Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Космическая серия. "Аэлита", 1924. Посвящается Дню космонавтики


Космическая серия. "Аэлита", 1924. Посвящается Дню космонавтики
2010-04-12 13:39

При подготовке к космическому вечеру просмотрели 20 советских и российских фильмов на космическую тему. Впечатлением хочется поделиться.
Обозрение космических фильмов от 20 гг. прошлого века до наших дней, как и любое погружение в какую бы то ни было тему, открывает новые смыслы. Здесь – такой: космос был сердцевиной советского проекта, философия русского космизма – не меньшим первоисточником нашего научного коммунизма, чем марксизм, а уж в умах и сердцах простых людей, так и вообще – главным.

Чем он хорош, русский космизм, что не требует вообще никакой научной базы, знания имен отцов-основателей и чтения их научных трудов. Потому что это – научно-христианское обобщение вековых чаяний и устремлений обычных нормальных русских людей. Не зря Тарковский во первых кадрах "Андрея Рублева" показывает никакими видимыми связями с Рублевым не связанного мужика, который с колокольни сигает на крыльях. Рублев и мечты о полете – явления одного порядка.

А космос – это мечта о полете в ее предельном воплощении, до самого недоступного высока, туда, где, может быть, и сам Господь Бог живет! Так что стремлению к звездам людей учить не надо, как марксизму, скажем, люди и так по ночам на звезды смотрят и мечтают о них.


Николай ФедоровВот Николай Федоров и обобщил эти мечты, объединив их и со святоотеческими соображениями о необходимости воскресения всех предков, да еще и со свойственной русским идеей соборности, общинности: всем миром, сообща – нужно готовиться к этому общему делу.
Главный труд Федорова, в котором изложены все идеи русского космизма, так и называется "Философия общего дела": к воскресенью отцов надо подготовиться, так что в преддверии их появления опять на свет божий в плотных телах надо расширять пространство обитания, а то все сразу, да бессмертные (а после воскресения смерти уже не будет!)  не поместимся на Земле. Вон они там, звезды, видите? Вот туда надо лететь и там искать место, куда мы расселимся, когда отцы воскреснут!

По дороге не могу не упомянуть нано-технологические прозрения Федорова: он предполагал, что тела отцов воскреснут, соберутся из подручных атомов по программам, которые лежат в могилах и не истлели в виде хоть какой-нибудь оставшейся косточки или зуба, или фрагмента… И вот случится это вследствие общей работы предков, общего их прихода ко Христу – в своей жизни, в своих нравах.
В процессе общего дела освоения космоса и подготовки к воскресению отцов люди должны преодолеть свои пороки, заставляющие их жить не по-христиански: в разобщении, войнах и эгоизме. Опять же, походя, Федоров (1829 – 1903 гг.) касается и экологической темы: он предвидит глобальные экологические катастрофы, которые могут случиться в следствие этой разобщенности, розни и эгоизма, да и просто стихийные бедствия, которые невозможно будет преодолеть, не преодолев разобщенности в человечестве. Так что задача освоения космоса для него и фундаментальная, и прикладная: по мере приближения к нему человечество будет улучшаться, облагораживаться.

Вот эти идеи космизма совершенно востребованы советским космическим проектом. И попали они туда, в проект, не случайно, из информационного поля, а через главных создателей и проектантов: и генеральный конструктор Сергей Королев был читателем и почитателем "Философии общего дела" Федорова, а уж Константин Циолковский – его прямым продолжателем, он был лично с Федоровым знаком, а его труды были руководством к действию для Циолковского. Но не только Циолковский!

В круг поклонников Федорова и его мировоззрения – и реально, в дискуссионный клуб, составившийся вокруг Федорова в библиотеке Румянцевского музея, где он служил библиотекарем, входили и Федор Михайлович Достоевский, и Лев Николаевич Толстой, и Владимир Сергеевич Соловьев – все трое – буквально три кита, три властителя дум мыслящей и свободомыслящей российской интеллигенции конца 19 – начала 20 века. Именно эти люди застали революцию, именно эти, воспитанные Толстым, Достоевским, Соловьевым – а, значит, и Федоровым! – интеллектуалы уже в конце 20-х годов встали во главе зарождающегося советского космического проекта.

