[свободная трибуна] Статья: <Варяг> подает сигнал

[свободная трибуна] Статья: <Варяг> подает сигнал
приветствует Вас!
<Варяг> подает сигнал
Подвиг легендарного крейсера сегодня снова будоражит умы
Галина Рыжова
Накануне 110-летия боя "Варяга" и "Корейца" - двоих против 14, - всё более широкую
поддержку получает идея подъема корпуса крейсера, с глубины 6-8 м у берегов Шотландии.
Главное внимание всегда привлекал подвиг моряков, а что нам известно о дальнейшей
судьбе крейсера после того, как команда открыла кингстоны и клапаны затопления,
и он погрузился в воду залива у порта Чемульпо (ныне Инчхон) с развевающимся
на мачте простреленным Андреевским флагом?
Полтора года японцы поднимали крейсер, затратив около одного миллиона иен, и
после двух лет ремонта под названием "Сойя" он был зачислен в состав японского
военного флота, причём на корме оставили надпись "Варяг" из уважения к храбрости
русских моряков (хотя и под иероглифами). Девять лет крейсер был учебным кораблем
кадетской школы. И каждую новую команду кадетов выстраивали на палубе и объявляли,
что они будут обучаться на русском корабле, отказавшемся сдаться и принявшем
бой с целой японской эскадрой. Следуя самурайской логике, правительство Японии
после войны награждает капитана крейсера В.Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца
и создает в Сеуле мемориальный музей героев "Варяга". Впоследствии прах погибших
в бою моряков "Варяга", захороненных в Корее, переносят на Морское кладбище Владивостока.
За четыре миллиона иен русское правительство выкупает "Варяг" в 1916 году, и
21 марта он входит в бухту Золотой Рог. С тех пор "Варяг" комплектуется только
гвардейскими экипажами. Зачисленный в состав флотилии Северного Ледовитого океана,
он совершает переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск), после
чего отправляется на ремонт в Великобританию, увы, в роковое время - феврале
1917 года... Согласно условиям ремонт обошелся бы в 300 тыс. фунтов стерлингов,
но большевики платить были не намерены. Далее следует такое развитие событий:
разоружение крейсера союзнической Англией, конфискация и продажа на слом германским
фирмам. Попав в сильный шторм при буксировке (1925 г.), корабль застревает в
скалах в Ирландском море у берегов Шотландии, возле поселка Лэнделфут. Позже
корпус крейсера попросту взрывают, дабы не мешал местным кораблям.
Чтобы поддержать героические традиции, все живые в 1954 году члены команды "Варяга"
к дате 50-летия подвига награждаются советской медалью "За отвагу".
Выходит на экраны художественный фильм "Крейсер "Варяг" (1946), памятники Рудневу
торжественно открываются на его родине в Туле (1956) и в селе Савино (1992).
Был открыт и музей в деревне Русятино (1984). Вот почему орловский писатель Валентин
Рассохин свой очерк о "Варяге", написанный к 100-летию подвига, с полным правом
назвал <"Варяг" жив!>. Об этом свидетельствует и замечательный фильм Алексея
Денисова (ВГТРК), который рассказал о подвиге современникам, а главное - нынешнему
<рыночному> поколению молодежи. Съёмочная группа продемонстрировала затопленную
часть корпуса крейсера в Ирландском море и доказала, что это именно "Варяг",
засняв под водой табличку изготовителя - американской фирмы, на обороте которой
видны иероглифы японской верфи, где крейсер ремонтировали в 1907 году.
Русские предприниматели создают Благотворительный фонд <Крейсер "Варяг"> (глава
М.В. Слипенчук). Усилиями фонда в море над затопленным корпусом крейсера устанавливается
буй с Андреевским флагом, на шотландском берегу - мемориальная доска, а затем
и памятник - трехметровый бронзовый крест (2007) . У него удивительная история.
В объявленном фондом конкурсе принимали участие сотни энтузиастов, профессиональных
художников, скульпторов, а победил макет, представленный тремя нахимовцами, -
по нему и выполнен памятник.
В ходе официального визита в Сеул в ноябре 2010 г. президенту Д.А. Медведеву
торжественно вручили флаг крейсера, который как священную реликвию более века
сохраняли в Корее. Выступая на церемонии, президент России, в частности, сказал:
"Принимая сегодня гюйс с крейсера "Варяг", мы отдаем дань памяти подвигу наших
моряков и, с другой стороны, стараемся показать, что в любой жизни есть место
подвигу, и мы надеемся на то, что соответствующее хранение, которое будет осуществляться
у нас, даст возможность молодым поколениям россиян ориентироваться также на то,
что было совершено их предками много лет назад".
