Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Статья: Через кризис - к единству

[свободная трибуна] Статья: Через кризис - к единству
приветствует Вас!
Через кризис - к единству
2014-й станет решающим годом для евразийской интеграции
Александр Шустов
ААС 1 января 2015 г. на базе созданных Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенного
союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) должен быть создан Евразийский
экономический союз. А это значит, что все основные решения, определяющие принципы
его функционирования, должны быть выработаны и согласованы в течение этого года.
О планах согласования договора по Евразийскому союзу в этом году неоднократно
заявляли высокопоставленные представители <интеграционной тройки>. Так, 12 августа
2013 г. заместитель главы казахстанского МИДа Кайрат Сарыбай на брифинге в Службе
центральных коммуникаций при Президенте Казахстана сообщил, что договор о Евразийском
экономическом союзе будет подготовлен до 1 мая 2014 г., а в настоящее время идет
работа по унификации его договорно-правовой базы. О том, что договор будет подписан
в мае 2014 г., на декабрьском саммите ТС в Москве говорил президент России В.
Путин. 9 января председатель правительства России Дмитрий Медведев поручил главе
МИДа Сергею Лаврову и министру экономического развития Алексею Улюкаеву до 17
апреля обеспечить согласование проекта договора о Евразийском экономическом союзе,
а также подготовку проекта федерального закона о его ратификации.
2013 год для Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана оказался непростым.
Впервые с момента своего создания ТС, приступивший к работе в июле 2011 г., а
с 1 января 2012 г. дополненный Единым экономическим пространством, столкнулся
с падением объемов взаимной торговли. Если в 2011 г. по сравнению с предыдущим
годом она выросла на 33,9%, а в 2012 г. - на 8,7%, то в январе-сентябре 2013
г. сократилась на 6,6%. Евразийская экономическая комиссия объяснила это резким
сокращением поставок российской нефти в Белоруссию, которые за аналогичный период
прошлого года выросли почти в 2,5 раза. Без их учета объем взаимной торговли
вырос на 1,8%.
Однако кризисные тенденции в экономиках стран ТС налицо, и 2013-й стал первым
для объединения годом без существенных экономических успехов.
В кризисе находится крупнейшая экономика ТС - российская, в которой явно наметился
промышленный спад. Без преодоления кризиса в России, на долю которой приходится
более 80% совокупного ВВП стран-участниц ТС, преодоление спада взаимной торговли
в рамках союза будет невозможным.
Ключевой вопрос создания Евразийского экономического союза - структура и полномочия
ее руководящих наднациональных органов. По итогам декабрьского саммита Таможенного
союза президент Белоруссии А. Лукашенко сформулировал пять основных моментов,
вызывающих споры: международно-правовой статус союза, определение компетенции
государств, характер актов высшего и межправительственного советов, которые должны
быть не политическими документами, а обязательными для всех нормативными актами,
а также расположение органов союза и кадровые квоты. При этом разногласия как
по функциональной, так и по институциональной частям договора о создании союза
между его участниками, по словам Н.А. Назарбаева, пока сохраняются.
Сегодня уже очевидно, что аналогом ЕС, существенно огранивающим суверенитет входящих
в него государств, евразийский союз в ближайшее время не станет.
На построении чисто экономического союза, наднациональные органы которого обладают
лишь координирующими и регулятивными функциями, постоянно настаивает Казахстан.
На декабрьском саммите Н. Назарбаев назвал неприемлемым предложение А. Лукашенко
наделить высший совет наднациональными полномочиями, обязательными для всех его
участников. По словам казахстанского лидера: <Мы строим экономический союз, поэтому
задача комиссии не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической
интеграции>, такие как охрана границ, миграционная политика и система обороны.
Ранее Казахстан выступил против создания евразийского парламента, назвав саму
идею нереальной. Секретарь правящей в Казахстане партии <Нур Отан> Ерлан Карин
в сентябре 2012 г. заявил, что <создание наднациональной политической структуры
нами не может обсуждаться в принципе, поскольку это напрямую затрагивает суверенитет
нашей страны>. Позицию Казахстана понять можно - в республике существует гораздо
более сильная, чем в других странах ТС оппозиция участию в деятельности этого
объединения, а расставаться с недавно обретенным суверенитетом в условиях заметных
по сравнению с другими государствами СНГ социально-экономических успехов казахские
элиты не хотят. Кроме того, Казахстан больше других участников ТС пострадал от
повышения ввозных таможенных пошлин, вызвавших рост цен и недовольство со стороны
части населения.
