Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как приручить дракона | How to Train Your Dragon


Как приручить дракона | How to Train Your Dragon
2010-04-20 16:06

Как приручить дракона | How to Train Your DragonАнимационный 3D-фильм, по которому можно преподавать основы успеха 3D-кино.
Сейчас так много разговоров о 3D, о том – сметет ли оно все остальное кино, или все-таки что оставит, копья ломаются, ТВ-программы записываются – берут 3D в качестве животрепещущей и спорной темы…

Хотя, если честно, на территории нашего кино говорить об этом даже смешно… В том смысле, что российское современное кино в массе никак не разгадает секрета производства просто фильмов хорошего качества, вне зависимо от бюджетов и выразительных средств…
Цеховой секрет утерян, и отдельные достижения отдельных мастеров (вон в Канн наших практически два фильма пригласили! Всем известного Михалкова со всем понятными "Утомленными солнцем 2" и никому не известного Сергея Лозницу: родился в Барановичах, учился во ВГИКе, снимал в Питере, живет в Германии, в Канн везет фильм "Счастье мое" от Украины…)  выглядят отдельными находками удачливых старателей, нашедших самородок на выбранном уже, пустом месте. Жилы здесь нет, только на самородок рассчитывать и можно. А жила – это школа. А школа у нас куда-то делась пока…

Но речь не об этом. Все же о пришествии 3D-технологии в кино думать нужно. И прокатчикам, и производителям специального оборудования. И кино-производителям. Кажется, производители – режиссеры, в первую очередь, протестуют во весь голос по вполне … не то, чтобы шкурным, но – причинам личной лени и косности: это ж надо, типа, квалификацию повышать… осваивать новые возможности и выразительные средства… А мы и со старыми-то не очень!


Ну, это старые, то есть уже заявившие о себе, режиссеры так думают … (в нашем случае – даже и не заявившие особо, но обретающиеся в профессии уже лет 20, что-то там снимающие, какие-то там бабки отбивающие и в этом смысле вроде как профессионалы…)

Другое дело – молодое поколение, они не задумываются, что в свой багаж профессиональных навыков обязательно возьмут (курс прослушают, что ли?) навыки работы в 3D. Дело не в том, что сейчас это модно, просто это есть, значит, этим надо уметь пользоваться. Вон, на всяких аниматорских курсах, отдельно стоящих от ВГИКа и центрального кино-образования, обучение 3D-анимации уже вошло в обязательную программу (сильно увеличив плату за обучение, да, многие недовольны этим обстоятельством, особенно люди, мечтающие овладеть навыками высокохудожественной мультипликации из полутонов и нюансов а-ля Норштейн, а им впаривают комплекс обучающих 3D-программ, но тут уж дело такое…)

Так вот, возвращаясь к нашим баранам, пардон, драконам: анимационный 3D-фильм "Как приручить дракона" может служить наглядным (весьма) примером сюжета, созданного для 3D, и с помощью этой технологии развернутым в гораздо более яркое и значительное произведение, чем без нее. Вопреки ожиданиям, так бывает не всегда.
И, кстати говоря, наши ужасные 3D-мультики последнего времени, всякие Аленушки, Еремы и Наши Маши с орехами – тому примеры печальные. Да что там говорить! Выпущенная в 3D-формате "Алиса" Тима Бертона собрала, конечно, свои сотни тысяч в прокате, отбила сотни тысяч, затраченных на производство, и поэтому считается удачным проектом, но – наверняка она отбила бы их (а их было бы и затрачено гораздо меньше на производство!), если бы по старинке вышла в 2D.

Ни в какое новое качество трехмерная Алиса не перешла. И нас не перенесла. А "Аватар" перенес. И гораздо более простой, но тоже очень хороший мульт "Как приручить дракона" - тоже.

Тут открываются хорошие простые законы: чтобы использовать 3D-формат с наибольшим эффектом, нужно большое пространство для истории. Чисто географически. Желательно  – с горным ландшафтом, т.е. трехмерное по природе. Ну, конечно, чем живописнее – тем лучше! Чтобы скалы скалистые, но луга – зеленые, море – синее, небо – голубое, и белые облака. И чтобы было какое-то летательное средство, позволяющее эту трехмерность ландшафтную охватить  достаточно быстро. Пока самым подходящим из всех летательных средств 3D кинематограф выбрал драконов. 

На драконах летали жители Пандоры, на драконе немножко удалось полетать Алисе, вот и средневековые викинги из "Как приручить дракона" потихоньку склонились к этой мысли. Что ж теперь, всем снимать фильмы про драконов? Не знаю. Во всяком случае, необходимость снимать бытовые  сцены в 3D пока не очевидна. А вот  всякому фантастическому, иллюзорному и чудесному миру 3D очень показана.

Но успех фильма одной только яркостью полетов на драконах не исчерпывается – ни того, ни другого (фильмов)! В детском и простом сюжете ("Аватар" тоже часто называют детским и простым, а потом, в спорах о нем, уходят в дебри философии и богословия. В обсуждении  "Как приручить дракона" никаких бездн не будет:) о мальчике, который, вместо того, чтобы воевать с драконами, научился сам – и научил свое племя! – с ними дружить, все-таки на полную катушку использован, помимо нового 3D-потенциала, потенциал старой доброй драматургии, предполагающей, что герои должны быть яркими, разными, выразительными – чтобы они и внешне, и по речи своей сильно отличались друг от друга, да и, желательно, от всех других… Аленушек и Ерем.

Дальше, хорошо, если действие будет происходить в новой, удивительной среде, с которой нужно знакомиться – как устроен быт, какие взаимоотношения, обычаи и традиции. Хорошо, когда комические и сентиментальные сцены чередуются с драматическими и пафосными… Хорошо, когда на месте вроде бы знакомых и предсказуемых героев и сцен зрителей ждут … перевертыши – самый здесь сильный подобный ход – это то, что злобный, внушающий всем страх дракон имеет внешность шкодливого, но ласкового котенка… И т.д.

И получилось, что мультфильм "Как приручить дракона", при всем успехе применения в нем 3D-технологии, сам сочинен, еще на уровне истории, такими талантливыми людьми, что сохранил бы привлекательность даже будь эта история представлена древней книжкой с картинками…

А вот как быстро на курсах – или даже медленно, за 5 лет обучения во ВГИКе! – научить этому искусству – талантливо складывать сценарии – это вопрос посложнее повсеместного внедрения 3D-технологии.

Как приручить дракона | How to Train Your Dragon: США - 2010

Вместе с этим смотреть: Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек | Cloudy with a Chance of Meatballs
Вместо этого смотреть: Первый отряд



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


В избранное