Около Болотова
Почему в России не любят даже хороших богатых.
Богатые люди не такие, как бедные, -- в этом пришли к согласию писатели и
ученые. Исследования, хорошие они или плохие, продолжаются. Но некоторые
закономерности уже
доказаны: в странах с высоким уровнем имущественного неравенства для бедного
большинства богатые -- плохие. Видимо, поэтому в России не любят
предпринимателей.
Почему это для них так важно, корреспонденту <<Ъ>> рассказали бизнесмены,
собравшиеся в лагере неподалеку от усадьбы Андрея Болотова, видного ученого
и предпринимателя
времен Екатерины II.
В доме, изображающем усадьбу Андрея Тимофеевича Болотова (восстановлен на
том же месте и по чертежам, но от подлинного ничего не осталось),
экскурсовод
поит меня чаем с травой буквицей, которую хозяин дома почитал панацеей от
всех болезней. Буквица на вкус та еще дрянь, но соленый и горький ее вкус
как-то завуалирован
десятком других трав, больше для нас привычных. Из уважения к Андрею
Тимофеевичу пью, нахваливаю.
Тихий помещик екатерининской эпохи Болотов, наверное, был одной из
последних, что называется, ренессансных личностей. Предприниматель (поднял
из руин свое
поместье и -- в качестве управляющего -- екатерининское Богородицкое,
перешедшее затем к сыну Екатерины графу Бобринскому). Менеджер (фактически
полностью
отстроил <<тульский Петергоф>> -- Богородицк). Агроном -- и даже, наверное,
основатель агрономии в России. Картошку, как известно, завез в Россию Петр,
но хранить
и употреблять ее в пищу научил Болотов, до него хранить не умели, ели гнилую
и травились. С гибридизацией растений он экспериментировал раньше Менделя,
в результате чего вывел два десятка новых сортов яблок. Придумывал разную
сельхозтехнику (например, ценную штуку плодосъемник). А кроме того, был
писателем,
поэтом, и в доме у него жило с десяток воспитанниц, которым он дал отличное
образование и выдал замуж...
Пока пьем чай, листаю книгу стихов, поделенную по тематике на <<вздохи
благодарителныя>>, <<вздохи наставителныя>> и <<вздохи устрашателныя>>, но
устрашиться
толком не получается. <<О! как дерзаешь ты негодный и слабый смертный
человек роптать и сетовать на Бога, когда ты сущей прах пред ним>>, -- пишет
кроткий
и восторженный Андрей Тимофеевич.
В паре километров от усадьбы -- очень милые деревянные современные постройки
<<Болотов. Дачи>>. Сторонних посетителей в отеле сейчас нет, он полностью
занят
под мероприятие JungleRoad -- такой межсезонный лагерь для предпринимателей.
Организатор лагеря Альфия Мухаметова, красивая молодая <<вожатка>>, как ее
называют
30- и 40-летние воспитанники, цели своего предприятия описывает
романтически: <<Я много лет проработала на венчурном рынке, и мне очень
хотелось по-прежнему
оставаться в кругу этих необыкновенных людей -- предпринимателей, но делать
для них что-то более важное, чем просто сервис для бизнеса. Хотелось чего-то
для души>>.
Дальше объяснения <<от противного>>: это не психотренинг, не бизнес-тренинг,
не нетворкинг, это... лагерь. Неделя в лагере стоит около 130 тыс. руб.,
берут
не всех, приезжать просят без семей, чтобы не ломать <<ни кайф, ни формат>>.
Есть, конечно, сложности в организации: в <<зарницу>> предприниматели играют
на поражение, каждый в отряде -- атаман, в барабаны стучат до посинения, на
критику
обижаются, а в целом народ своевольный и непослушный.
Но, когда они говорят о себе (а такие монологи занимают большую часть
времени в лагере), понимаешь, зачем они сюда приехали. Ни сотрудникам, ни
прессе,
ни, очевидно, семьям такого не расскажешь: либо не выслушают, либо не
поверят. Степень откровенности в рассказах о себе удивительная, даже про
раннюю юность.
Я узнала термин <<женский общак>>, погрузилась в особенности взаимоотношений
между саратовскими ОПГ, промелькнуло также некоторое количество любовных
коллизий
и дружеских предательств.
Но куда непривычней и интересней, когда предприниматели говорят о хорошем, о
своих нынешних мечтах и чувствах. О том, как оставляют бизнес на менеджеров,
чтобы заняться просветительской работой. Как занимаются
благотворительностью. Как нивелируется значение денег и выходят на передний
план другие ценности.