В обозримой перспективе эксперты также считают нереальным введение единой валюты,
общего бюджета и единого налогового кодекса. 15 января руководитель отдела налоговой
политики Евразийской экономической комиссии Нурматбек Мамбеталиев на гайдаровском
форуме в Москве отметил, что введение единой валюты является вопросом весьма
отдаленной перспективы и сейчас на повестке дня не стоит. Не планируется и разработка
единого налогового кодекса, хотя различия в налогообложении создают ряд проблем,
в частности - по свободному передвижению капитала и рабочей силы. Из-за существенных
экономических различий между странами заведующий кафедрой факультета государственного
управления Академии госслужбы Владимир Климанов в настоящее время считает невозможным
и формирование единого бюджета. Тем не менее, участники ТС продолжают работать
над формированием общего экономического пространства - к марту 2014 г. должен
быть готов список остающихся в рамках ТС и ЕЭП изъятий и ограничений, а также
определены сроки их устранения. На декабрьском саммите Таможенного союза решено
передать полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции Евразийской
экономической комиссии, а нарушение этих правил отдать на рассмотрение Суда Евразийского
экономического сообщества.
Определенные проблемы возникли и с определением географических контуров союза.
Если ранее главным кандидатом на присоединение к ТС была Киргизия, имеющая статус
кандидата, то в 2013 г. ее явно опередила Армения.
К вступлению в союз Киргизия, заявившая о намерении присоединиться к нему еще
в апреле 2011 г., должна была быть готова к декабрю 2013 г. Однако разрешить
все связанные с этим противоречия не удалось. В 1998 г. Киргизия первой в СНГ
стала участником ВТО. В результате она оказалась в сильной торгово-экономической
зависимости от Китая, превратившись в главный транзитный центр для реэкспорта
китайских товаров в Казахстан и Россию. По оценке Всемирного банка доля расположенного
под Бишкеком крупнейшего вещевого рынка Центральной Азии <Дордой> в ВВП Киргизии
составляет 33%, а всего в торговле и в связанных с ней секторах занято до 800
тыс. человек, или ? всего трудоспособного населения страны. В критической зависимости
от КНР находится и швейная промышленность, работающая на китайских тканях и фурнитуре.
В этой отрасли действуют около 5 тыс. швейных цехов и только Бишкеке занято свыше
300 тыс. человек.
Присоединение к ТС вынудит Киргизию поднять таможенные пошлины, что снизит ключевые
конкурентные преимущества ее экономики и лишит доходов целый ряд влиятельных
бизнес-структур, сложившихся вокруг китайского экспорта. Именно они, по мнению
экспертов, оказывают определяющее влияние на политику нынешнего руководства Киргизии,
препятствуя ее вхождению в союз. 11 декабря первый вице-премьер республики Джоомарт
Оторбаев в ходе совещания с участием президента республики Алмазбека Атамбаева
заявил, что Киргизию не устраивает дорожная карта присоединения республики к
Таможенному союзу. По его словам, документ был разработан Евразийской экономической
комиссией без согласования с киргизской стороной и потому не отвечает интересам
Кыргызстана. В существующем виде дорожная карта его абсолютно не устраивает,
так как может привести к значительным социальным проблемам в стране. В ответ
Киргизия направила в ЕЭК свой вариант дорожной карты, который, по ее мнению,
и должен стать основой для продолжения переговоров.
16 декабря президент Киргизии А. Атамбаев на пресс-конференции подтвердил, что
Киргизия присоединится к Таможенному союзу только в том случае, <если будут выполнены
требования Бишкека>. <По <дорожной карте>, которую утвердили без нашего участия,
мы не будем вступать в этот союз, это я гарантирую, - уточнил он, - Мы пойдем
только путем, который отвечает интересам граждан Киргизии>. При этом А. Атамбаев
признал, что у республики <мало альтернатив> Таможенному союзу. Ранее киргизские
эксперты говорили, что республика понесет потери в любом случае. Для вхождения
в ТС придется поднять таможенные пошлины. Отказавшись от евразийской интеграции,
Киргизия неизбежно столкнется с таможенными пошлинами со стороны самого ТС, в
частности, по таким чувствительным для нее товарам, как нефть и нефтепродукты.
