал. Ученые, кстати, заметили, что
если пожилые люди увлечены интеллектуальными играми, их мозг

тренируется, что замедляет старение и продлевает жизнь.

Всемирная федерация шашек не оставила без внимания З.Плехмана. За популяризацию
шашек в США и в связи с 90-летием со дня рождения

International Checkers Assotiation наградила мастера спорта З.Плехмана дипломом
и медалью.

Более того, его именем <Зис> названа звезда. Так что если вы поднимете вечером
голову и всмотритесь в звездное небо, то где-то там вам

светит сладкая звездочка по имени <Зис>!

Здоровья Вам, симпатичный, милый вы наш человек!

Анатолий ЗАГУЛЯЕВ, международный гроссмейстер,

Сан - Франциско, Калифорния.

Выпуск листа #19
Членов клуба: 10 человек
Модератор Аргунов Артём:
argunov20***@r*****.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/sport.others.checkers

   2007-01-03 09:51:33 (#626091)