Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] Статья: Как спасать людей, " увязших в сектах?

Ушли в прошлое времена, когда заезжие проповедники сектанты набрасывались на
нас чуть ли не из-за каждого угла

Ушли времена и яркой, мощной антисектантской пропаганды со стороны православных,
порой похожей на испепеляющую <систему град>. Благодаря былым <войнам>, слово
<секта> стало нарицательным и приобрело религиозный явно негативный оттенок.
Но при этом оно осталось понятием без содержания, ярлыком, за которым не видится
понимания опасности и знания того, как помочь человеку попавшему в секту.

Что такое секта?

О сектах нужно говорить, как минимум, с трех позиций: религиозной, коммерческой
и социальной.

Религиозная позиция (неплохо разработана православными экспертами) состоит в
том, что некое вырванное из контекста, ограниченное мировоззрение, некая ущербная
религиозная идея воспринимается и предлагается всем как исключительная полнота
и истина. Ограниченность определяется, как правило, антикультурностью. Секты
- некультурообразующие, они живут исключительно набором идеологем и особым устроением
своего внутреннего социума. Культура, будь то литература, живопись, педагогика,
киноискусство, темы образования, профессиональных навыков и конечно СМИ - все
это для секты не более чем параллельный мир. Иными словами, секты живут выдернутым
из контекста реальности самозамкнутым вероучением. Исключительно все интересы
<сектанта> ограничиваются учением и жизнью секты, он, как бы культурно и социально
замораживается. В сорок лет по уровню своего развития <сектант> вполне может
быть 17-ти летним юношей.

Приобщение к секте, как очень ограниченному кругу лиц воспринимается изнутри,
как приобщение к <носителям истины> и дает человеку ощущение <избранности>, <спасенности>,
<противопоставленности всему миру>. Отсюда, окружающий мир - это в лучшем случае
<пропащие люди>, в худшем - <опасность> и <враги>. Отсюда же обязательное в сектах
учение о двойных стандартах: нравственные законы действуют только внутри сектантского
сообщества. Если <человек из мира> будет просить о помощи, даже умирая на глазах
- её можно не оказывать.

Важная отличительная особенность именно сект - это наличие коммерческой составляющей,
или выгоды <управляющего меньшинства> за счет, как правило, достаточно жесткого,
но добровольного (!) подчинения большинства. Не стоит всё сводить к деньгам,
рабской силе, сексуальному насилию и обкрадыванию. Выгоды бывают разные: и власть,
и безопасность, и создание собственной религии, и сообщество единомышленников
и т.д.

С социальных и психологических позиций секту отличает, прежде всего, тема зависимости.
Благодаря разного рода манипуляциям, и особой организации отношений, человек
становится несамостоятельным, зависимым. Именно привязанность к сообществу секты
полностью определяет жизнь <сектанта>. Как правило, рядовые участники социально
дезориентированы и дезодаптированы, будучи вырванными из секты, они по-настоящему
страдают. Эта зависимость не имеет ничего общего с известным из кинофильмов "зомбированием".
Она, скорее, сродни алкоголизму, наркомании, игромании и т.п. Со стороны может
казаться, что жил человек, жил и, вдруг, стал сектантом. На самом деле, как правило,
это достаточно длительный процесс, в основе которого лежит глубокая неудовлетворенность
жизнью и близкими людьми.

Как противостоять?

Поскольку сектантство во многом определяется темой социальной зависимости, то
и борьба с сектами состоит из трех направлений: профилактика, разрыв с зависимостью,
реабилитация.

Профилактика сектанства - это отнюдь не тема <черного

антинаркотической деятельности говорит нам, что в здравом уме все понимают пагубность
наркомании, но знание почти ничего не решает. Информационная часть профилактики
- это лишь верхушка айсберга. Главное - понимание, что секта, так же как и наркотик,
- это компенсация человеком своей социальной дезадаптации, компенсация отсутствия
правильных доверительных, глубоких отношений с ближними. В конечном итоге, человек
ищет добра, любви, принятия поддержки, смысла жизни и готов их отсутствие компенсировать
суррогатами. Поэтому, профилактика, как бы это не звучало банально, - это пропаганда
здорового образа жизни, здоровых человеческих отношений и, прежде всего, в семье.
Профилактика - это своего рода обучение самостоятельной, осмысленной и ответственной
жизни в пространстве доверия, принятия и взаимопомощи.