А зарождаться он начал с первых лет советской власти: в 1918 году Циолковский был избран членом Академии Наук (какого-то научного учреждения, которое впоследствии к середине 30-х стало так называться), а  с 1919 года ему платили пенсию за выдающиеся заслуги, рассматривали его проекты, принимали к производству. (Ну, да, обратили внимание на Циолковского после ареста в 1918 году. Выпустили быстро – и вот с какими далеко идущими последствиями) Так что Циолковский с его настойчивой пропагандой возможности космических полетов был сразу привлечен Советами на свою сторону. Конечно, с прагматической точки зрения, советский космический проект занимался разработкой военных средств для укрепления обороноспособности и боевой мощи, но – одно другому не мешает.

Так что космос в советском и российском кино – не просто место для приключений. Это сакральный идеальный план мечты и общего дела. О том, как отношение к этом мечте и к этому делу менялось в истории страны, свидетельствуют фильмы – как бы слепки с массового сознания.

Первый советский космический фильм вышел в 1924 году.

"Аэлита"
Роман Алексея Толстого был только что написан, а тут еще из эмиграции вернулся Яков Протазанов – вот он-то и снял фильм. Со всем европейским блеском.
Фильм "Аэлита" - пример замечательного  переосмысления мощного литературного первоисточника  искусством кино. Для того, чтобы отход от первоисточника был смелым, удачным и оправданным, необходима соразмерность писателя и режиссера.

Посмотрите отрывки из фильма:


Яков Протазанов – выдающийся режиссер, и он не побоялся и не постеснялся фильм сделать самостоятельным произведением, не переносить на кинопленку все дословно. Режиссер  оставил от романа в фильме не такую уж и большую часть, зато снял ее настолько выразительно, что фильм стал шедевром мирового кино и сейчас смотрится с настоящим, а не только музейным, интересом. Протазанов противопоставил яркую, зрелищную, конструктивистскую эстетику, очень современную и нездешнюю, в которой он снял мир Марса, мир Аэлиты, здешним бытовым реалиям и личным отношениям. Приземленным и обыденным.
Получился фильм, очень динамичный и с двумя видео-рядами. При этом интересен и тот, и другой: на мир Марса интересно смотреть, как на произведение искусства, балет, оперу на чужом прекрасном языке, не вникая в суть того, какие перипетии и государственные перевороты там происходят. А мир Земли ярко представлен очень комичными и узнаваемыми, чуть-чуть шаржированными, персонажами, с их бытовыми проблемами и коммунальными страстями.

Космос в первом фильме о нем был представлен как далекий, чужой и прекрасный мир.
И реальный конец фильма – когда помирившийся с женой на Земле инженер Лось сжигает все свои завиральные чертежи марсианского корабля вместе с планами вырваться за пределы земного притяжения со словами "есть у нас еще дома дела" - этот бытовой и рациональный финал противоречит впечатлению, остающемуся от фильма: "Космос – загадочен и притягателен, он манит и зовет. Пусть пока еще только в мечтах". Шел 24 год, только закончилась гражданская война, бедность, нищета, голод, разруха, ужас что. Кстати, фильм дает возможность хотя бы одним глазком поглядеть, как это было: мешочники, эвакопункты, товарные вагоны, на крышах которых в Москву едут люди, госпитали, нищие… 

Однако космическая идея была воспринята зрителями на-ура. Запала в душу. И сейчас фильм поражает смелостью, яркостью, продвинутостью. Отдаленность по времени не мешает ощущать эту свежесть, нестандартность подачи, просто-таки хулиганскую удаль, с которой в середине 20-х годов Протазанов сталкивает на экране два несопоставимых мира! Мне кажется, на примере этого фильма надо учить режиссеров в киношколах (есть и другие такие же, но их не много во всей истории кино) – смелость и новизна "Аэлиты" совершенно не отменяет четкой простроенности сценария и великолепной работы актеров, интеллектуальная игра оставляет место для юмора и комизма, абсолютно модерновые, продвинутые декорации, костюмы, грим – выполнены с выдающимся мастерством. 

Почему-то к концу 20 века и посейчас кинодеятели предполагают, что способность сказать новое слово (или то, что они думают, что новое), уже снимает с них всякие обязательства перед зрителем в  плане мастерства. Вот Протазанов – а ему в 24м было 43 года – демонстрирует, как можно сочетать одно с другим, и какие долгоиграющие плоды приносит это сочетание еще юношеской свежести мышления со зрелым мастерством.




киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


В избранное