Создаётся впечатление, что "Варяг" постоянно напоминает о себе, подавая нам сигналы,
чтобы мы не забыли о нем, не бросили у чужих берегов:
Весной 2008 года представитель Круглого Стола потомков дворянских родов Российской
империи С.С. Зуев высказал идею подъёма частей корпуса и организации музея. Длительная
упорная работа в этом направлении проделана им за несколько лет переписки с учреждениями
и инстанциями. На его инициативу откликнулась региональная общественная организация
"Клуб адмиралов", высоко оценив значение проекта и предложив поднятые кормовую
и носовую части установить в новый корпус с необходимой длиной - 115 м, заказать
который можно прямо в Шотландии. Определена группа адмиралов во главе с адмиралом
флота И.М. Капитанцем, которая будет решать от имени клуба консультативные и
технические вопросы реализации проекта. Разработана концепция экспозиции, где
будут представлены флаги, портреты, личные вещи, фотографии членов экипажа, документы,
картины морского боя. Председатель "Клуба адмиралов" адмирал флота В.И. Куроедов
пишет: "После ремонта частей корпуса крейсера и реставрационных работ станет
возможным создать в морской столице России в городе Санкт-Петербурге на реке
Неве у Дворцового моста напротив памятника Петру I "Музей-крейсер "Варяг". Создание
мемориала подвигу его экипажа станет важным и вдохновляющим стимулом воспитания
граждан России на патриотических примерах героического служения Отечеству военных
моряков".
Вот что пишет по этому поводу врио начальника НИИ спасания и подводных технологий
доктор технических наук, капитан 1 ранга А. Крамаренко: "При подъеме корпуса
крейсера "Варяг" специалисты НИИ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" могут участвовать
на всех этапах выполнения работ, в том числе и в составе формируемой экспедиции
подводных работ особого назначения, как это было при подъеме линкора "Новороссийск",
подводных лодок С-80 и "Курск", радиоактивного опытного судна "Кит" и других
сложных для подъема объектов".
Обойтись в данном деле без проработки международно-правовых аспектов невозможно,
и она полностью выполнена МИД России. Предпринят комплекс мер, направленных на
установление статуса останков "Варяга", выяснение требований британского законодательства
в части получения разрешений на проведение работ по подъему останков крейсера
и их вывозу в Россию. Получена нота МИД Германии, информирующая об отсутствии
у германской стороны документальных подтверждений наличия у ФРГ прав собственности
на остатки крейсера "Варяг". Посол России в Великобритании А. Яковенко сообщает:
"В контакте с британскими властями продолжаем проработку вопроса о прояснении
права собственности на останки крейсера "Варяг". Поступили ответы Агентства "Хисторик
Скотланд" и Агентства "Марине Скотланд" о возможности поднятия останков крейсера,
а также распечатка с интернет-форума британских дайверов, которая может представлять
интерес в плане принятия решения о подъеме корабля". Заместитель директора Правового
департамента МИД России Д. Гончар констатирует, что проработка международно-правовых
аспектов подъема частей крейсера "Варяг" по линии МИД России завершена.
Не может не радовать и то, что даже в Шотландии этот замысел находит отклик.
Андреевский флаг для них тоже свят: Святой Андрей является покровителем не только
Руси, славян, моряков, но и Шотландии. Дайверы приносят детали, снятые ими ранее
с корпуса "Варяга", поскольку не забыли ещё о совместной работе по созданию на
Темзе в центре Лондона "Музея-крейсера "Белфаст", участвовавшего в 1941-1942
гг. в Северных конвоях. Тогда определённые денежные средства для этого музея
были безвозмездно переданы министерством обороны России, возглавляемым в то время
С.Б. Ивановым.
Так что народ отнюдь не "безмолвствует", а поддерживает делом священные традиции.
Как это ни парадоксально, но через 110 лет детали подвига не забылись, а напротив,
всё более проясняются. История расставляет все по своим местам.
К примеру, прежде было популярным мнение, что "Варяг" не мог бросить тихоходную
канонерскую лодку "Кореец", а теперь пишут, что на самом деле все было ровно
наоборот. Так, до сих пор не является общеизвестным тот факт, что двигательная
установка крейсера была подорвана еще в ходе испытаний в Филадельфии, где он
был построен. Корабельный руль был почти вдвое меньше, чем у других кораблей
такого водоизмещения, что сказалось на манёвренности (она была недостаточной).
Сэкономили американцы в затратах на бронзу и другие дорогостоящие металлы. На
крейсере не было орудийных башен или хотя бы щитов. Был установлен бракованный
радиотелеграф. Плюс ошибка американских инженеров в расчете парораспределения.
Ещё в Филадельфии разорвало цилиндр паровой динамо-машины, а люки топочных котлов
и чугунные заслонки раскалялись докрасна. Температура в котельном отделении переваливала
за 70 градусов по Цельсию, и в 1901 году из-за перегрева в машинном отделении
вспыхнул пожар в центральном угольном бункере, но благодаря умелым действиям
экипажа обошлось без человеческих жертв. Удалось выяснить и то, что известная
песня "Раскинулось море широко" написана именно на "Варяге".