Разрыв с зависимостью, вывод из секты - это очень тонкая, очень профессиональная
работа в результате которой, в идеале, человек должен сам принять решение о выходе.
Насилие помогает разве что вопреки самому себе. Тут нужен диалог. Нужны очень
специфические знания о конкретной секте, о ее учении, истории, ее лидерах. Нужны
знания и опыт психотерапевта, чтоб вести дискуссии, шаг за шагом засевая сомнения
в истинности секты и расширяя культурные и религиозные горизонты <сектанта>,
давая малыми гомеопатическими дозами возможность как бы заново узнавать мир,
познавать радость от простого общения, радость от простых вещей, знакомя с традиционной
религией. Порой много месяцев уходит на встречи, которые поначалу могут быть
построены исключительно, как попытка чему-то научиться у <сектанта>, быть его
учеником. Известно же, что люди готовы и умеют слушать, если стоят в позиции
учителей, а не обвиняемых.

Реабилитация - это третий самый сложный этап, к которому, кстати, так и не подошли
в постсоветской России. Есть известный закон, что зависимость может быть заменена
только зависимостью. Опыт помощи алкоголикам, наркоманам и их родным в группах
самопомощи, опыт <12-ти шаговой программы> наиболее близки тому, что могло бы
лечь в основу реабилитационной противосектантской программы.

Группы самопомощи состоят только из тех, кто имеет или имел зависимость и готов
поделиться тем единственным, что у него есть - личным опытом выздоровления, опытом
своих побед и поражений. Только такие люди в состоянии понять других зависимых,
не осудить их, принять с сочувствием; понять не в общем, как часто мы слышим
от друзей <сочувствую, понимаю как тебе больно>, а понять во всей глубине, в
деталях, понять, потому что пережили и переживают сами. В таких группах нет иерархии,
происходит обязательная смена ведущих встречи. Это удивительное лечебное сообщество.
Фиксированные и жестко соблюдаемые традиции помогают это собрание сохранить,
помогают сделать так, чтобы отношения были <на равных>, чтобы не было коммерции
и не было гуруизма. Группа на первых порах для зависимого становится всем. Он
не мыслит, как быть без нее, он на нее <подсаживатся>.

Получается, что человек заменяет свою зависимость на зависимость от группы самопомощи.
Но, и это очень важно, программа <12-ти шагов> постепенно <выталкивает> человека
из группы по мере его выздоровления, по мере укрепления его воли, по мере обретения
им здоровых социальных связей, по мере возвращения в семью, обретения работы,
обретения самостоятельности и ответственности. Получается, что выздоравливающий
и в то же время зависящий от группы, постепенно все меньше в ней нуждается и
со временем уходит.

Чего нам ждать?

Сектантство - это неизлечимая болезнь любого общества, в тех или иных формах
она была, есть и будет. Безусловно, каждая сломанная судьба - это трагедия. В
свое время, когда мне приходилось консультировать людей по телефону по вопросам
православного вероучения, просьбы об оказании антисектантской помощи поступали
ежедневно. Не смотря на то, что последние годы ситуация с сектами поутихла и
стабилизировалась, в крупных городах число пострадавших исчисляется, конечно
тысячами. Очень больно, что в нашей стране до сих пор так и не произошло зарождение
профессиональной реабилитационной <сектологии>.

Для меня совершенно очевидно, что специализация <сектолога> или <специалиста
по выводу людей из сект> лежит на стыке религиоведения и психотерапии. Это своего
рода аналог врачей наркологов - психотерапевтов и медиков в одном лице. Я ожидал,
что такие специалисты могут появиться, как результат сотрудничества ВУЗов, имеющих
психотерапевтические специальности, и православных ВУЗов, имеющих специальности
религиоведческие. Я думал, что постоянно присутствующий спрос, а значит гарантированная
частная практика,


станут стимулом для появления профессии <сектолога>. Оказалось, что это не так.

Я понимаю, что сектантство, в отличие от алкоголизма или наркомании, достаточно
специфическая ограниченная социальная проблема. Мне приходилось слышать мнения
специалистов, что даже при самых благоприятных для сект условиях, каковых в природе
не встречается, в эти религиозные организации могут попасть 1-3% населения. Может
быть, для государства это не те масштабы, чтобы всерьез обращать на это внимание,
никакое сектантство не сможет соперничать с водкой и простудами. Но вот для Русской
Православной Церкви профессиональные антисектантские программы - это профильная
и прямая задача. Будем надеяться, что и до этой темы дойдут руки, тем более,
что этап восстановления после <советского ига> закончился. Русская Церковь уже
не <церковь в беде>, да и православные, обретя жизненный опыт, умеют уже не только
<шашками махать>.

Из выпуска от 04-09-2012 рассылки <Аргументы и Факты - статьи и комментарии>
Подписаться Светлана
С уважением
Нина.

Ответить   Нина Thu, 6 Sep 2012 10:40:49 +0700 (#2547484)