[свободная трибуна] <В загс или на кладбище?> Почему Красную горку отмечают непр
<В загс или на кладбище?> Почему Красную горку отмечают неправильно
РИА Новости, Антон Скрипунов, Сергей Стефанов. Православная церковь
завершает Светлую Пасхальную неделю праздником.
В народе его называют Красной горкой. С ним связано немало обрядов, в
которых легко запутаться. О том, что дозволено делать в этот день
православному человеку,
а что нет, - в материале РИА Новости.
Не искать чудес
В Церкви этот день называется Антипасхой. Богослужебные книги дают уточнение
столь необычному наименованию: Воскресение, подобное Пасхе. Церковь
вспоминает
также явление воскресшего Христа апостолу Фоме. Отсюда еще одно название
праздника - Фомина неделя (<неделя> в церковнославянском языке означает
<воскресенье>).
Удивительно, но Священное Писание рисует учеников Христа вполне
натуралистично, без ореола безусловной праведности. Ведь первыми, кто
усомнился в том,
что Христос воскрес, были как раз апостолы. Мария Магдалина рассказала им,
что Учитель явился ей и велел сообщить им о Его восстании из мертвых. Но они
не поверили. И вечером того же дня Христос уже сам явился апостолам и, как
повествует евангелист Матфей, <упрекал их за неверие и жестокосердие, что
видевшим
Его воскресшего не поверили>.
Фома, как свидетельствует евангелист Иоанн, по какой-то причине отсутствовал
в тот день, и, когда изумленные апостолы рассказали ему о чуде, он не
поверил
им, как они сами не поверили Марии Магдалине. Мало того, потребовал от них в
буквальном смысле ощутимых доказательств.
<Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста
моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю>, -
повествует
Иоанн Богослов. Отсюда поговорка: <Фома неверующий>.
На восьмой день собравшимся вместе апостолам снова является Христос. И
говорит Фоме: <Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и
вложи
в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ:
Господь мой и Бог мой!>.
Церковь неслучайно выделяет это событие.
Господь сказал Фоме: <Ты уверовал, потому что видел, - блаженны не видевшие
и уверовавшие>.
То есть не искавшие внешних чудес, подтверждения своей веры, кто из самых
принципов христианского вероучения, из доверия к Церкви, к апостольскому
преданию
на нем и на собственном религиозном опыте строит свою веру, а не ищет
внешних, чудесных ее подтверждений.
<Этот принцип в историческом христианстве всегда считался очень важным. Это
один из принципов, отличающих истинное христианство от разного рода
сектантских
движений>, - объясняет профессор Московской духовной академии протоиерей
Максим Козлов.
Праздник с <высоких гор>
История народного названия праздника уходит в дохристианские времена. В этот
день в деревнях устраивали массовые гуляния на окрестных холмах, где земля
уже
успевала прогреться и подсохнуть.
блочная цитата
Есть предположение, что отмечали его на высоких горах, откуда снег сходил в
первую очередь, и там первыми расцветали цветы. Красная - то есть <красивая>
Вадим Казаков
жрец Союза славянских общин славянской родной веры
конец блочной цитаты
Вообще-то, строго говоря, Красная горка - это не один, а целый ряд
праздников, посвященных весне. <Он состоит из праздника в честь Ярилы
Вешнего, Радоницы
(поминовение предков. - Прим. ред.), потом 1 мая Живин день, а 10 мая - день
Земли. Эти праздники как бы собрались в "кучку", в горку, поэтому мы их так
и называем>, - подчеркивает родновер.
Потом, по его словам, некоторые из них перекочевали в христианскую традицию
и стали отсчитываться от праздника Пасхи.
И, конечно, в это время, которое наши предки связывали с пробуждением
природы, принято было играть свадьбы.
Когда жениться?
С Красной горкой связано немало обычаев. Причем порой трудно понять, какие
из них христианские, а какие нет.
Например, считается, что в этот день нужно обязательно сыграть свадьбу и
обвенчаться. В некоторых регионах даже проходят массовые церемонии
бракосочетания.
А до Фоминой недели этого делать нельзя.
Протоиерей Максим Козлов поясняет, что обычай венчаться на Красную горку у
православных не является собственно церковной традицией или установлением. В
данном
случае причина прежде всего <практическая>.
По церковному уставу венчание не совершается в многодневные посты, а после
Великого поста - еще и на неделе после Пасхи. Получается в общей сложности
около девяти
недель.
<Понятно, что за это время накапливается и число желающих повенчаться. Да и
само время весеннее естественным течением жизни располагает к совершению
бракосочетаний>, -
объясняет представитель Церкви.
Есть и еще один нюанс. <Церковь всегда воспринимала приготовления к
вступлению в брак как период взаимного воздержания от интимной близости, и
Великий
пост в этом смысле хорошее время для будущих супругов - как урок жизни в
любви, но в воздержании>, - говорит священнослужитель.
По его словам, эти два фактора и привели к закреплению народной традиции
венчаться на Фомино воскресенье.
Обычай из СССР
Еще принято считать, что на Красную горку нужно обязательно проведать
усопших родственников. Поэтому в этот день на кладбищах нет отбоя от
посетителей.
Например, московские власти из года в год пускают ради этого (как на Пасху,
так и на Антипасху) бесплатные автобусы.
В Русской православной церкви подчеркивают, что это сравнительно недавняя
практика.
По словам протоиерея Максима Козлова, в годы хрущевских гонений, когда
примерно две трети из существовавших в СССР храмов были закрыты и Церковь
вновь
стала подвергаться разнообразным атакам, религиозные чувства людей <искали
выхода в каких-то нормах, которые бы не столь жестко преследовались
государством>.
Правда, уточняет он, речь шла о <людях нецерковных>, но <внутренне
тяготевших к православию>.
<Это выражалось в посещении могил родственников на Пасху - в самый день
Пасхи или в Антипасху. Было в этом что-то такое подспудное, может быть,
рационально
не проговариваемое. А на самом деле - вера в то, что мы расстались со своими
родными не навсегда. Такая вот подспудная вера в будущую встречу и в
воскресение
Христово>, - поясняет священнослужитель.
блочная цитата
Если же говорить о церковном уставе, то он предполагает совершать первое
после Пасхи поминовение усопших, в том числе и посещение кладбищ, лишь во
вторник
второй недели по Пасхе, на Радоницу (в этом году она приходится на 17
апреля. - Прим. ред.)
Максим Козлов
протоиерей
конец блочной цитаты
А на Красную горку, в день памяти Фомы <неверующего>, все православные
призываются на праздничную литургию в храм.
Источник:
https://news.mail.ru/society/33173470/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников