Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... Fwd: религиозные меньшинства в Индии



[Text 661222 from CIS]

08 февраля 2007

Петр Топычканов

Непризнанное меньшинство

Для многих индийских чиновников джайнизм остается "реформированным"
индуизмом

В конце 2006 г. в Нью-Дели прошла ежегодная конференция Национальной
комиссии по меньшинствам с участием высокопоставленных индийских чиновников.
В своем выступлении глава комиссии Мохаммад Хамид Ансари заявил, что "каждый
шестой индиец принадлежит к религиозным меньшинствам. А значительная их
часть с точки зрения социально-экономического положения представлена
маргиналами". Привлекая внимание к проблемам этой части населения, глава
комиссии обошел молчанием положение ряда общин, которые не обладают
официальном статусом меньшинства. В частности, Ансари не упомянул джайнов.

Джайнизм возник в VI в. до н.э. Его легендарный основатель принц Вардхаман,
отрекшийся от власти, богатства и славы, своими аскетическими трудами стяжал
славу и последователей. За ним закрепились эпитеты Джина ("Победитель"),
Махавира ("Великий герой"), Санмати ("Благомыслящий"). С первым эпитетом и
связано название религии – джайнизм. Джайны верят в то, что Вардхамана был
последним из 24 тиртханкаров (буквально "создатель переправы"), которые
приходили в мир для того, чтобы снова и снова открывать путь из
материального мира в духовный. Тиртханкары возглавляют сложный иерархический
пантеон в джайнизме, включающий также богов, заимствованных из индуизма.

Тем не менее, несмотря на наличие большого числа богов, джайнизм считается
"атеистической" религией, поскольку он отрицает идею высшего бога' – Творца
вселенной. Основанием джайнизма являются "правильная вера", "правильное
знание" и "правильное поведение". Именно через них можно достичь
освобождения от кармы, то есть стать джиной. "Правильное поведение" означает
отказ от лжи, воровства и мирских приобретений. Частью "правильного
поведения" становятся целомудрие и ненасилие (ахимса). Последней добродетели
всю жизнь придерживался Махатма Ганди. С этим связана традиция закрывать все
индийские скотобойни в дни рождения Вардхаманы и Ганди, наиболее
прославленных проповедников ненасилия.

Заимствование индусских богов джайнами и джайнских идей – индусами, к
которым принадлежал Ганди, показывает, что длительное время индуизм и
джайнизм существовали и существуют в едином культурном поле. Помимо них в
этом поле находится буддизм, возникший, как и джайнизм, в VI в. до н.э., и
сикхизм, возникший на рубеже Средневековья и Нового времени. Сторонний
наблюдатель, подошедший к индийской религиозной действительности с западными
мерками, не смог бы понять, где кончается индуизм и начинается джайнизм, и
назвал бы все это религиозной анархией. Так и поступили английские
колонизаторы, выделившие "свой" индуизм с бесчисленным числом течений и
"чужие" религии: ислам, христианство, парсизм и иудаизм.

Из Южной Азии англичане ушли в 1947 г., оставив на обломках колонии два
государства – Индию и Пакистан. Граница между ними пролегла через штат
Пенджаб, где проживали сикхи. Их безуспешная борьба за независимость от Дели
в конечном итоге привела к тому, что власти осознали особое положение
сикхской общины. В свою очередь, буддисты были признаны меньшинством после
того, как в 1950-е гг. в буддизм в поисках социальной справедливости стали
переходить индусы из касты неприкасаемых. Это увеличило напряженность в
отношениях между индусской и буддийской общинами.

Понадобилась целая серия конфликтов для того, чтобы индийцы ощутили, что в
их культурном поле существуют самостоятельные вероучения – сикхизм и
буддизм, признанные религиозными меньшинствами.

Джайны после 1947 г. подобным испытаниям не подвергались. Сейчас они
проживают в основном в трех западных штатах – Раджастане, Махараштре и
Гуджарате. Община делится на две части – дигамбары ("одетые в пространство")
и шветамбары ("одетые в белое"). Первые ведут более строгую жизнь, чем
последние, отказывая себе даже в ношении одежды по примеру Вардхаманы.
Джайны насчитывают 4, 22 млн. человек (0, 41% от всего населения Индии).
Большая их часть проживает в городах (76, 11%). Среди них высока грамотность
(84, 09%).

Община богатая, поскольку ахимса принуждает джайнов заниматься
деятельностью, способной принести наименьший вред живым существам. Такой
деятельностью стало в основном предпринимательство. Община занимает в Индии
первое место по занятости своих членов в крупной торговле. Таким образом,
джайны не нуждаются в особой поддержке со стороны государства, что не
скажешь о многих представителях зарегистрированных религиозных меньшинств.
Это стало одной из причин отказа властей рассматривать джайнов в качестве
меньшинства. Другая причина – это отсутствие конфликтности с другими
религиозными общинами.

Но если отказывать джайнам в статусе меньшинств только потому, что они не
конфликтуют с соседями и не нуждаются в помощи государства, возникает
искушение рассматривать религиозное меньшинство не как реальный институт, а
как понятие, которым государство пользуется для достижения собственных
целей.

Предшественник нынешнего главы Комиссии по меньшинствам правовед Тахир
Махмуд неоднократно указывал правительству на несоответствие государственной
политики Конституции Индии и практики проведения переписей, согласно которой
джайны выделяются в отдельную общину. По словам Тахира Махмуда,
правительство часто предпочитало отмалчиваться. Зато радикальные индусские
организации всегда остро реагировали на его заявления, обвиняя Комиссию по
меньшинствам в незаконной деятельности, направленной на разрушение индийской
нации.

И все же в последнее время происходят положительные изменения в положении
джайнов. Если в 2005 г. Верховный суд Индии в очередной раз заявил, что "с
философской точки зрения джайнизм является реформистским движением внутри
индуизма", то в 2006 г. он признал, что, "бесспорно, джайнизм не является
частью индуизма". Джайны признаны меньшинством уже в шести штатах: Мадхья
Прадеше, Махараштре, Раджастане, Уттар Прадеше, Уттаранчале и Чхатисгархе.

Справедливым является вопрос: а нужен ли джайнам статус национального
меньшинства, если они им уже пользуются в местах своего основного
проживания? Судя по относительно слабой активности джайнов в борьбе за этот
статус, община не испытывает в нем острой нужды. Однако положение джайнов в
качестве непризнанного религиозного меньшинства обнажает противоречия
государственной политики в религиозной сфере, которые, очевидно, являются
результатом сочетания западной политической культуры и традиционных
представлений.



----------------------------------------------------------------------------
----


Петр Владимирович Топычканов – историк.

В избранное