привет свободный народ!
Фото сделано 1 сентября. Толпа собралась у магазина на Тверской, чтобы купить
ноутбук по дешевке.
Корреспондент КП попытался разобраться, кому выгодно устраивать давку за уцененной
аппаратурой [видео]
Ринат НИЗАМОВ, Фото Ильяса СЕТДИНОВА. 14.09.2009
НЕ НРАВИТСЯ - НЕ ПОКУПАЙ!
Недавно одним из главных интернет-хитов стало видео жуткой давки, случившейся
во время распродажи ноутбуков в Москве (см.КП от 31 августа). На ролике, снятом
мобильным телефоном, сотни человек, толкая друг друга, пытаются пробраться к
заветной цели - стопке из 250 ноутбуков, цена на которые вдвое ниже обычной -
всего 9999 рублей.
Автор съемки - студент из Москвы Ильяс Сетдинов - не скрывает, что почувствовал
себя знаменитостью.
- В сети мой ролик просмотрели более 90 тысяч человек, - хвастается он. - И теперь
почти каждый день звонят с разных телеканалов, просят эту съемку.
Пробивной парень Ильяс, который сам старается не пропускать ни одной распродажи
в столице, пришел за ноутбуком за два часа до начала продажи. И обалдел...
- К этому времени уже был составлен список из сотен фамилий! - вспоминает студент.
- Оказалось, что надо было здесь ночевать, чтобы попасть в список претендентов
на компьютеры. Было очевидно, что ноутбуков всем не хватит, а люди все подходили
и подходили...
Печальный итог спецоперации запечатлен на видео Ильяса: покупателей растаскивали
милиционеры, а пострадавших откачивали нашатырем медики Скорой помощи.
- При этом получить ноутбук по объявленной цене удалось совсем немногим! - сердится
другой участник событий, Кирилл. - Лично мне пришлось, толкаясь с другими страждущими,
выклянчить у менеджера записку, без которой не брали деньги в кассе. После чего
бежать в кассу и платить там не 9990 рублей, как было заявлено, а целых 13 тысяч!
Это с учетом дополнительной гарантии и услуг по настройке ноутбуков. Когда я
стал возмущаться, кассир мне объявила: Не нравится - не покупай. Тут и без тебя
полно желающих.
Кто-то попытался урвать комп без денег и рванул к заветной горе компьютеров.
Остальные покупатели решили не отставать, и началась новая свалка с мордобоем.
А после того как ноутбуки были разобраны, москвичи, воспользовавшись сумятицей,
хватали и пихали себе в сумки мелочь - мышки, наушники, диски...
РЕКЛАМА НЕДОРОГО
Вскоре Ильяс предложил Комсомолке побывать на другой подобной распродаже. На
этот раз ноутбуки за полцены обещала продавать другая крупная фирма.
Акция состоялась 1 сентября, через день после скандальной распродажи с давкой.
Ильяс, наученный опытом, ночевал у магазина на Тверской, чтобы успеть внести
себя в списки.
- А нас здесь много ночевало! - гордо объявил он мне утром.
К девяти часам утра на Тверской выстроилась длинная очередь. Чтобы не повторить
ошибок конкурентов, коммерсанты пригнали к магазину несколько нарядов с милиционерами
и поставили железные ограждения.
- Наверняка обманут! - заранее расстраивался народ в очереди.
Кто-то вспомнил недавнюю распродажу айфонов. Обещали, что цена на них будет 9999
рублей. Но покупателей сразу же заставляли подключаться к сотовой связи и в придачу
приобретать чехол. В итоге айфон стоил уже 11 тысяч.
- А я, кстати, тогда шесть айфонов купил! - признался еще один молодой человек
из очереди, Сергей. - Один себе оставил, пять продал. Наварил больше 20 тысяч!
На распродажах так многие делают...
Мы простояли в очереди до того момента, как объявили: ноутбуки по дешевке закончились.
Если кто желает, можно приобрести другие, дороже...
Понятно, что эта новость никого не обрадовала. Даже наоборот. Толпа начала расходиться.
То и дело звучала матерщина в адрес фирмы, устроившей очередную давку.
