Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Космическая серия. Даниил Храбровицкий - "Перекличка", 1965; "Укрощение огня", 1972


Космическая серия. Даниил Храбровицкий - "Перекличка", 1965; "Укрощение огня", 1972
2010-04-19 12:00

Даниил ХрабровицкийВ 60-е годы, в разгар битвы физиков и лириков, со стороны кино появился человек, вроде бы лирик по профессии (сначала – сценарист, потом еще и режиссер), который  резко занял сторону физиков (в широком смысле) и поэтизировал, идеализировал и пропагандировал их роль, их деятельность, их работу – в фильмах "Девять дней одного года", "Перекличка", "Укрощение огня", "Поэма о крыльях" (вообще к небу, полетам относился очень неравнодушно: он же автор сценария фильма "Чистое небо").

Это был Даниил Храбровицкий.
В нашем кинокосмическом путешествии мы отметили два его фильма: "Укрощение огня" 1972 г. и "Перекличка" 1965г.

В "Укрощении огня" речь идет о том, что покорять космос нужно начинать на Земле, с самого себя. Укрощение эгоистических устремлений и покорение креативных, творческих энергий – подчинение их осознанной идее, сначала в себе самом, а потом – в масштабах мега-проекта, в котором задействованы сотни людей и на который работает целая страна – вот о чем фильм.

Памятуя о том, что Королев, прототип главного героя фильма, является последователем и приверженцем идей русского космизма, фильм можно еще трактовать так: для звезд нужны особые, звездные люди. Не "гвозди", не "стальных людей" надо делать, создавать для космоса -  звездных. 


Даниил Храбровицкий. Укрощение огня, 1972Эта тема была затронута еще у Клушанцева в "Планете бурь":  американские астронавты, имея в качестве помощника и защитника механического и непробиваемого робота, активно доказывали нашим, что в космосе нужны вот такие железные люди. А наши, понятное дело, кивая друг на друга, говорили, что живой подготовленный человек лучше робота. Наши победили:)

Звездный человек - умелый и знающий, но при этом – обязательно – мудрый  и добрый.  Как бы это ни было прописано в  сценарии,  главным выразителем  идеи космизма стал актер, выбранный на главную роль – Кирилл Лавров.

Фильм "Укрощение огня" - программный и пропагандистский, его часто показывали по телевизору в советское время, да и сейчас бывает. Он настолько примелькался, что трудно было его воспринимать как самоценное произведение искусства – "социалистический реализм, чего в нем может быть хорошего и стоящего?"

Вот вам свежий,  незамыленный взгляд: просмотрев два десятка космических фильмов, ощущение прорыва и высокого полета, мурашки по коже и слезы на глазах  мы ощутили дважды: когда камера уходила вверх, вверх, обнаруживая, что Дом стоит на островке, произведенном планетой, в "Солярисе" Тарковского; и во время предполетной подготовки старта большой ракеты в "Укрощении огня" Храбровицкого.


Даниил Храбровицкий. Перекличка, 1965В фильме о космосе   Даниила Храбровицкого "Перекличка" главную роль играет 20-летний Никита Михалков.
В фильме показан полет первого космонавта, (как и в "Укрощении огня", но "Укрощение" на 7 лет позже!) но  Михалков играет  не первого космонавта, а молодого командира танка, погибшего в годы Великой Отечественной Войны. А первого космонавта в фильме, безо всякого сходства с реальным прототипом, играет Олег Стриженов.

Фильм, опять же, пронизан идеями космизма: связи поколений и заслуги отцов в деяниях детей.  "Перекличка" впрямую не говорит о воскресении, но символически – да, о нем:  первый космонавт Бородин – не сын того танкиста-Бородина, с которым в войну познакомился будущий генеральный конструктор, но мог бы быть и сыном того, а у этого космонавта-Бородина был такой же, как тот танкист, героический отец, тоже погибший в войну, и у всех у них общий предок – композитор Бородин, без которого тоже их бы не было бы.
И уж понятно, что без подвига мальчишек-танкистов и пехотинцев, героических, хороших и светлых людей, не было бы и подвига первого человека в космосе. То есть их гибель в болоте – это тоже шаг к звездам. Или ступенька под ногами того, кто шагнет. Как ступеньками были и многие-многие  прошлые поколения.

"Перекличка" - философское осмысление советского космоса и советского проекта. И роль Никиты Михалкова, которая выводит его из разряда просто "а еще он актер хороший" в разряд  лучших актеров нашего кино.

В скобках можно добавить, что в фильме дана очень интересная и очень зрелищная картина среднеазиатской эвакуации. Мы много об этом читали и слышали, но не видели никогда – эти восточные базары, могилы Тимура, мечети и дворцы самаркандские, в которых и вокруг которых роятся выброшенные войной из центральной России тысячи людей – беженцев, раненных и эвакуированных. Организация жизни и быта в эвакуации, театры и киностудии – как это было – не менее интересные и значимые для понимания нашей истории кадры, чем бытовые зарисовки середины 20-х у Протазанова в "Аэлите".

И еще в "Перекличке" - одна из самых пронзительных любовных историй нашего кино, любовь московских 20-летних мальчика и девочки, заброшенных войной в эти чужие края, любовь с четко ограниченным сроком – 3 месяца отпуска по ранению, даже если за эти три месяца они успели пожениться – дальше не будет ничего, потому что – война…

Марианна Вертинская и Никита Михалков, такой неореализм черно-белый – все остальные "Мужчины и женщины" отдыхают!
А еще плюс Меркурьев, Доронина, Стриженов, Стеблов.

Даниил Храбровицкий
Перекличка: СССР - 1965
Укрощение огня: СССР - 1972


Еще из космической серии:
Аэлита, 1924
Космический рейс, 1936
Небо зовет, 1960 и Планета бурь, 1962
Туманность Андромеды, 1967


киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


В избранное