Например, Артем Агабеков, владелец крупнейшего в России производства
пластиковых окон, сидя перед аудиторией в свободных одеждах и в позе йоги,
об окнах
упоминал довольно бегло, а главным образом говорил о людях: как важно
поддерживать в окружающих искры добра и таланта, как важно видеть в людях
эти искры.
-- Почему же вы в своих интервью исключительно какое-то бу-бу-бу о бизнесе
выдаете? -- не выдержав, спросила я одного из участников.
-- Так надоело же. Среди своих -- одно дело, тут меня понимают. А попробуй
сказать что-то в интервью или в соцсетях -- заклюют: с жиру беситесь, грехи
замаливаете,
лицемеры. В то, что дореволюционные бизнесмены могли быть хорошими людьми,
меценатами, как-то уже поверили -- вот хоть этот местный Болотов. А про
нынешних...
Как там в Библии? <<Скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый
попадет в рай>>?
Плохие хорошие богатые
В 1926 году Скотт Фицджеральд написал: <<Очень богатые -- другие, нежели ты
и я>>. В чем именно и в какую сторону другие, представления об этом меняются
от страны
к стране и от эпохи к эпохе. В середине XX века американский психолог
Абрахам Маслоу нарисовал свою знаменитую пирамиду, согласно которой духовный
рост
(в практике западной науки это, как правило, называется словом <<счастье>>)
начинается только в тот момент, когда удовлетворены базовые потребности:
поесть,
накормить семью, приодеться. Любовь в пирамиде Маслоу находится выше
безопасности, но ниже потребности в уважении и почитании, познания и
эстетических
потребностей. Вершина пирамиды -- потребность в развитии и реализации
собственной личности.
После того как американская наука вникла в тему счастья поглубже,
выяснилось, что линейный подход тут не годится. Исследования счастья ведутся
довольно
масштабно: в Копенгагене учрежден целый Happiness Research Institute, две
организации -- The Earth Institute при Колумбийском университете США и
британский
The New Economics Foundation -- рассчитывают так называемые индексы счастья.
Вообще-то термин <<валовое национальное счастье>> был изобретен задолго до
этих исследований в Бутане и даже стал национальной философией.
Согласно этой философии, культурные традиции и уровень социальной поддержки
имеют значение для счастья в среднем большее, чем доход, и экономика должна
подстраиваться под них.
Западные ученые в своих подсчетах, по сути, с этой установкой согласились. В
Happy Planet Index-2017 самыми счастливыми странами стали Коста-Рика,
Мексика
и Колумбия, самыми несчастными -- Зимбабве, Танзания и Ботсвана. Непал,
например, в этом рейтинге на 40-м месте, а Россия -- на 116-м.
Методология рейтинга небезупречна (для расчета используется три фактора --
субъективная удовлетворенность людей жизнью, ожидаемая продолжительность
жизни
и так называемый экологический след), но какое-то представление о предмете
все же дает.
Что касается оценок того, как богатство и бедность влияют на личностные
ценности не <<в среднем по больнице>>, а внутри отдельных групп, -- тут все
сложнее.
С бедностью более или менее ясно: бедность (особенно в богатых странах) для
личности вредна.
В 2015 году Нобелевскую премию по экономике получил 69-летний профессор
Принстонского университета Ангус Дитон, который высчитал, что американцу
деньги
приносят счастье до тех пор, пока его доход не упрется в планку $75 тыс. в
год ($6250 в месяц), дальше приходится искать уже нематериальные способы
поддержания
эмоционального состояния. В принципе это открытие не сильно противоречит
взглядам Абрахама Маслоу.
Но, повторенное дважды, истиной это утверждение для большинства населения,
впрочем, не стало: люди по-прежнему верят, что ничего хорошего с человеком
на вершине
Маслоу не происходит.
Согласно исследованию Pew Reserch Center, проведенному в 2012 году,
большинство американцев верят, что богатые по сравнению с бедными более
образованные,
больше работают, но они менее честные и более жадные. В протестантской
Америке еще, нужно оговориться, к богатству относятся куда лучше, чем,
допустим,
у нас.
В том же исследовании большинство респондентов отмечали, что они
преклоняются перед людьми, которые заработали свое состояние <<с нуля>>.
Исследователи,
впрочем, отмечают, что после кризиса 2008 года, когда на поверхность вышли
факты неблаговидного поведения на Уолл-стрит, отношение к богатым изменилось
в худшую сторону и в США.
Появились и научные исследования, доказывающие, что богатство плохо влияет
на способность человека к эмпатии.
