Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] <Бог ваших куличей не примет>: чего лучше не делать в Чистый четверг

<Бог ваших куличей не примет>: чего лучше не делать в Чистый четверг

В четверг Страстной недели во всех православных храмах вспоминают важнейшее
евангельское событие: Тайную вечерю, когда Иисус Христос установил таинство
причастия (евхаристии, что в переводе с греческого означает <благодарение>).

Это ключевой день церковного года, в который всех верующих призывают утром
прийти в храм и <причаститься Крови и Тела Христовых>, а вечером выслушать
чтение
двенадцати отрывков из Евангелия, рассказывающих о последних часах земной
жизни Христа.
Нужно ли в этот день красить пасхальные яйца, печь куличи

https://news.mail.ru/society/33028499/
и зачем патриархи моют ноги простым священникам - в материале РИА Новости.

С огоньком и чистыми ногами

Евангелие от Матфея описывает, как во время трапезы Иисус взял хлеб,
благословил его и, преломив, раздал ученикам со словами: <Приимите, ядите:
сие есть
Тело Мое>. А затем подал апостолам чашу с вином и сказал: <Пейте из нее все,
ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление
грехов>.

Прошло уже больше двух тысяч лет, но каждый год даже не очень церковные люди
в Великий четверг идут в храм, чтобы исполнить этот завет Христа.

После утренней литургии в церкви вспоминают еще один момент Тайной вечери:
перед праздничной трапезой Христос, уподобившись слуге, вымыл ноги сначала
апостолу
Петру, а затем и всем остальным своим ученикам. В некоторых протестантских
общинах вплоть до XX века считалось, что, не повторив Его поступок перед
евхаристией,
человек теряет спасение.

В Иерусалиме на площади перед храмом Гроба Господня патриарх Феофил по
традиции омоет ноги 12 монахам. А патриарх Московский и всея Руси Кирилл
совершит
этот удивительный чин в храме Христа Спасителя в Москве.

Вечером вспоминают уже события Страстной пятницы - самого скорбного дня
церковного года. В храмах совершается служба <двенадцати Евангелий> - на ней
читают
12 отрывков из четырех новозаветных текстов, описывающих последние часы
земной жизни Христа: как Его схватили, судили, били и распяли. Вспоминают и
Его
последнюю беседу с учениками в Гефсиманском саду, и <моление о чаше>, когда
Он просил Отца Небесного избавить Его от <этой чаши> страданий, и казнь на
Голгофе,
и погребение. Всю эту длинную службу священники и прихожане стоят в храме с
зажженными свечами. Потом их не гасят, а, по традиции, стараются принести
домой
и сохранить их огонь в лампадах до Пасхи.

В ожидании главного

Однако, несмотря на весь драматизм последних дней Страстной недели, все в
вечернем богослужении четверга указывает на то, что распятие - это еще не
конец
истории, что торжества смерти не будет и жизнь все равно победит.

<Когда мне было 18 лет и я служил в армии, Великий четверг выпал на 1 мая.
Центр Москвы должны были перекрыть на весь день из-за парада и демонстраций.
Прекращался доступ и в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, куда
я ходил с детства и где прислуживал с 15 лет. И тогда владыка Питирим
(митрополит
Питирим (Нечаев). - Прим. ред.) решил ночью служить литургию Великого
четверга, а потом, после небольшого перерыва, утреню с чтением 12
Евангелий>, - вспоминает
глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит
Волоколамский Иларион (Алфеев).

Он ночью приехал в храм. Она <была тихая и теплая, и храм, наполненный
светом, сиял среди ночи, как какой-то сказочный дворец. А то, что
происходило внутри храма,
передать словами невозможно: это было <небо на земле>. Это было, вероятно,
то, что испытали посланцы князя Владимира в десятом веке, когда
присутствовали
за богослужением в храме Святой Софии в Константинополе. Вернувшись на Русь,
они так описали пережитое: <И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда,
где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на
земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом.
Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми>.

По словам митрополита, заменить подобный опыт нельзя никакими рассуждениями
о <Боге в душе> и <высшем разуме>.

Куличи подождут

Что касается куличей,

https://news.mail.ru/society/33023873/
творожных пасх, крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной уборки,
даже в храме, то все эти хлопоты лучше всего закончить заранее, чтобы на
Страстной
только ходить на службы, убежден настоятель подмосковного храма в честь
иконы Божией Матери <Державная> священник Николай Булгаков.

Он помнит, как однажды в Москве архиепископ Киприан (Зернов) сказал своим
прихожанам:

блочная цитата
Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите, Господь ваших куличей
не примет.
Архиепископ Киприан
конец блочной цитаты

А службы в эти дни совершают дважды в день - утром и вечером, в Страстную
пятницу - даже три раза. И за первые три дня Страстной единственный раз в
году
полностью прочитывают все четыре Евангелия.

<Излишние мысли в сторону того, что поесть и попить, колбасные и творожные
"выверты" сознания свидетельствуют: мы мало понимаем, что такое пост,
Евангелие
и Кто такой Христос. Страстная неделя требует отнятия внимания от
второстепенного. Если и возрождать что-то в церковной традиции, то делать
это нужно не с точки
зрения "священного" быта, а надо начинать с глубоких переживаний
христианской общиной всех событий Страстей Христовых. Ну, а быт - так или
иначе - будет
добавлен, оформлен и украшен: окна будут чистыми, занавески свежими, яйца
сваренными и выкрашенными>, - рассуждает известный проповедник протоиерей
Андрей
Ткачев.

Ужас апостолов

Весь смысл богослужений Страстной, по глубокому убеждению священника,
заключается даже не в воспоминаниях о страданиях Христа, а в
непосредственном и личном
переживании всех событий Его жизни в последнюю неделю перед казнью.

<В воскресенье (
Вербное, когда Он въезжал в Иерусалим

https://news.mail.ru/society/33023075/
за неделю до Пасхи. - Прим. ред.) народ кричал ему: "Осанна Сыну
Давидову!", в среду блудница помазала Христа миром, в четверг Господь
установил таинство
евхаристии, потом молитва в Гефсиманском саду, взятие под стражу, хождение к
Пилату, Ироду и обратно, битье, издевательства, ночной суд, распятие, покой
субботы и утро первого дня Воскресения. А потом все распрямилось, как
пружина, - и вот весь мир живет уже две тысячи лет благодаря тем событиям,
зная или
даже не зная об этом>, - продолжает Ткачев.

Если бы Страсти Господни продолжились хоть на один день, никто бы не выжил,
считает священник. Апостол Петр был на грани безумия от скорби и
собственного
предательства, Иуда повесился, не дотерпел до Воскресения. Все были
перепуганы, растеряны, находились в ужасной скорби. Если бы Господь воскрес
на пятый
день, Он не нашел бы ни одного апостола, уверен отец Андрей. <Это для нас
сегодня покой Великой субботы разбавлен знанием о грядущем Воскресении, а
ужас
распятия скрашен пониманием того, что Христос на самом деле жив. Но апостолы
же этого не знали наверняка!> - заключает он.

На самом деле апостолы все знали. Но, наверное, так и не смогли поверить до
конца. <Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Я живу, и вы будете жить. В
тот день
узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто любит Меня, тот
возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам> - так записал
слова Христа его любимый ученик Иоанн.

Алексей Михеев, для РИА Новости
Источник:
https://news.mail.ru/society/33067175/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Thu, 5 Apr 2018 16:18:58 +0300 (#3556732)