Тогда для чего ее вообще проводить?
Сами представители торговых сетей ситуацию комментируют так: мол, продаем излишки
и ради вас, покупатели, стараемся. Когда бы вы еще купили такую дешевую технику!
Но они, конечно, лукавят.
- Есть так называемый эффект толпы, - объясняет Антон Суворов, преподаватель
Российской экономической школы, специалист по поведенческой экономике. - Когда
люди узнают, что есть какая-то распродажа, то спешат в магазин. И если им даже
не достанется обещанного товара по низкой цене, они вполне могут купить что-то
другое. Факт, что фирме удается привлечь нового человека в магазин, уже сам по
себе полезный. И затрат особых нет: всего-то скинуть цену на 250 ноутбуков...
Интересно, что акция, на которой произошел мордобой, считается успешной вдвойне.
- Ведь создается мощный информационный повод, - продолжает Антон Суворов. - Да,
в новостях и телесюжетах рассказывают, что в магазине была давка. Но, посмеявшись
над теми, кто толкался в очереди, люди все-таки запомнят, что в этом магазине
можно купить дешевый ноутбук.
Конечно, не каждая распродажа - обман. Иногда действительно можно купить дельные
вещи по выгодной цене. Но если цены слишком низкие, это должно настораживать.
Значит, или товар на самом деле не очень хорош, или вас пытаются использовать,
чтобы создать жареный сюжет для новостей.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Игорь ТРУНОВ, адвокат: Пострадали в давке? Фирма платит!
- Согласно гражданскому законодательству организаторы акции обязаны обеспечить
безопасную торговлю. И если человеку во время акции был нанесен ущерб, то он
может предъявить претензии организатору. Если покупатель пострадал физически,
компания должна оплатить лечение и медикаменты (факт нанесения вреда должен быть
зафиксирован врачами). Это может быть и материальный вред - порвалась одежда,
разбились очки, - и моральный. В первом случае нужна экспертиза, которая оценит
ущерб, во втором - достаточно свидетелей.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Скидка за унижение
До сих пор жива в памяти картина: на дворе зима, минус 15, у огромной бочки с
водой - толпа народа. Позабыв про стыд, целлюлитные девушки и рахитичные юноши
сбрасывают одежку, обнажая синеватые тощие тела, и бросаются в воду. Вокруг толпа
зевак, они тычут пальцами и глумливо гыгыкают, записывая происходящее на мобильники.
Это не посвящение в моржи, а акция крупнейшей сети по продаже сотовых телефонов.
Моржи купаются в бочке добровольно, ради 50-процентной скидки на трубку. А организаторы
потом с гордостью отчитываются: интернет-сайт, где были выложены фотки с мероприятия,
побил по рейтингу прямую трансляцию войны в Ираке.
Общество потребления научило нас: участие в скидочных акциях - не позор, а прагматизм
и даже, возможно, доблесть. За дискаунт люди готовы бегать голышом, ползать в
грязи, устраивать безобразные побоища, топтать и быть растоптанными. А что готовы
сделать вы ради снижения цены на 20 процентов? А на 40? На 50? На 100? Кажется,
если завтра кто-нибудь организует акцию Съешь собачью какашку и получи скидку,
немедленно соберется кричащая толпа и выстроится в очередь, а кто-нибудь еще
и устроит драку за право ее возглавить.
Претензий к организаторам подобных шапито особых нет: законы РФ не нарушены,
а взывать к совести коммерсантов кажется наивным. Хотя и дураку понятно, к чему
приведет в многомиллионной Москве распродажа за полцены 250 ноутбуков или двух
десятков айфонов. К тому и привело. Так что иногда возникает подозрение, что
эти перформансы устраиваются из садистских соображений: А ну посмотрим, на что
еще готов народ за копеечку? Ну надо же, и это схавали! Читать мораль участникам
шоу глупо тем более: жадность и страсть к халяве такими методами не прошибить.
Остается только смириться. Скандальные распродажи были, есть и будут. Но, к счастью,
пока унижаться готовы не все.
Антон ЮЛАЕВ
ЗАО ИД Комсомольская правда