Профессор психологии Майкл Варнум из Университета штата Аризона, например,
три года заставлял более тысячи подопытных, подключенных к
электроэнцефалографу,
смотреть жуткие видео и в результате установил, что люди с более высокими
доходами продемонстрировали более слабую нервную реакцию по сравнению с
бедняками.
Мартин Корндерфер из университета Лейпцига в 2015 году, используя
американские и немецкие методы, доказал, что богатство, с одной стороны,
хорошо сочетается
с доверием к людям и безвозмездной деятельностью на благо общества, но так
же хорошо -- с прелюбодеянием и уходом от налогов.
Довольно популярной, между прочим, стала теория о том, что богатство делает
человека несчастным.
На этом, например, сделала имя психолог Тайлер Уиллис, автор книги
<<Путеводитель по темной стороне богатства: гид для наследников>>. Речь в ее
работах,
правда, идет главным образом о наследниках состояний, которые, по ее
утверждению, с высокой степенью вероятности обречены быть несчастными.
Лакмусовые конверты
В марте 2017 года ученые Джеймс Андреони, Никос Никифоракис и Ян Ступ
опубликовали результаты своего исследования под названием <<Действительно ли
богатые
более эгоистичны, чем бедные, или у них просто больше денег?>>, проведенного
в формате полевого естественного эксперимента в Нидерландах.
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи отобрали 180 богатых и 180
бедных домовладений и разослали туда одинаковые конверты. Конверты пришли
всем
этим получателям якобы по ошибке, а через полупрозрачную бумагу было видно,
что внутри -- поздравительная открытка от дедушки внуку и чек или банковский
перевод на E=5 или E=20.
Исследователи подчеркивают, что для пересылки конвертов <<правильному>>
адресату получатель не должен был потратить ни цента -- нужно было всего
лишь связаться
с почтовой службой, и она сама исправит <<ошибку>>. Результат оказался не в
пользу бедных: богатые вернули 81%, бедные -- 31% конвертов.
В своем заключении ученые отмечают важность того обстоятельства, что в
Нидерландах один из самых высоких в мире уровней расслоения общества, что
имеет
ряд негативных последствий, в частности выявленное в исследовании более
эгоистичное поведение бедных.
<<Бедность -- это стресс, который не дает людям возможности расставлять
приоритеты и справляться со своими ежедневными задачами как следует.
Бедность может
подорвать социальное благосостояние в более широком смысле>>, -- говорится в
статье.
В нашей стране подобных исследований не проводилось. <<Основа поведенческой
экономики -- это эксперименты, а эксперименты для исследования богатых нам
не по карману, --
говорит заведующий лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики
ВШЭ Алексей Белянин.-- Есть эмпирическое ощущение, что предприниматели
второй
волны, которые не получили от государства свои активы, а выстроили бизнес
самостоятельно, -- люди с более здоровыми жизненными ценностями, чем их
непосредственные
предшественники, но научным способом мы это, к сожалению, доказать не
можем>>.
Тем не менее исследование, проведенное в Нидерландах, для нашей страны
небесполезно.
Имущественное расслоение в России еще выше, и это -- главная причина, по
которой богатые могут быть сколь угодно хороши, но любить их не будут.
Долларовые миллиардеры в нашей стране (плюс-минус сотня) составляют примерно
такой же процент населения, как в США, доля долларовых миллионеров на два
порядка меньше (притом что в США имущественное расслоение куда сильнее, чем
в Европе).
Долларовых миллионеров, по данным Центра управления благосостоянием и
филантропии Сколково, в России всего 150-2300 тыс. человек. Этот же центр
попытался
составить коллективный портрет российского капиталиста, и портрет вышел
довольно благообразным: мужчина 45-250 лет, женат единственным браком, имеет
много
детей, занимается филантропией.
Благотворительностью в той или иной форме занимается чуть ли не 100%
российских <<богатых>>, хотя в целом страна находится на одном из последних
мест в мире
по этому показателю.
И тем не менее отношение к богатым плохое, и оно практически не улучшается.
Институт комплексных социальных исследований Российской академии наук в 2003
году провел исследование <<Богатые и бедные в современной России>>, которое
выявило, что богатство и бедность россияне воспринимают фаталистически,
понимая их временность и относительность в условиях современной России.
Часть исследования была связана с поговорками типа <<Трудом праведным не
наживешь палат каменных>>, <<Чем беднее -- тем щедрее, чем богаче -- тем
скупее>>, <<Бедность
не порок, а несчастье>> и пр. Оказалось, что согласных с этими поговорками и
среди бедных, и среди богатых существенно больше, чем несогласных.
ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА.
Источник:
https://news.mail.ru/society/33327038/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников