Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Космическая серия. "Небо зовет", 1960 и "Планета бурь", 1962


Космическая серия. "Небо зовет", 1960 и "Планета бурь", 1962
2010-04-15 12:49

Небо зовет, 1960 и Планета бурь, 1962Небывалый случай: два советских фильма начала 60-х годов были закуплены американцами, вышли в Америке и пользовались большим успехом. Правда, в Америке их перемонтировали и дали им другие названия: "Битва за пределами Солнца" и "Путешествие на доисторическую планету" (и даже "Путешествие на планету доисторических женщин"). А как эти фильмы назывались у нас?

"Небо зовет" - 1960 г., реж. Михаил Карюков  и "Планета бурь", 1962 г., реж. Павел Клушанцев.
В 1963 году Ф.Ф. Коппола и Роджер Корман, перемонтировав и переозвучив фильм "Небо зовёт", выпустили его в американский прокат под названием "Битва за пределами Солнца". В их версии, разделенное на два враждебных лагеря после атомной войны человечество продолжает борьбу и за пределами Солнца. В то время как в нашем фильме все было, разумеется, совсем не так.
Второй фильм "Планета бурь" американцы сначала перемонтировали и выпустили под названием "Путешествие на доисторическую планету", при этом, видимо по простоте душевной, переименовали также и оставшихся в кадре наших актеров: например, Георгий Жженов стал у них Курт Боден. А потом еще раз перемонтировали в "Путешествие на планету доисторических женщин", взяв туда кое-что и из "Небо зовет" и добавив в фильм целое племя амазонок.  В "Планете бурь" Александра Казанцева и в нашем фильме 62-го года доисторических женщин почти не было – было их ожидание, предчувствие и отражение в зыбкой воде в последнем кадре фильма…


  

Фильмы "Планета бурь" и "Небо зовет" незаслуженно быстро забыты на Родине. Не то, чтобы сейчас эти фильмы можно было пересматривать без скидок на время. Их свежесть утрачена. Но: очень обидно, что мы увидели впервые огромную орбитальную космическую станцию, к которой пристыковываются транспортные корабли, а другие уходят с нее в глубины космоса,  что мы помним эту картинку из "Звездных войн", а не из наших фильмов, снятых без малого 20ю годами раньше.
Выход в открытый космос, высадка на астероид и ожидание на нем помощи с Земли – в визуальном, техническом смысле эти сложнопостановочные сцены сделаны с большим мастерством и послужили прототипами для голливудских блокбастеров.
Говорят, что во время своего визита в Москву в годы перестройки Джордж Лукас просил российских чиновников организовать ему встречу с Павлом Клушанцевым. Однако оказалось, что чиновники даже не знают кто это такой. На вопрос о том, кто такой Павел Клушанцев, Лукас ответил: "Клушанцев — крестный отец "Звёздных войн". Встреча двух режиссеров так и не состоялась.

Еще в этих фильмах интересно то, что, приходясь на разгар холодной войны, они отражают противоречия между нами и американцами. И в том, и в другом рядом с нашими космонавтами действуют американские астронавты. Но вот именно – рядом, а не против. Американцы – не противники, а сотрудники по космосу, которым – ну да, в этом и заключался главный пропагандистский ход – требуется наша помощь, и мы ее оказываем. При этом восхищаемся техническими достижениями, нам недоступными (в "Планете бурь" на вооружении у американцев офигительный многофункциональный робот, неуклюжий и нерасторопный, но действительно почти всемогущий).
При этом соперничаем не в идеологических подходах, а в человечеких, межличностных, практиках, которые, действительно, разнятся. Американцев изумляют наши отношения, нас – американские. И те, и другие пытаются друг друга переубедить. По фильму, понятное дело, наши их убеждают, что друзьями и товарищами быть лучше, чем врагами и соперниками. Но это – и все, никакой борьбы в космосе, сплошное сотрудничество и никаких обидных кличек или представлений американцев дикарями или грубиянами. Прагматиками – да. Лишенными, по сравнению с нашими, сантиментов – да. Но монстров агрессивных и бессмысленных никто из них не делал.

А "Планета бурь" так и вообще выдающийся фильм – эта  куча динозавров действующих, птеродактиль и небольшие такие годзиллы-звероящеры, извержение вулкана, корабль на воздушной подушке движется по поверхности Венеры, робот, про которого уже было сказано, напряженный сюжет (когда они уже прилетели и путешествуют по планете), много шуток и умных, но не нудных дискуссий о панспермии, палеоконтакте, с приведениями аргументов и примеров  – известных каждому сейчас, но для меня было открытием, что обо всем об этом говорилось в таком старом советском фильме.

Неудачи обоих фильмов: очень занудные, долгие и не нужные сцены в полете, нудные и долгие разговоры космонавтов о долге и родине, пафосные, искусственные, снижающие темп повествования и подрывающие доверие к героям. Особенно в фильме "Небо зовет", где половина или даже большая часть космонавтов на орбитальной станции – такие пожилые чиновники в серых костюмах, с лицами, которые вообще перед камерой нельзя показывать – очень уж они скучные и протокольные. Так нельзя, дорогие товарищи!

Однако в этих фильмах появились моменты раздумий и сомнений – не о необходимости космоса, как такового, но о готовности человека – и общества – к космическим свершениям. То есть космос рассматривается как арена борьбы человека с самим собой и изучения себя – и других. Понимания других. Другого. Не "Чужого"  -  враждебного пришельца из космоса, а дружелюбных, но по-другому устроенных людей: женщин и американцев, в данном случае.
Женщины вообще неотъемлемая часть советского космоса: как манящая цель, как необходимый товарищ и друг, как неразрешимое противоречие, как объект первостепенной заботы, защиты  и любви – в космических и около-космических реалиях все эти роли женщина играет особенно ярко.

В общем, эти фильмы – не шедевры жанра, но в каждом из них есть прорыв, каждый стал первооткрывателем. И по картинке – то есть в нем изображено то, что потом будет показано в сотнях других фильмов  как обязательная характерная черта космического антуража. И в сюжетах этих фильмов  обозначены темы, которые будут развиваться дальше в течение десятилетий кинематографистами и нашими, и голливудскими. Но мы, как всегда, забыли поставить копирайт.
И хотя в данном случае нет сомнений в том, что американцы, принимаясь снимать свои мега-космические города в "Звездных войнах", видели уже – пусть  не такую гигантскую по масштабам, но, в общем-то, эту самую  картинку уже видели – в фильме "Небо зовет", но так и выходит: узкие специалисты знают, но в мир транслируют свое авторство. И Бог с ним, с миром, но мы сами не знаем, что было до нас. В нашем кино. Честное слово, для меня знакомство с этими фильмами стало настоящим открытием.

Посмотрите отрывки из этих фильмов:





Небо зовет: СССР - 1960
Планета бурь: СССР - 1962

Еще из космической серии:
Аэлита, 1924
Космический рейс, 1936



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


В избранное