Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Статья: Как развивались страны СНГ в 2013 году?

[свободная трибуна] Статья: Как развивались страны СНГ в 2013 году?
приветствует Вас!
Как развивались страны СНГ в 2013 году?
Комментирует эксперт Игорь Леонидов
09.01.2014
Существенное развитие произошло там, где в экономике наблюдалось присутствие
государства.
Комментирует эксперт Игорь Леонидов:
- Впереди оказались страны Юга СНГ, где государство продолжает стимулировать
внутренний спрос, создавать новые рабочие места и способствует банковскому финансированию
социально-экономических проектов.
В других же странах Содружества экономика, образно говоря, лишь оставалась на
плаву. В том числе, замедлила свой экономический рост, ввиду негативных финансовых
факторов, и Белоруссия.
Таковы оценки исследования Евразийского банка развития <Макромонитор СНГ>, завершенного
к концу декабря прошлого года.
Если максимальные темпы экономического роста в СНГ в 2013-м наблюдались в странах
Средней Азии, то минимальные - в России, Армении и Белоруссии. А в Украине экономика,
что называется, и вовсе <упала>.
Что касается России, то, судя по исследованию, у нас по-прежнему сохраняется
сырьевая направленность экономики и экспорта. Как и в предыдущие годы, положительные
темпы роста заметны лишь в добывающих отраслях. В обрабатывающих же - налицо
снижение производства. Вдобавок, сократились инвестиции в основной капитал -
то есть, капиталовложения (российские и иностранные) в основные производственные
фонды. Поэтому результаты года по росту валового внутреннего продукта (ВВП) <будут
скромными, несмотря на то, что в 4-м квартале экономический рост, вероятно, испытает
ускорение>. Впрочем, конкретная оценка роста ВВП в России в 2013-м в этом исследовании
не приводится.
В Азербайджане увеличение ВВП оценивается примерно в 5%, в Армении - не больше
2%. Но, как предполагают эксперты, экономическая ситуация в Армении может улучшиться
после ее вступления в Таможенный союз.
Что же касается Украины, то ее ВВП сократился примерно на 1,5%, а дефицит бюджета
к концу года составил не меньше 3% ВВП. При этом государство вынуждено увеличивать
бюджетные расходы, особенно на социальные нужды: если в 2011-м эти расходы, в
целом, достигали 25% ВВП, то в 2013-м - превысили 27%. Это связано, прежде всего,
с тем, что властям во избежание социального взрыва приходится поддерживать на
плаву многие убыточные или обанкротившиеся предприятия, которых становится всё
больше.
Сложная ситуация характерна для Белоруссии, хотя экономическая политика государства
по-прежнему национально ориентирована. Что же произошло?
С одной стороны, по итогам 3-го квартала, белорусский ВВП возрос почти на 1%
к тому же периоду 2012 г. Причем, по оценкам специалистов, благодаря <сильной
динамике в розничной торговле и строительстве>. Но, с другой, - <упала активность
в промышленности>. Вдобавок, значительно сократились международные валютные резервы
Белоруссии, а также <прервалось наблюдавшееся в первом полугодии снижение темпов
инфляции>.
Дело в том, что, по имеющимся данным, с 2013 г. выросли платежи по внешним долгам
Белоруссии (государственным и отраслевым). Вдобавок, снизился зарубежный спрос
на белорусскую промышленную продукцию - основу экспорта Белоруссии, ввиду кризиса
в еврозоне и снижения платежеспособности многих развивающихся стран. Да, промышленный
(как и сельскохозяйственный) экспорт на российский - основной для Белоруссии
рынок, по данным Международной организации кредиторов, увеличился и в прошлом
году. Но рост поставок в РФ не в полной мере покрывает ущерб Минска от сокращения
экспорта в другие страны. В том числе потому, что цены поставок из Белоруссии
в Россию намного ниже, в сравнении с расценками на белорусский промышленный экспорт
в дальнее зарубежье и во многие постсоветские страны.
Очевидно, что государство в такой ситуации вынуждено тратить инвалюту не только
на растущие выплаты по внешним долгам, но также на поддержку экономики и социальной
сферы. То есть, за счет <собственных> инвалютных резервов, и без того некрупных,
одновременно повышать зарплаты и соцпособия наряду с долговыми выплатами. В результате
растет инфляция и сокращаются госрезервы инвалюты.
Финансовые сложности в Белоруссии обусловлены и тем, что она, в отличие от России,
Азербайджана и стран Средней Азии, не является экспортером нефти или газа. Потому
Минск не может, при удорожании этого сырья на мировом рынке, пополнять свои доходы
ростом нефте- или газового экспорта.
Зато в странах Средней Азии темпы роста ВВП оказались намного выше, чем в других
странах СНГ. Скажем, в Казахстане этот показатель составил 5,7%, а в Туркменистане
и Узбекистане - превысил, соответственно, 10 и 8%. Согласно исследованию, столь
высокие темпы экономического роста в этих странах <связаны с крепким внутренним
спросом, стимулируемым государством, с выгодными условиями банковского кредитования
экономики>, как и с реализацией государственных экономических программ. И, опять
же, - сказывается нефтегазовый фактор: по данным исследования ЕАБР, расширение
экспортных маршрутов газа (Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, - крупные экспортеры
газа и нефти) придало дополнительный импульс экономической динамике в тех же
странах.
Между тем по темпам создания новых рабочих мест в промышленных отраслях, энергетике
и сельском хозяйстве Казахстан и Туркменистан по-прежнему занимают лидирующие
места в СНГ. При этом в большинстве стран Юга бывшего СССР и налоговая нагрузка
на предприятия, и процентные ставки по банковским кредитам для производственных
отраслей по-прежнему меньше, чем в других странах Содружества. А всё это связано,
опять-таки, с государственной экономической политикой в постсоветских странах
- лидерах по росту ВВП.
Словом, упомянутое исследование вновь подтвердило, что стратегическими, решающими
факторами в экономике стран СНГ остаются характер экономической политики государства
и его обеспеченность сырьевыми, особенно нефте- и газовыми ресурсами.
С уважением
Нина

Ответить   Нина Thu, 9 Jan 2014 19:24:44 +0700 (#2912157)