Жутковато читать, сколько было других инженерных ошибок: занижен метацентр, корабль
не имел требуемой остойчивости, что крайне опасно при шторме. Неисправные машины
все время подводили, постоянно требовался ремонт, а скорость была почти на десять
узлов меньше расчетной, т.е. не превышала 14 узлов (некоторые источники пишут
9).
А скорость "Корейца" - 13 узлов. Удивительно, что подвиг "Корейца" , как получается,
- недооценен, сведения о его командире и команде скудны. Общество с нетерпением
ждет, когда обещанный телеканал "История" заработает в полную силу и расскажет
нам подробнее о капитане 2 ранга Григории Павловиче Беляеве. А пока мы знаем,
что этот умный и смелый командир, сын морского офицера, родился в Кронштадте,
а его экипаж был умелым и слаженным. Когда 26 января 1904 года канонерскую лодку
направляют в Порт-Артур, японская эскадра из шести крейсеров, восьми миноносцев
и одного посыльного судна уже выстроилась на внешнем рейде залива двумя колоннами,
блокируя выход из порта. Попав между ними <в клещи>, но продолжая движение, "Кореец"
подвергается минной атаке японских кораблей, на которых все орудия расчехлены
и все стволы направлены на канонерку. Капитан на провокацию не поддается и лодка,
уходя от торпед, которыми японские миноносцы её атакуют до объявления войны,
удачным манёвром, - как пишут моряки, - загоняет миноносец "Цубаме" на мель,
останавливает двумя предупредительными выстрелами "Такачихо" и, совершая разворот
на полном ходу, чтобы вернуться в порт Чемульпо, идет на таран миноносца "Хатэ",
который сворачивает в сторону.
27 января после часового боя двоих против 14, когда "Варяг" получил 5 подводных
пробоин и с перебитым рулевым управлением потерял большую часть своей боеспособности,
"Кореец", прикрывая огнем отход "Варяга" и отвлекая на себя часть японских сил,
несколькими выстрелами потопил японский миноносец, обстрелял крейсер "Такачихо"
(который затонул позже), полностью вывел из строя броненосец "Асама" (толщина
его брони составляла 6 дюймов, а 8-дюймовое орудие было только на "Корейце")
и сохранил канонерку в полной боевой готовности. На "Корейце" нет повреждений,
нет убитых и раненых, поскольку накануне капитан приказал укоротить мачты, сбросить
в море деревянные рангоуты, стеньги, что предотвратило пожар на судне и помешало
японским артиллеристам точно определять расстояние и корректировать огонь. Кроме
того, "Кореец" стрелял снарядами с дымным порохом и после каждого выстрела окутывался
густыми клубами дыма.
Несмотря на то, что о подвиге пишут более ста лет, именно в наше время небезынтересно
узнать, что три четверти команды "Варяга" были из Волынской губернии (Малороссия).
А нынешний "Варяг", флагман Тихоокеанского флота, до роспуска Советского Союза
назывался "Червона Украина". Когда в ноябре 2010 г. он прибыл в Республику Корея,
на улицах Инчхона и Сеула российских моряков встречали аплодисментами, ибо в
Корее сохранилась память о сражении двоих против 14 в начале прошлого века.
На пресс-конференции (Интерфакс) режиссер А.Г. Денисов сообщил журналистам, что
во время съемок фильма "Варяг" в США, Республике Корея, Японии, Франции, Великобритании
неожиданно были обнаружены уникальные реликвии, документы, фотоматериалы по истории
"Варяга", которые никогда не публиковались и не демонстрировались в России.
Мало кому известно, что Сергей Сергеевич Зуев, на редкость энергичный в свои
87, хотя скромно называет себя координатором движения за подъем крейсера "Варяг",
начал и возглавляет эту кампанию. Не перевелись еще патриоты на земле русской!
Кстати, шведы в 1963 г. подняли свой галеон ХVII века "Васа", хотя он еще ничего
не успел сделать, а только вышел в море первый раз. Королевский флагман четырехпалубный,
для его изготовления использовали тысячи дубов. Его достали с глубины 32 м, и
теперь он красуется в центре Стокгольма на о. Юргорден. Круглый год открыт в
Осло, на полуострове Бюгдей, музей, где норвежцы хранят плот "Кон-Тики", на котором
Тур Хейердал переплыл Тихий океан, папирусную лодку "Ра" и камышовую "Тигрис".
Еще одно примечательное новшество: в интернете подробно разбирают события тех
дней, вплоть до маневров кораблей; моряки, писатели, журналисты, историки, военспецы
анализируют ситуацию с точки зрения конкретных цифровых данных; версии различаются
полярно, авторы рьяно спорят, критикуют друг друга, и всё это говорит лишь об
одном: "Варяг" жив!
С уважением
Нина