В качестве условий вступления в ТС Киргизия требует предоставить трем крупнейшим
оптовым рынкам, где торгуют китайскими товарами или произведенными из них изделиями,
статус зон свободной торговли, установить таможенные льготы примерно по 400 товарным
позициям на 5-10 лет, а также создать за счет стран-участниц союза денежный фонд,
который будет финансировать потери от адаптации к новой экономической ситуации.
7 декабря все тот же Джоомарт Оторбаев на пресс-конференции заявлял, что республика
рассчитывает на помощь России, Белоруссии и Казахстана в вопросе возможных выплат
компенсаций странам-участницам Всемирной торговой организации в случае вхождения
в Таможенный союз. Вступление в ТС, по его словам, приведет к увеличению пошлин,
из-за чего некоторые входящие в ВТО страны могут потребовать компенсации, а денег
на это у республики нет. Вице-премьер также опасается, что вступление в ТС может
привести к росту цен на продукты питания внутри республики, так как товаропроизводители
будут поставлять их на рынки с более высокими ценами, что может обернуться подорожанием
продовольствия в самой Киргизии.
Однако перспективы оплачивать интеграцию Киргизии не вызывают у государств-участников
ТС энтузиазма.
Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на заседании Высшего евразийского совета
в Москве 24 декабря заявил о недопустимости присоединения к союзу стран с сохранением
особых таможенных режимов - вариант, который всячески стремится отстоять Киргизия.
Половинчатых вступлений в ТС, по его мнению быть, не должно.
Сомнения в скором вхождении республики в союз выражают и киргизские эксперты.
Так, по словам Алишера Мамасалиева, ратифицировать все необходимые соглашения
власти страны к началу следующего года не успеют. <Не уверен в том, что правительство
Киргизии будет готово к 2015 году в полном объеме завершить все соответствующие
процедуры для вхождения страны в Таможенный союз, - заявил он в интервью информационному
агентству <Регнум>. В первую очередь это связано с вопросами согласования проекта
дорожной карты, во вторую - с возможным обострением весной 2014 г. внутриполитической
обстановки. Процесс интеграции, по его мнению, должен быть растянут во времени,
и чем дольше он будет длиться, тем для Киргизии лучше.
Показательно, что Армения, которая решила присоединиться к Таможенному союзу
только в сентябре прошлого года, уже сумела обогнать Киргизию. 24 декабря Высший
евразийский совет согласовал дорожную карту по присоединению Армении к ТС, а
27 декабря премьер-министр республики Тигран Саргсян заявил, что в мае 2014 года,
скорее всего, будет подписано соглашение о присоединении к Таможенному союзу.
В июне соответствующие документы должны поступить на ратификацию в парламенты
стран-участниц организации. Принятию решения о вхождении в союз, по словам главы
правительства, предшествовали масштабные исследования, показавшие, что членство
в ТС откроет для Армении новые экономические перспективы, позволив выйти на обширный
рынок объединения. По расчетам Евразийского банка развития вступление в союз
в течение двух ближайших лет позволит дополнительно увеличить ВВП Армении на
4-4,5%.
Решающий год евразийской интеграции должен завершиться созданием экономического
союза, объединяющего территорию площадью более 20 млн кв. километров (15% мировой
суши) и населением более 170 млн чел.
Вместе с тем, он может стать временем окончательного разделения республик бывшего
СССР. Азербайджан, Грузия, Туркмения и Узбекистан присоединяться ни к Таможенному,
ни к Евразийскому союзу не хотят, а позиция Таджикистана и Украины до сих пор
под вопросом. И окончательной ясности в вопрос о границах союза будущий год,
скорее всего, не внесет.
С уважением
Нина

Ответить   Нина Thu, 23 Jan 2014 18:26:36 +0700 (#2923856)